Данное пособие было разработано для кружка "Юный Художник" в учреждении дополнительного образования, для учителей начальных классов и для воспитателей дошкольных учреждений.
Во все программы дошкольного и начального школьного образования всегда традиционно входили занятия так называемым «трудом», под которым подразумеваются различные «рукоделья» – поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью, нитками и т.п. (теперь этот предмет в школе называется «Технология»). Главная ценность этих занятий также традиционно связывалась с художественно творческим развитием ребенка, а также с развитием моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца и т.п.
Между тем «ручной труд» – это не только интересное, но и крайне полезное для общего развития ребенка занятие. Умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением его деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. Очень многие дети 6-7 лет все еще сильно «завязаны» на необходимость действовать руками – ведь только манипулируя предметами, ребенок постигает их свойства и особенности. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительным, слуховым и обонятельным восприятием в сложные интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу развития мышления – наглядно-образному, когда операции производятся не самими предметами, а их образами.
Важно отметить также и личностный аспект ручного труда, когда продукт, полученный в результате приложенных усилий, оказывается ценным в глазах окружающих, то у человека формируется базовая, глубинная убежденность в собственной компетентности. Это относится не только к взрослому человеку, но и к ребенку. В том случае, если в результате самостоятельной деятельности ребенок получает ценный с точки зрения взрослых продукт, знаменитая формула трехлетнего человека «Я сам» дополняется очень важным словом «могу»: «Я могу это сам», «Я справлюсь». Так формируется психология победителя. Люди, обладающие внутренней убежденностью, сталкиваясь со сложной задачей, думают не о том, насколько она сложна, а над тем, как ее решить, и обычно достигают успеха. Неудача же для них – не повод опустить руки, а возможность получить новые знания, изыскать дополнительные ресурсы. В случае же, когда продукты, созданные ребенком, оказываются невостребованными и неоцененными, у него формируется глубинное осознание собственной неуспешности как деструктивная альтернатива компетентности. И это осознание может оказать влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому при создании изделия важно донести до ребенка ценность его труда, объясняя для чего и почему ему нужно заняться именно этой работой, что способствует появлению не только интереса к производству красивой поделки, но и появлению веры в собственную значимость.
Одним из популярных разновидностей ручного труда является бумагопластика, это художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала– бумаги. Благодаря данному виду ручного труда дети могут создавать оригинальные поделки для подарков близким и друзьям, игрушек для себя, панно или картин для украшения комнаты. Таким образом, бумагопластика способствует развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, личностного роста и осознания собственной значимости ребенка и его труда.
Техника бумагопластики предоставляет для фантазии широкие возможности, в ней применяется вырезание, складывание, а также пришивание и склеивание. Данное методическое пособие дает представление о создании цветов из бумаги разной сложности, что может оказаться полезным в работе воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Здесь представлены способы создания декоративных цветов из бумаги путем простых манипуляций с ножницами и клеем, с помощью чего можно получить довольно красивые и оригинальные изделия из обычной цветной бумаги, которое порадует ребенка и украсит его комнату или послужит хорошим подарком для любимого и близкого человека
Актуальность данного пособия обусловлена необходимостью активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия, углубления знаний обучающихся, не замыкаясь на базовом дошкольном и школьном образовании, поиска постижения экологических проблем детьми через их творчество;
Цели и задачи:
– формирование у детей начальных знаний,
умений и навыков у детей в работе с бумагой;
– изучение и освоение разнообразных приемов
преображения живого цветка при помощи бумаги,
ножниц и клея;
– выявление и развитие индивидуального почерка
при работе в технике бумагопластика;
– воспитание бережного отношения к природе,
любви к своей Родине.
Изготовление весеннего букета из бумаги
Необходимые материалы и инструменты: цветная бумага формата А4, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, стирательная резинка, любой предмет круглой формы диаметром 3 см.
Окружающая нас природа является прекрасным
объектом для наблюдения. Но многие пользуются
этой красотой, срывая полевые и декоративные
цветы в неограниченном количестве, которые
быстро увядают и теряют свою красоту.
Бумагопластика может помочь справиться ребятам
с этой проблемой: создать дивный весенний букет,
которой не завянет, в который будет вложены
любовь, усердие и трудолюбие, и благодаря чему
многие цветы останутся расти на полянах и
радовать наш глаз.
Далее будут представлено поэтапное создание
пяти разнообразных цветов: ромашка, лютик,
гиацинт, ирис или лилия и роза.
Список литературы
1. Ильин В.А. Потребность ребенка в
созидании. http://adalin.mospsy.ru, 2007.
2. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.:
Летний сад, 2000.