Урок русского языка по теме "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: повторение изученного в 5 классе.

Место урока в программе: первый из 3х по данной теме.

Авторы УМК: Русский язык 5–9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.

Цель: продолжение развития познавательной самостоятельности в изучении родного языка, осознание его определяющей роли в развитии творческих способностей и моральных качеств личности посредством правильного употребления в речи конструкций, осложняющих простое предложение.

Задачи:

  • Личностные: способствовать осознанию ценности культуросообразной личности в современном обществе, умению выбирать нравственную модель поведения.
  • Метапредметные: закрепить навыки парной работы; устного ответа; синтеза, анализа, умения делать выводы; выделять информацию; ставить цели; проводить самоанализ и самооценивание; рефлексию.
  • Предметные: обобщить понятие простого осложненного предложения, уметь видеть такие предложения в тексте, делать синтаксический и пунктуационный анализ таких предложений, уметь строить простые осложненные предложения и употреблять их в речи.

План урока:

1. Вызов (мотивация).
2. Постановка целей и осмысление учебных задач.
3. Актуализация знаний.
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5. Рефлексия.

Методы и приемы: работа в парах, дискуссия, работа у доски, устный ответ.

Тема недели: “Культура – красота, создаваемая человеком”.

План для детей:

  1. Красота целеполагания.
  2. Лицом к лицу: я тебе желаю.
  3. “Как звери стали людьми”
  4. Венец творенья.
  5. Для питания духовной оси.

Ход урока

Этап урока Используемые ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Вызов (мотивация) Доска. Записано число, Классная работа, план урока для учащихся, тема недели, тема урока: “В человеке все должно быть прекрасно:…”

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в этот осенний день! Садитесь, пожалуйста. Ознакомьтесь с темой и планом урока. Есть ли вопросы?

– Запишите, пожалуйста, число, тему урока и дополните ее тем, что, по вашему мнению, должно быть прекрасно в человеке.

– Как вы думаете, как соотносится наша тема с русским языком?

– Так что же мы исследуем сегодня?

Обучающиеся приветствуют учителя, изучают тему и план. Обмениваются мнениями. Уточняют, что именно должно быть прекрасно в человеке.

Записывают тему, дополняют, зачитывают несколько вариантов. Учитель вместо многоточия вписывает самые интересные варианты.

Высказывают мнения, что речь тоже должна быть прекрасна.

Вспоминают, что на прошлых уроках говорили о простом предложении, главных и второстепенных членах. Предполагают, что разговор о простом предложении продолжится.

Пользоваться ознакомительным и изучающим видами чтения(П); умение формулировать собственное мнение, аргументировать его (К); коррекция (Р)

Нравственно – этическая ориентация, личностный моральный выбор (Л); оформлять свои мысли в устной и письменной форме(К).

Установка причинно – следственных связей (П); высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

Выдвижение гипотез и из обоснование (П), анализ полученных знаний(П), умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения (К).

Постановка целей и осмысление учебных задач.

– А зачем нам так подробно разбирать структуру простого предложения?

– Спасибо за интересные мнения! Запишите, пожалуйста, какой цели вы бы хотели достичь сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос, обмениваются мнениями.

Записывают цель. Озвучивается несколько вариантов.

Способность к целеполаганию (Р), установка причинно – следственных связей (П), высказывать и обосновывать свою точку зрения (К), самоопределение, смыслообразование (Л).
Актуализация знаний.

Доска.

– Ну что ж, вперед к достижению цели? Какой пункт плана нам предстоит выполнить?

– Позвольте предложить вам работу в парах.

Обратитесь, пожалуйста, друг к другу с добрым пожеланием, начните свое предложение с имени собеседника. Полученные пожелания запишите.

“Лицом к лицу: я тебе желаю”

Работают в парах, записывают предложения с обращениями. Зачитывают несколько пожеланий, то, которое больше всего понравилось, записывает на доске пара обучающихся.

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью (Р).

Нравственно – этическая ориентация (Л), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П), умение работать в паре (К).

– Выполните, пожалуйста, пунктуационный анализ своего предложения. Если возникают трудности, обратись за помощью к ребятам. А вы, ребята, проанализируйте свои предложения.

