Семинар-практикум для родителей "Что значит по-настоящему любить своего ребенка". 1-й класс

Разделы: Работа с родителями

Класс: 1


Цель: Осознание родителями ответственности за дальнейшую судьбу ребенка.

Задачи:

  1. Объяснить родителям, что детство находится под защитой государства.
  2. Объяснить, в чем заключается сущность родительской любви.
  3. Мотивировать родителей на общение с ребенком, показать роль родительских установок, и их влияние на ребенка.

Вводная часть.

Приветствие. Игра “Игра в мяч”.

Цель: Знакомство участников родительского собрания. Настрой родителей на рабочий лад.

Родители стоят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из участников, называет себя по имени, и говорит о себе очень коротко (2–3 предложения), произносит фразу, обращенную ко всем остальным родителям: “Добрый день”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” или любой приветственный жест и т. д. Бросает мяч следующему участнику.

Основная часть.

1. Мини– лекция: “Защита прав и достоинств ребенка”.

Взаимодействие ребенка с родителями является главным опытом взаимодействия с окружающим миром. Опыт закрепляется, формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Необходимо, что бы родители учились понимать своего ребенка, начиная уже с раннего возраста. Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья для ребенка – это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребенка, поэтому и в воспитании приоритет, бесспорно, принадлежит семье. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные “ образцы”, по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение. Если родители не понимают своего ребёнка, это порождает у него чувство чувство неполноценности, которое польский психолог К. Обуховский назвал “комплексом Золушки”. У каждого ребенка с “комплексом Золушки есть еще и “комплекс Феи” – ожидание, что кто-то спасёт его, поймёт и полюбит. И Ваш ребёнок в дальнейшем может довериться совсем не тем людям. Девочек и мальчиков с раннего возраста, необходимо предупреждать о том, что некоторых контактов со взрослыми следует избегать. А помощь, внимание и поддержку они должны получать от Вас, уважаемые родители. С момента рождения вашего ребенка, вы принимаете ответственность на себя за родившегося человека. Врачи – психиаторы считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний. Обследование большой группы лиц, осужденных за тяжелые преступления сотрудниками МВД, показали, что 80–85% преступников не имели эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых отношений со своими родителями в детстве. Существует ряд документов, регламентирующих степень вашей ответственности. Прежде чем коротко передать суть их содержания предлагаю вам мини – анкету.

Мини – анкета для родителей.

“Можно ли считать нарушением прав ребёнка?”

  1. Лишение свободы движения.
  2. Уход родителя из дома на несколько часов, и оставление ребенка одного.
  3. (Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ, запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  4. Применение физического насилия к ребенку.
  5. Унижение достоинства ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, трусость, садизм).
  6. Угрозы в адрес ребенка.
  7. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  8. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждам.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие. Защиту от эксплуатации, насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей. Включая охрану здоровья, возможность получения образования.

Семейный кодекс РФ ст. 63 предусматривает, что родители не в праве причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство общение, их оскорбление или эксплуатацию. Важно, что бы дети росли в атмосфере уважения, и не страдали от негативных последствий.

В слабых руках детей – наше с вами будущее, наш завтрашний день. Многие родители при негативном поведении или выполнении уроков используют телесные наказания, угрозу, запугивания, проявляют чрезмерную строгость. При этом не придают значения переживаниям детей. Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои ценностные ориентиры, и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Игра “Давайте поздороваемся”.

Цель: Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

Варианты сигнала ведущего:

Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнёрам.

Звонок колокольчика – поздороваться “спинками”.

Запрет: для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

Задание “Продолжи запись”.

На листочках продолжите: Любить своего ребенка – это значит…

А теперь давайте зачитаем. Что у нас получилось? Обсуждение ответов родителей.

2. Мини-лекция “Любить своего ребенка – что это значит? Влияние родительских установок на ребёнка”.

Природу родительской любви люди понимают по-разному. Для одних любовь – это неусыпный контроль, для других постоянное выражение нежности. Для третьих уход и материальное обеспечение, для четвертых предоставление свободы. Что же значит любить своего ребенка?

Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не “испортим” ли мы их, если будем любить слишком сильно?

Юлия Гиппенрейтер – доктор психологических наук, считает, что любить ребенка – это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку независимо от его возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным. А ребенок без любви просто не может нормально развиваться.

Что даёт ребёнку родительская любовь? Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом и даже молчанием – мы сообщаем ему, что то о нём. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение “ я хороший”, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение “ со мной что-то не так”, “ я плохой”. Наказание ребёнок воспринимает как сообщение “ Ты плохой!”, критику – “Ты не можешь!”, невнимание – “Мне до тебя нет дела” или даже “ Я тебя не люблю”. Поэтому заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение ему сейчас посылаем. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью с маленькими детьми родители обычно более внимательны и ласковы. Но по мере взросления и возникновения каких – либо проблем, мы всё сильнее стремимся его “воспитывать”. Мы просто не фокусируем своё внимание на том, как обращаемся с детьми. А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова. Для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий. Ребёнок делает вывод “ Меня не любят”, “ Я им не нужен”. Дети не уверены в нашем к ним отношении. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя эмоциональная бухгалтерия. Детям часто не хватает внешних “сигналов” любви. А ведь положительное отношение к себе – это основа психологического выживания человека.

Поэтому ребёнок постоянно ищет подтверждение нашей любви, борется за неё, хочет знать, что он хороший.

Как родителям выражать свою любовь?

