Класс: 3.
Форма проведения: групповая.
Цели:
- Познакомить детей с новой классификацией животных по их групповым признакам;
- расширить кругозор учащихся;
- учить групповой работе;
- развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать;
- развивать умение составлять кластер;
- прививать любовь к природе, к предмету.
Технология: критическое мышление через чтение и письмо.
Оборудование:
1. У учащихся: конверты с текстами о различных группах животных;
конверты с планом презентации;
кроссворд;
основа под кластер;
учебник;
ручка, карандаш.
2. У учителя: карточки со словами: разнообразие, животные, звери, птицы,
насекомые, рыбы, моллюски, паукообразные, ракообразные, пресмыкающиеся,
земноводные, зоология;
иллюстрации животных к каждой группе;
учебник.
ТСО: DVD-фильм “Разнообразие животных”.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Фаза вызова.
Дети сидят по группам (5 групп по 5 человек) . Парты каждой группы обозначены определённым цветом (красный, жёлтый, голубой, зелёный, розовый). У каждой группы имеется конверт, в котором находится кроссворд с вопросами, заготовка для кластера, 5 текстов (формата А-4) о разных группах животных (на жёлтом листе – текст о моллюсках, на красном – ракообразные, на розовом– паукообразные, на голубом – пресмыкающиеся, на зелёном – земноводные). А так же маленькие конверты с планом презентации группы животных.
а) Учитель: – Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Выполнив это задание, вы прочтёте “ключевое слово”. Это и будет темой нашего урока.
Каждая группа решает кроссворд.
Проверка кроссворда
Учитель: – Какое ключевое слово у вас получилось?
Ученики: – Животные.
Учитель: – Правильно. Значит тема нашего урока “Животные” (тема фиксируется на доске).
– А кто знает, как называется наука, изучающая животных?
Ученик: – Зоология (фиксируется на доске карточкой со словом “зоология”).
Учитель: – Людей, изучающих животных, называют зоолога.
Следующий этап урока – это составление кластера.
в) Составление кластера.
Учитель: – Впишите ключевое слово на обратной стороне кроссворда в прямоугольник.
– Прочитайте ещё раз слова – отгадки и попробуйте всех животных из кроссворда разделить на группы. Используя названия этих групп составьте кластер.
Дети переворачивают лист с кроссвордом и на обратной стороне составляют кластер.
Учитель: – Какие же группы животных вы записали?
Ученики: – Звери, рыбы, птицы, насекомые (учитель ответы детей фиксирует на доске).
Учитель: – Подумайте, может быть какие-то ещё вы знаете группы животных.
Дополните свои кластеры.
Учитель: – А теперь давайте обобщим то, что у вас получилось.
Учитель мелом на доске записывает варианты ответов детей.
3. Фаза осмысления.
а) Работа в “рабочих группах”.
Учитель: – Вариантов много. Но кто же прав, мы узнаем в конце урока.
– Я предлагаю каждому из вас прочитать текст об одной группе животных. На конверте написаны фамилии и указан цвет вашей карточки, которая находится внутри конверта. Возьмите её. Ваша задача – ознакомиться с текстом, можно подчеркнуть то, что по-вашему мнению является важным, интересным, новым для вас.
б) Работа в “экспертных группах”.
Дети пересаживаются таким образом, что за одним столом сидят учащиеся , объединенные общей темой.
Учитель: – Теперь я прошу вас пересесть так, чтобы цвет вашей карточки соответствовал цвету стола.
– Вы опять сидите по 5 человек. Но вас объединяет вместе общая тема, т.е. вы изучаете одну и туже группу животных. На данном этапе задача ваших групп состоит в том, что вы должны сделать презентацию своей темы. Поможет вам в этом план, который лежит в маленьких конвертах. А так же вы должны выбрать из своей команды главного эксперта, который будет делать презентацию.. Эксперты группы смогут дополнить выступление.
в) Презентация изученных групп животных
К доске выходят по очереди по одному ученику (представители экспертных групп) и делают презентацию своей темы, другие дополняют с места.
Таким образом выступают 5 человек.
Во время выступления учитель вывешивает изображения животных представляемой группы.
г) Вторичное слушание темы.
Учитель: – Вы выслушали своих товарищей , а теперь, чтобы лучше всё запомнить и понять, я предлагаю вам посмотреть фильм обо всех этим группах животных.
Дети смотрят фильм “Разнообразие животных”
д) Работа в “рабочих группах”.
Учитель: – Пересядьте теперь в свои рабочие группы.
Дети пересаживаются так, как сидели в начале урока.
Учитель : – Теперь вернёмся к вашим кластерам, которые вы составили в начале урока. Я предлагаю вам отредактировать кластеры, которые вы составили в начале урока.
Дети по группам работают с кластерами.
5. Рефлексия.
Учитель: – Так какие группы животных вы ещё узнали на уроке и записали.
Ответы детей.
Дети называют группы животных, а учитель фиксирует на доске, выставляя карточки с опорными словами.
По мере редактирования кластера, учитель стирает с доски лишнее то, что было записано на первом этапе и обсуждается то, что осталось.
6. Работа с учебником. Стр. 92 (3)
Учитель : – А сейчас в заключение мы прочитаем интересные факты о животных, населяющих нашу планету.
Текст читает хорошо подготовленный ученик.
7. Домашнее задание.
Учитель: – Как разнообразен животный мир! Но это ещё не всё. Какие ещё группы животных существуют, вы узнаете, прочитав учебник на стр. 87–92. И можно по желанию подготовить сообщение о новых группах животных.
Приложение 1. Пресмыкающиеся.
Приложение 2. Земноводные.
Приложение 3. Паукообразные.
Приложение 4. Моллюски.
Приложение 5. Ракообразные.
Приложение 6. Кроссворд.
Приложение 7. Тесты к изучению.
Литература
- Энциклопедический словарь юного натуралиста под ред. Сыроечковской Е.Е. Изд. “Педагогика”, Москва, 1981.
- А.А.Плешаков. Окружающий мир 3 класс, ч.1. Изд. “Просвещение” Москва 2012.
- Сборник загадок.
- Видеопособие по программе “Окружающий мир”1, 2, 3 классы. фильм “Разнообразие животных и растений” ООО “Видеостудия КВАРТ”.
Самоанализ урока Михеевой Марины Вячеславовны.
3 класс. Окружающий мир.
Тема: “ Разнообразие животных”.
Цели урока:
- Познакомить детей с новой классификацией животных по их групповым признакам.
- расширить кругозор учащихся;
- учить групповой работе;
- развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать;
- развивать умение составлять кластер;
- прививать любовь к природе, к изучаемому предмету.
Технология: критическое мышление через чтение и письмо.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения – групповая.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
– внутренняя позиция школьника;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– самоанализ и самоконтроль результата;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
– поиск и выделение необходимой информации;
– применение методов информационного поиска;
– способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ,
сравнение).
Коммуникативные УУД:
– формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на
поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группе, учитывая позицию
собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Регулятивные УУД:
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном;
– коррекция;
– оценка.
Оборудование урока:
У учащихся: конверты с текстами о различных группах животных;
– конверты с планом презентации;
– кроссворд;
– основа под кластер;
– учебник;
– ручка, карандаш.
У учителя: карточки со словами: разнообразие, животные, звери, птицы, насекомые, рыбы, моллюски, паукообразные, ракообразные, пресмыкающиеся, земноводные, зоология; иллюстрации животных к каждой группе, учебник.
ТСО: DVD-фильм “Разнообразие животных”.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела “ Эта удивительная природа”.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.