Метод проектов и элементы дистанционного обучения при изучении темы "Базы данных" в Училище олимпийского резерва

Разделы: Информатика


ГБОУ “МСС УОР №2” Москомспорта занимается подготовкой спортсменов по 20 видам спорта.

Другим, не мене важным направлением деятельности училища является обучение. Училище обеспечивает обязательный образовательный уровень подготовки учащихся для выдачи в 9 классе свидетельства об основном общем образовании, в 11-м классе – аттестата о среднем полном образовании и по окончании 4 курса – диплома о среднем специальном образовании (по специальности “Физическая культура”).

При организации учебной деятельности мы принимаем во внимание следующие обстоятельства:

– Спортивный календарь большинства из представленных в училище видов спорта предполагает длительное отсутствие учащихся в школе. Спортсмены, являясь членами молодежных сборных команд, вынуждены длительное время находиться на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Некоторые учащиеся отсутствуют до 80% учебного времени.
– Пики спортивной деятельности для каждого вида спорта приходятся на разное время учебного года

Для уменьшения воздействия на учебный процесс этих неблагоприятных факторов мы структурируем учебный материал, подстраивая скорость и последовательность прохождения учебной программы под спортивный календарь учащихся класса, применяя при этом как уже известные, проверенные временем, так и инновационные методики.

Так при изучении темы “Базы данных” мы используем метод учебного проекта и элементы дистанционного образования.

Эти технологии предоставляют больше свободы в выборе режима обучения и адаптируется под индивидуальные требования и обстоятельства учеников.

Спортсмены учатся в оптимальном для себя режиме, следуя при этом учебному плану, выполнение которого строго контролируется преподавателем.

Успешность изучения таких абстрактных для учащихся тем, как базы данных, сильно зависит от внутренней мотивации учащихся и от их личной заинтересованности. Поэтому мы связали эту тему с близкой и значимой для них предметной областью – учетом тренировочных нагрузок в избранном виде спорта. Надо отметить, что подобные программы (электронные спортивные дневники) слабо представлены в компьютерном мире, причем для каждого вида спорта эти программы имеют довольно значимые отличия т.к. каждый вид спорта и даже каждая тренерская методика имеют свои нюансы, которые можно и нужно отразить в программе электронного дневника. Таким образом, наши учащиеся при изучении темы “Базы данных” самостоятельно проектируют и создают в СУБД MS Access базу данных под названием “Спортивный дневник” и заносят в нее данные своих тренировок. В этом задании заинтересованы и их тренеры, т.к. одна из тенденций современного спорта – учитывать статистические показатели по многим параметрам соревнований и тренировочного процесса, поэтому спортсмены должны уметь создавать, вести и обрабатывать компьютерную базу данных “Спортивный дневник”.

В этой работе учащиеся должны спроектировать и создать базу данных, состоящую из нескольких связанных между собой таблиц, в состав которой входят:

– Форма для ввода и просмотра данных,
– кнопочная форма с макросами – заставка,
– запросы: запрос на выборку записей по заданным параметрам, параметрический запрос на выборку тренировок за заданный период
– отчеты для вывода: список тренировок за выбранный период и итоговый отчет со статистикой

Используя разработанные нами методические материалы, наши ученики могут выполнять работу на уроке в школе или самостоятельно во время выездов на учебно-тренировочные сборы.

Методический паспорт проекта.

Тема проекта: Создание базы данных “Спортивный дневник” .

Цели:

– Ознакомление учащихся с реляционными базами данных.
– Получение начальных знаний, умений и навыков по технологиям проектирования и создания базы данных с заданными параметрами.
– Создание базы данных “Спортивный дневник” и работа с ней.
– Формирование навыков самостоятельной работы с информацией и современными технологиями ее обработки.

Задачи:

– Изучение теории по теме “Базы данных”.
– Изучение возможностей СУБД MS Access как пример работы с реляционной базой данных.
– Выделение и типизация параметров, подлежащих учету в базе данных “Спортивный дневник”.
– Нормализация данных, группировка параметров и создание таблиц.
– Ввод и редактирование данных.
– Создание кнопочных форм и макросов.
– Создание запросов и отчетов.

Возраст учащихся – 11 класс.

Время работы над проектом – 18 учебных часов.

Режим работы – индивидуальная работа.

Обеспечение:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:

  • компьютер с установленным программным обеспечением: Microsoft Access;
  • медиапроектор;
  • учебник “Информатика и информационные технологии. 11 класс” Н. Д. Угринович;
  • рабочая тетрадь;
  • методические разработки.

ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

  • основные навыки работы с компьютером;
  • умение работать с бумажными и электронными источниками информации.

Мотивация к работе:
использование в учебной деятельности важной и значимой для обучающихся предметной области, связанной с избранным видом спорта

Предполагаемые приращения:

– Ознакомление учащихся с реляционными базами данных.
– Получение начальных знаний, умений и навыков по технологиям проектирования и создания базы данных с заданными параметрами.

Обобщающие понятия:
– компьютер, как универсальное устройство получения, хранения, обработки и передачи информации;

Развитие навыков:
– самостоятельной работы с источниками информации;
– самостоятельного принятия решений;
– мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе и структурировании;
– коммуникативности;
– самоанализа и рефлексии;

Воспитание уважения к себе и к другим.

Расширение кругозора.

Поэтапная разработка проекта.

Уроки 1–3. Изучение теоретического материала по теме “Базы данных”.

Рассматриваются вопросы:

– Базы данных. Определение и примеры баз данных.
– Системы управления базами данных. СУБД Access.
– Типы баз данных.
– Табличные реляционные базы данных.
– Типы полей СУБД Access.

Для спортсменов, находящихся на учебно-тренировочных сборах подготовлена методичка со ссылками на учебник. Приложение 1.

Урок 4. Письменная самостоятельная работа по теме “Базы данных”. Приложение 2.

На следующих уроках учащиеся выполняют практические задания по созданию и работе с объектами базы данных. Каждый этап работы предваряется объяснением учителя с использованием медиапроектора. Выдаются методические разработки.

Урок 5–6. Разработка информационной модели тренировочного процесса в избранном виде спорта. Создание таблицы “Дневник тренировок” в электронных таблицах MS Excel.
Приложение 3.

На этом этапе требуется обсуждение модели и индивидуальная работа педагога с каждым учеником.

Урок 7–8. Создание реляционной базы данных в MS Access. Импорт созданной ранее в MS Excel таблицы “Дневник тренировок” в СУБД Access. Определение типов данных для всех полей таблицы. Создание вспомогательных таблиц и связей между таблицами.
Приложение 4.

Урок 9–10. Создание формы для ввода и просмотра данных. Ввод данных о результатах не менее 30 тренировок. Приложение 5.

Урок 11–12. Создание кнопочной формы – “Заставка”, которая открывается автоматически при запуске базы данных. Кнопка на Заставке запускает макрос, открывающий форму ввода и редактирования данных и закрывающий Заставку. Приложение 6.

Урок 13–14. Создание запросов на выборку записей по заданным параметрам и параметрического запроса на выборку тренировок за заданный период времени.
Приложение 7.

Урок 15–16. Создание итогового отчета по базе данных. Приложение 8.

Урок 17–18. Представление и защита проектов.

Литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.