Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Форма проведения: групповая.

Цели:

  1. Познакомить детей с новой классификацией животных по их групповым признакам;
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. учить групповой работе;
  4. развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать;
  5. развивать умение составлять кластер;
  6. прививать любовь к природе, к предмету.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо.

Оборудование:

1. У учащихся: конверты с текстами о различных группах животных;
конверты с планом презентации;
кроссворд;
основа под кластер;
учебник;
ручка, карандаш.

2. У учителя: карточки со словами: разнообразие, животные, звери, птицы, насекомые, рыбы, моллюски, паукообразные, ракообразные, пресмыкающиеся, земноводные, зоология;
иллюстрации животных к каждой группе;
учебник.

ТСО: DVD-фильм “Разнообразие животных”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Фаза вызова.

Дети сидят по группам (5 групп по 5 человек) . Парты каждой группы обозначены определённым цветом (красный, жёлтый, голубой, зелёный, розовый). У каждой группы имеется конверт, в котором находится кроссворд с вопросами, заготовка для кластера, 5 текстов (формата А-4) о разных группах животных (на жёлтом листе – текст о моллюсках, на красном – ракообразные, на розовом– паукообразные, на голубом – пресмыкающиеся, на зелёном – земноводные). А так же маленькие конверты с планом презентации группы животных.

а) Учитель: – Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Выполнив это задание, вы прочтёте “ключевое слово”. Это и будет темой нашего урока.

Каждая группа решает кроссворд.

Проверка кроссворда

Учитель: – Какое ключевое слово у вас получилось?

Ученики: – Животные.

Учитель: – Правильно. Значит тема нашего урока “Животные” (тема фиксируется на доске).

– А кто знает, как называется наука, изучающая животных?

Ученик: – Зоология (фиксируется на доске карточкой со словом “зоология”).

Учитель: – Людей, изучающих животных, называют зоолога.

Следующий этап урока – это составление кластера.

в) Составление кластера.

Учитель: – Впишите ключевое слово на обратной стороне кроссворда в прямоугольник.

– Прочитайте ещё раз слова – отгадки и попробуйте всех животных из кроссворда разделить на группы. Используя названия этих групп составьте кластер.

Дети переворачивают лист с кроссвордом и на обратной стороне составляют кластер.

Учитель: – Какие же группы животных вы записали?

Ученики: – Звери, рыбы, птицы, насекомые (учитель ответы детей фиксирует на доске).

Учитель: – Подумайте, может быть какие-то ещё вы знаете группы животных.

Дополните свои кластеры.

Учитель: – А теперь давайте обобщим то, что у вас получилось.

Учитель мелом на доске записывает варианты ответов детей.

3. Фаза осмысления.

а) Работа в “рабочих группах”.

Учитель: – Вариантов много. Но кто же прав, мы узнаем в конце урока.

– Я предлагаю каждому из вас прочитать текст об одной группе животных. На конверте написаны фамилии и указан цвет вашей карточки, которая находится внутри конверта. Возьмите её. Ваша задача – ознакомиться с текстом, можно подчеркнуть то, что по-вашему мнению является важным, интересным, новым для вас.

б) Работа в “экспертных группах”.

Дети пересаживаются таким образом, что за одним столом сидят учащиеся , объединенные общей темой.

Учитель: – Теперь я прошу вас пересесть так, чтобы цвет вашей карточки соответствовал цвету стола.

– Вы опять сидите по 5 человек. Но вас объединяет вместе общая тема, т.е. вы изучаете одну и туже группу животных. На данном этапе задача ваших групп состоит в том, что вы должны сделать презентацию своей темы. Поможет вам в этом план, который лежит в маленьких конвертах. А так же вы должны выбрать из своей команды главного эксперта, который будет делать презентацию.. Эксперты группы смогут дополнить выступление.

в) Презентация изученных групп животных

К доске выходят по очереди по одному ученику (представители экспертных групп) и делают презентацию своей темы, другие дополняют с места.

Таким образом выступают 5 человек.

Во время выступления учитель вывешивает изображения животных представляемой группы.

г) Вторичное слушание темы.

Учитель: – Вы выслушали своих товарищей , а теперь, чтобы лучше всё запомнить и понять, я предлагаю вам посмотреть фильм обо всех этим группах животных.

Дети смотрят фильм “Разнообразие животных”

д) Работа в “рабочих группах”.

Учитель: – Пересядьте теперь в свои рабочие группы.

Дети пересаживаются так, как сидели в начале урока.

Учитель : – Теперь вернёмся к вашим кластерам, которые вы составили в начале урока. Я предлагаю вам отредактировать кластеры, которые вы составили в начале урока.

Дети по группам работают с кластерами.

5. Рефлексия.

Учитель: – Так какие группы животных вы ещё узнали на уроке и записали.

Ответы детей.

Дети называют группы животных, а учитель фиксирует на доске, выставляя карточки с опорными словами.

По мере редактирования кластера, учитель стирает с доски лишнее то, что было записано на первом этапе и обсуждается то, что осталось.

6. Работа с учебником. Стр. 92 (3)

Учитель : – А сейчас в заключение мы прочитаем интересные факты о животных, населяющих нашу планету.

Текст читает хорошо подготовленный ученик.

7. Домашнее задание.

Учитель: – Как разнообразен животный мир! Но это ещё не всё. Какие ещё группы животных существуют, вы узнаете, прочитав учебник на стр. 87–92. И можно по желанию подготовить сообщение о новых группах животных.

Приложение 1. Пресмыкающиеся.

Приложение 2. Земноводные.

Приложение 3. Паукообразные.

Приложение 4. Моллюски.

Приложение 5. Ракообразные.

Приложение 6. Кроссворд.

Приложение 7. Тесты к изучению.

Литература

  1. Энциклопедический словарь юного натуралиста под ред. Сыроечковской Е.Е. Изд. “Педагогика”, Москва, 1981.
  2. А.А.Плешаков. Окружающий мир 3 класс, ч.1. Изд. “Просвещение” Москва 2012.
  3. Сборник загадок.
  4. Видеопособие по программе “Окружающий мир”1, 2, 3 классы. фильм “Разнообразие животных и растений” ООО “Видеостудия КВАРТ”.

Самоанализ урока Михеевой Марины Вячеславовны.

3 класс. Окружающий мир.

Тема: “ Разнообразие животных”.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новой классификацией животных по их групповым признакам.
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. учить групповой работе;
  4. развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать;
  5. развивать умение составлять кластер;
  6. прививать любовь к природе, к изучаемому предмету.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения – групповая.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:
– внутренняя позиция школьника;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– самоанализ и самоконтроль результата;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:
– поиск и выделение необходимой информации;
– применение методов информационного поиска;
– способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:
формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группе, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
– коррекция;
– оценка.

Оборудование урока:
У
учащихся: конверты с текстами о различных группах животных;
– конверты с планом презентации;
– кроссворд;
– основа под кластер;
– учебник;
– ручка, карандаш.

У учителя: карточки со словами: разнообразие, животные, звери, птицы, насекомые, рыбы, моллюски, паукообразные, ракообразные, пресмыкающиеся, земноводные, зоология; иллюстрации животных к каждой группе, учебник.

ТСО: DVD-фильм “Разнообразие животных”.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела “ Эта удивительная природа”.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.