Урок химии по теме "Качественное определение ионов металлов в реке Лысьва". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Образовательная цель урока:  актуализировать знания учащихся по определению ионов металлов с помощью качественных реакций.

Деятельностная цель: отработать умение качественного определения ионов металлов через выполнение компетентностно-ориентированного задания.

Задачи.

Образовательные:

  • повторить понятия качественные реакции, индикаторы;
  • формировать умения учащихся применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни.

Развивающие:

  • формировать у учащихся рациональные приемы мышления – анализ, сравнение.

Воспитательные:

  • прививать желание учиться активно;
  • научить самостоятельно работать, чтобы успешно сдать экзамен в 9 классе.

Форма урока: химический практикум.

Ход урока

1. Организационный момент (Презентация). Слайд 1

2. Мотивационный этап урока - введение в проблему. Слайд 2

- Знаете ли вы, что ресурсные возможности нашего организма неограниченны, и мы можем, прожить не 50, 90 и даже не 100 лет, а намного больше!

- Как вы думаете, от чего зависит продолжительность жизни?

- Что вы понимаете под понятием экологическая среда? Слайд 3

- Давайте поговорим только об одном из них, самом распространённом и самом важном для нашей жизни. О воде. Слайд 4

Уже всем давно известно, что неочищенная вода в открытых водоёмах может содержать огромное количество вредных химических соединений.

- Перед вами на слайде самые распространённые и опасные из них. Слайд 5

Причём большее количество из них соли тяжёлых металлов.

- Как вы думаете можно ли пить неочищенную воду из реки Лысьва? Слайд 6

Ответы учеников. (А вы можете ответить, почему?)

- Давайте (убедимся) опытным путём ответим на этот вопрос. Слайд 7

Тема нашего урока: “Качественное определение ионов металлов в воде реки Лысьва”.

Одним из самых распространённых и доступных методов определения качественного состава воды является метод осаждения. Этот метод активно используется в химических лабораториях завода “Полистил”. Слайд 8

- Какая справочная таблица нам необходима для определения реакций на осаждение. С помощью какого иона мы можем осадить все ионы металлов.

(-ОН - ) Какое вещество содержит такой ион среди ваших реактивов. (NaOH)

Но есть и специфические реактивы.

Ваша задача – определить есть ли в воде реки Лысьва вредные соединения. Слайд 9, 10

Вам даны пробы воды с разных участков реки, реактивы, таблица для идентификации, инструктаж по Т.Б.

Задача каждой группы – определить есть ли в воде вредные вещества, и какие именно?

Результаты вы заносите в таблицу по идентификации, если вещество присутствует, ставите знак (+) записываете уравнение прошедшей химической реакции в молекулярном и ионном виде, затем ионное уравнение на доску. Слайд 11

Определяемый ион Результат определения Реактив на ион Результат определения(+)
Pb2+ Cl2

Белый осадок

   
Hg2+ SO4

Белый студенистый осадок

   
Zn2+ SO4

Зеленоватый осадок, который

со временем буреет

   
MnSO4

Осадок бурого цвета

   
CuSO4

Синий осадок

   

Давайте вернёмся к нашему вопросу. Можно ли пить неочищенную воду из реки Лысьва? Слайд 12, 13

А теперь, посмотрите, какое вредное влияние могут оказать на организм человека ионы металлов, которые вы определили в воде реки Лысьва.

Слайды 14, 15, 16

Как можно оградить себя от этого вредного воздействия?

Ответы детей.

В промышленных масштабах её очищают на специализированных очистных сооружениях нашего города. А в быту? Слайд 17–19

Ответы детей.

Наш урок заканчивается, а итог урока я предлагаю подвести с помощью интересного метода: который называется “метод пяти пальцев”

Метод “пяти пальцев” (по Л. Зайверту). Слайд 20

М (мизинец) – мысли, знания, информация. Мыслительный процесс.

Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?

Б (безымянный ) – близость к цели.

Что я сегодня сделал и чего я достиг?

С (средний палец ) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение.

Что было связано с положительными эмоциями?

У (указательный ) – услуга, помощь. Сотрудничество.

Чем я сегодня помог другим?

Б (большой палец ) – бодрость, физическое состояние.

Что я сделал для своего здоровья?

Оценки за урок вы узнаете после проверки ваших работ на следующем уроке.

Слайд 21