Тип урока: повторение изученного в 5 классе.
Место урока в программе: первый из 3х по данной теме.
Авторы УМК: Русский язык 5–9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
Цель: продолжение развития познавательной самостоятельности в изучении родного языка, осознание его определяющей роли в развитии творческих способностей и моральных качеств личности посредством правильного употребления в речи конструкций, осложняющих простое предложение.
Задачи:
- Личностные:
План урока:
1. Вызов (мотивация).
2. Постановка целей и осмысление учебных задач.
3. Актуализация знаний.
4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5. Рефлексия.
Методы и приемы: работа в парах, дискуссия, работа у доски, устный ответ.
Тема недели: “Культура – красота, создаваемая человеком”.
План для детей:
- Красота целеполагания.
- Лицом к лицу: я тебе желаю.
- “Как звери стали людьми”
- Венец творенья.
- Для питания духовной оси.
Ход урока
Этап урока | Используемые ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Вызов (мотивация) | Доска. Записано число, Классная работа, план урока для
учащихся, тема недели, тема урока: “В человеке все должно быть
прекрасно:…”
|
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в этот
осенний день! Садитесь, пожалуйста. Ознакомьтесь с темой и планом урока.
Есть ли вопросы?
– Запишите, пожалуйста, число, тему урока и дополните ее тем, что, по вашему мнению, должно быть прекрасно в человеке. – Как вы думаете, как соотносится наша тема с русским языком? – Так что же мы исследуем сегодня?
|
Обучающиеся приветствуют учителя, изучают тему и план.
Обмениваются мнениями. Уточняют, что именно должно быть прекрасно в
человеке. Записывают тему, дополняют, зачитывают несколько вариантов. Учитель вместо многоточия вписывает самые интересные варианты. Высказывают мнения, что речь тоже должна быть прекрасна. Вспоминают, что на прошлых уроках говорили о простом предложении, главных и второстепенных членах. Предполагают, что разговор о простом предложении продолжится. |
Пользоваться ознакомительным и изучающим видами чтения(П);
умение формулировать собственное мнение, аргументировать его (К);
коррекция (Р) Нравственно – этическая ориентация, личностный моральный выбор (Л); оформлять свои мысли в устной и письменной форме(К). Установка причинно – следственных связей (П); высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). Выдвижение гипотез и из обоснование (П), анализ полученных знаний(П), умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения (К). |
Постановка целей и осмысление учебных задач.
|
– А зачем нам так подробно разбирать структуру простого
предложения? – Спасибо за интересные мнения! Запишите, пожалуйста, какой цели вы бы хотели достичь сегодня на уроке? |
Отвечают на вопрос, обмениваются мнениями.
Записывают цель. Озвучивается несколько вариантов. |
Способность к целеполаганию (Р), установка причинно – следственных связей (П), высказывать и обосновывать свою точку зрения (К), самоопределение, смыслообразование (Л). | |
Актуализация знаний.
|
Доска.
|
– Ну что ж, вперед к достижению цели? Какой пункт плана
нам предстоит выполнить? – Позвольте предложить вам работу в парах. Обратитесь, пожалуйста, друг к другу с добрым пожеланием, начните свое предложение с имени собеседника. Полученные пожелания запишите.
|
“Лицом к лицу: я тебе желаю” Работают в парах, записывают предложения с обращениями. Зачитывают несколько пожеланий, то, которое больше всего понравилось, записывает на доске пара обучающихся. |
Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью
(Р). Нравственно – этическая ориентация (Л), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П), умение работать в паре (К). |
– Выполните, пожалуйста, пунктуационный анализ своего
предложения. Если возникают трудности, обратись за помощью к ребятам. А
вы, ребята, проанализируйте свои предложения. – Идем дальше? Что впереди? |
Выполняют пунктуационный анализ, находят обращение,
делают вывод о том, что предложение осложнено. “Как звери стали людьми”
|
Умение выступать перед аудиторией сверстников с
сообщением (К), умение договариваться, осуществлять взаимный
контроль (К), классификация объектов по выделенным признакам(П),
анализ, синтез, выведение следствия (П). Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью (Р). |
||
Компьютер и колонки.