– Идем дальше? Что впереди?

Выполняют пунктуационный анализ, находят обращение, делают вывод о том, что предложение осложнено.

“Как звери стали людьми”

Умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщением (К), умение договариваться, осуществлять взаимный контроль (К), классификация объектов по выделенным признакам(П), анализ, синтез, выведение следствия (П).

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью (Р).

Компьютер и колонки.

Чтение учителем под музыку (Запись 1) и идейно – тематический анализ сказки “Как звери стали людьми” (Приложение 1). Обсуждение прочитанного, идейно-тематический анализ, вывод.

Этическое оценивание усваиваемого содержания (Л), понимание основной и дополнительной информации текста, воспринятого на слух (П), строить рассуждение (П), высказывать и обосновывать свою точку зрения (К), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К).
Откидная доска. Подарок учителя – мудрая мысль (записана на откидной доске) “Музыка и краски есть во всем! К сожалению, многие глухи и слепы к прекрасному” (Г.Миллер).

– Запишите, пожалуйста, эту мысль. Согласны ли вы с ее автором?

– Давайте выполним синтаксический разбор второго предложения.

Записывают мудрую мысль. Высказывают мнения.

Работают в тетради. Один у доски.

Разбор предложения, выяснение, чем осложнено это предложение.

Умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщением (К), классификация объектов по выделенным признакам(П), анализ, синтез, выведение следствия (П).

– Давайте обратимся к плану. Что уже сделано, а что еще предстоит?

– Еще раз взгляните на тему урока. Рассмотрим это предложение с точки зрения филологии. Графически объясните постановку знаков препинания.

“Венец творенья”.

Работают в тетради. Один у доски. Выделение однородных членов предложения с обобщающим словом, вывод об осложненности предложения.

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью (Р)

Умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщением (К), классификация объектов по выделенным признакам(П), анализ, синтез, выведение следствия (П)

– Давайте еще раз взглянем на все предложения, с которыми мы работали сегодня. Что их объединяет?

– Назовите конструкции, осложняющие простое предложение.

– Все ли конструкции мы вспомнили?

Обобщают, делают вывод, что все предложения простые осложненные.

Устные ответы с места. (Обращения, вводные слова, однородные члены)

Дискуссия. Обобщение. (Вспомнили не все – забыли про сравнительный оборот)

Умение систематизировать информацию, представленную в разных формах (П), анализ, вывод (П), смыслообразование (Л), умение сравнивать разные точки зрения, прежде, чем делать выводы (К), смысловое чтение (П);

Установление причинно-следственных связей (П); построение устного высказывания (К);

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

– Вы совершенно правы. И чтобы не обойти вниманием сравнительный оборот, позвольте предложить вам небольшую творческую работу. Найдите и запишите в тетрадь стихотворение любимого автора, в котором есть сравнительные обороты, графически обозначьте их. Укажите их художественную функцию. Если задание вызовет трудности, то выполните упражнение № 145 Записывают домашнее задание. Самоопределение (Л), нравственно – этическая ориентация (Л); умение задавать вопросы (К)

Рефлексия. Проектор, экран.

– Обратитесь, пожалуйста, к цели, записанной в начале урока. Потом взгляните на экран и выскажите свои ощущения от работы на уроке и урока в целом, воспользовавшись одной из конструкций. (Презентация)

– Оцените свою работу на уроке, отметив в карточке рефлексии (Приложение 2)соответствующую графу. Прибавьте предполагаемую отметку.

– Спасибо большое за то, что поделились мудрыми мыслями, они очень интересны и познавательны. Буду ждать новых открытий вместе с вами! До свидания!

Самоанализ, обобщение, устные ответы, рассуждение.

Самоанализ, самооценка, работа с карточкой рефлексии

Прощаются с учителем.

Оценка(самооценивание) деятельности, соотнесение результата с целью (Р), смыслообразование (Л), нравственно – этическое оценивание (Л), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (Р), рефлексия способов и условий действия, оценка результатов деятельности (Р), умение с полнотой и точностью выражать свои мысли (К).