Говорить больше тёплых слов: “Мне хорошо с тобой”, “Я рад тебя видеть”, “Хорошо, что ты пришёл”, “Мне нравится как ты….”, “Я по тебе соскучилась”, “Как хорошо, что ты у нас есть”. Не нужно забывать и обнять ребёнка, приласкать, коснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря. Что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. У детей есть потребность “подзаряжаться” нашей любовью. С возрастом формы “подзарядки” меняются: это и семейные чаепития, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные игры и посиделки…. Эти семейные ритуалы необходимы ребёнку, что бы чувствовать: мы вместе.

Но как же быть с воспитанием? Воспитание – это не дрессура (использование кнута и пряника), и родители существуют не для того. Что бы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего с ребенком нужно построить человеческие отношения. Прежде чем воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка. Мама говорит дочери: “Будешь хорошей девочкой, будешь хорошо учиться, я буду тебя любить”. Но любовь не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна, и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не “ за то, что он….” и “не только если он…”, а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно всё остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину и т.д.

Может ли быть родительской любви слишком много?

Настоящей любви к ребенку – ответственной, уважительной и дружеской – много не бывает. По мнению детского психолога с мировым именем Дугласа Блоха: “ То, что ребенок слышит, – это то, чем он станет” К несчастью, дети не успевают развивать в себе способность фильтровать, что вводится в их ментальный компьютер. Они не могут сказать: “ Эту похвалу я принимаю, а эту критику отвергают”. Впоследствии ребёнок может пересмотреть свой опыт и отредактировать ранние программы, но изначально он покорно внимает тем, кто о нем заботится. Вот несколько примеров того, как негативные словесные послания влияют на жизнь ребенка.

Вредное утверждение Негативное представление ребёнка Негативные последствия
Не смей орать! Мое возмущение – это плохо.

Мне нельзя открыто выражать свои чувства.

Ребёнок подавляет гнев, и всю жизнь подстраивается под окружающий.
Ты меня в гроб вгонишь! Маме из-за меня плохо Ребёнок чувствует свою ответственность за проблемы окружающий.
Ну почему ты не такой, как все? Меня не любят Ребёнок сравнивает себя с другими и никогда не чувствует себя достаточно хорошим.
У тебя никогда ничего не получится. Я глупый.

Я ничего не знаю.

Ребёнок обескуражен, и подавлен. Он уверен, что никогда не добьется успеха, так, что и не пытается. Самооценка занижена.

Давайте проведём эксперимент, который покажет, насколько вербальное насилие до сих пор влияет на нашу собственную жизнь. Вспомните своё детство и воскресите в памяти негативное слово или фразу, которые вам сказал родитель, родственник, учитель или другой ребёнок. Это могли быть постоянные нотации или замечание. Вспомнить их помогут следующие фразы:

Слова, которые убивают.

– Ты никогда ничего не добьёшься.
– С чего ты решил, что ты не такой, как все?
– Неужели ты ничего не можешь сделать, как следует?
– Я всё время за тебя беспокоюсь.
– Опять ты всё проворонишь.
– У тебя в комнате вечно беспорядок.
– Когда ты наконец начнёшь учиться?
– Ты неуклюжий.
– Ты лентяй.
– Ты эгоист.
– Ты дурак.
– Ты толстый.
– Ты слабый.
– Ну почему ты не такой, как твой брат или сестра?
– Если не можешь сказать ничего умного, лучше помолчи.
– И зачем я тебя родила?
– Оставь меня в покое.
– Большие мальчики не плачут.
– Сам виноват.
– Ты плохой.
– Ты плохая.

Теперь закройте глаза и повторите выбранную фразу не меньше двадцати раз. А потом оцените свои чувства. Какие у вас возникли физические ощущения? Каким вы видели себя самого? Какие у вас эмоции? Спросите себя влияют ли эти слова на мою нынешнюю жизнь? Может быть я до сих пор переживаю их негативные последствия?

А теперь представьте себе, как такие слова могут повлиять на впечатлительного, открытого ребёнка.

Некоторым детям повезло: родители отправляют им позитивные сообщения. Например, преуспевающий предприниматель рассказывал. Что . когда ему было 3 года. Мать укладывала его спать, садилась рядом и шептала ему на ухо: “ Ты сумеешь сделать всё, что захочешь. Предела твоим достижениям не будет”. Едва ему исполнилось 20, он основал собственный кораблестроительный завод. Взвешивайте каждое слово, прежде чем сказать его своему ребенку. Осуждайте поступок, а не самого ребенка.

3. Заключительная часть.

Игра “ Клубок мнений”.

Цель: рефлексия занятия.

В заключении нашей встречи я прошу передавать мяч друг другу и озвучивать, как же нам родителям выражать свою любовь?

Запомните, мы вкладываем в ребенка силы и средства…. чтобы отпустить его в жизнь. Не забывайте, что родительская любовь на самом деле может быть Волшебной!
На этом наша встреча подошла к концу, большое Вам спасибо за совместную работу.

Литература

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. “ФСТ _ ПРЕСС”, М. 1999 г.
  2. Дуглас Блох “Говорить с ребенком. Как?” Прайм – Еврознак СПб.2007 г.
  3. Гиппенрейтер Ю. “Общаться с ребёнком. Как?” АСТ: Астрель, 2007 г.
  4. Некрасова Зыряна и Нина “ Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти”. София 2007 г.
  5. Марковская И.М. “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”. Речь, Спб. 2006 г.
  6. Лютова Е.К. Тренинг взаимодействия родителей с детьми”. Речь, СПб. 2006 г.