|
Чтение учителем под музыку (Запись 1) и идейно – тематический анализ сказки “Как звери стали людьми” (Приложение 1). | Обсуждение прочитанного, идейно-тематический анализ,
вывод.
|
Этическое оценивание усваиваемого содержания (Л), понимание основной и дополнительной информации текста, воспринятого на слух (П), строить рассуждение (П), высказывать и обосновывать свою точку зрения (К), слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К). | |
Откидная доска. | Подарок учителя – мудрая мысль (записана на откидной
доске) “Музыка и краски есть во всем! К сожалению, многие глухи и слепы
к прекрасному” (Г.Миллер).
– Запишите, пожалуйста, эту мысль. Согласны ли вы с ее автором? – Давайте выполним синтаксический разбор второго предложения. |
Записывают мудрую мысль. Высказывают мнения. Работают в тетради. Один у доски. Разбор предложения, выяснение, чем осложнено это предложение. |
Умение выступать перед аудиторией сверстников с
сообщением (К), классификация объектов по выделенным признакам(П),
анализ, синтез, выведение следствия (П).
|
|
– Давайте обратимся к плану. Что уже сделано, а что еще
предстоит? – Еще раз взгляните на тему урока. Рассмотрим это предложение с точки зрения филологии. Графически объясните постановку знаков препинания. |
“Венец творенья”.
Работают в тетради. Один у доски. Выделение однородных членов предложения с обобщающим словом, вывод об осложненности предложения. |
Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью
(Р) Умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщением (К), классификация объектов по выделенным признакам(П), анализ, синтез, выведение следствия (П) |
||
– Давайте еще раз взглянем на все предложения, с
которыми мы работали сегодня. Что их объединяет? – Назовите конструкции, осложняющие простое предложение. – Все ли конструкции мы вспомнили?
|
Обобщают, делают вывод, что все предложения простые
осложненные. Устные ответы с места. (Обращения, вводные слова, однородные члены) Дискуссия. Обобщение. (Вспомнили не все – забыли про сравнительный оборот) |
Умение систематизировать информацию, представленную в
разных формах (П), анализ, вывод (П), смыслообразование (Л),
умение сравнивать разные точки зрения, прежде, чем делать выводы (К),
смысловое чтение (П); Установление причинно-следственных связей (П); построение устного высказывания (К);
|
||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
|
– Вы совершенно правы. И чтобы не обойти вниманием сравнительный оборот, позвольте предложить вам небольшую творческую работу. Найдите и запишите в тетрадь стихотворение любимого автора, в котором есть сравнительные обороты, графически обозначьте их. Укажите их художественную функцию. Если задание вызовет трудности, то выполните упражнение № 145 | Записывают домашнее задание. | Самоопределение (Л), нравственно – этическая
ориентация (Л); умение задавать вопросы (К)
|
|
Рефлексия. | Проектор, экран.
|
– Обратитесь, пожалуйста, к цели, записанной в начале
урока. Потом взгляните на экран и выскажите свои ощущения от работы на
уроке и урока в целом, воспользовавшись одной из конструкций.
(Презентация) – Оцените свою работу на уроке, отметив в карточке рефлексии (Приложение 2)соответствующую графу. Прибавьте предполагаемую отметку. – Спасибо большое за то, что поделились мудрыми мыслями, они очень интересны и познавательны. Буду ждать новых открытий вместе с вами! До свидания! |
Самоанализ, обобщение, устные ответы, рассуждение. Самоанализ, самооценка, работа с карточкой рефлексии Прощаются с учителем. |
Оценка(самооценивание) деятельности, соотнесение
результата с целью (Р), смыслообразование (Л), нравственно
– этическое оценивание (Л), осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме (Р), рефлексия способов и
условий действия, оценка результатов деятельности (Р), умение с
полнотой и точностью выражать свои мысли (К).
|