Класс: 5.
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
– познакомить учащихся с понятиями “графика” и “каллиграфия” русского языка;
– сформировать отношение к каллиграфии как необходимому условию успешного
обучения в современной школе ;продолжать формировать навык каллиграфически
правильного написания букв;
– развивать память, внимание, культуру речи;
– воспитывать интерес к изучению русского языка.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы учителя и учебника; парная, групповая работа с текстом; словарная работа с терминами русского языка “каллиграфия”, “графика”, умение их искать в толковом словаре.
Приём: проблемно-диалогическое обучение.
Термины: “каллиграфия”, “ графика”.
Компетенции: общеучебные, информационные.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Проблемное объяснение нового знания.
4. Первичное закрепление.
5. Физкультминутка.
6. Итог урока (рефлексия деятельности).
7. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Перед началом урока организую выставку лучших тетрадей учащихся 5 класса с каллиграфически правильным почерком. | ||
1.Орг. момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. – Добрый день, ребята! На столе у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. – Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Показываю смайлик с улыбкой). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
|
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л). Целеполагание (П). Планирование учебного сотрудничества (К).
|
2. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. – Девизом нашего урока будут слова, которые вы видите на доске : “Всё начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку”. |
Подведение под понятие; целеполагание (П). Выполнение пробного учебного действия. Саморегуляция в ситуации затруднения(Р). Выражение своих мыслей; (К).
|
|
– Ребята, скажите, какая речь появилась раньше устная
или письменная? – А в письменной речи с чем имеем дело? – Как вы думаете, какие бывают буквы? – Необходимо различать букву и звук. – Что обозначают буквы? |
– Устная речь появилась раньше. – С буквами.
|
|
– Нужно говорить: “Буквы, обозначающие гласные звуки,
согласные звуки”. – До нашего времени сохранились надписи на стенах зданий, на сосудах, которые в большом количестве находят во время раскопок древних городов и поселений. |
– Звуки.
|
|
– Скажите, пожалуйста, какой раздел науки о языке
изучает начертания букв и их виды? – А когда мы пишем красиво, соблюдая все соединения, то соблюдаем на письме что? – Чему учит каллиграфия? – Ребята, с каждым днём всё больше становится
детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк. |
– Графика. – Каллиграфию. – Соблюдать принятые начертания букв. – В наше время главная причина в том, что дети мало читают, книги стал заменять Интернет, телевидение.
|
|
– Как вы думаете, какова тема урока? – Нужна ли каллиграфия в современной школе? – Какова главная цель урока?
|
– Графика. Каллиграфия. – Нужна для того, чтобы красиво и орфографически правильно писать. Получить представление о начертании букв и их видах, знать, что изучает графика и каллиграфия; Научиться правильно произносить буквы и звуки. Запись новых терминов в тетради с пояснением (стр. 131 учебника русского языка под редакцией Т. Ладыженской) |
|
3. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного закрепления учащимися. |
Поиск и выделение информации. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учёт разных мнений (К). | |
– Что такое графика и каллиграфия? Найдите эти слова в толковом словаре С. Ожегова. – Кто создал русскую азбуку?
|
(Ответы учащихся.) Работа по толковому словарю Ожегова. Учащиеся находят лексическое значение слов графика и каллиграфия в словаре и записывают их в тетради.
– Кирилл и Мефодий около 863 г. |
|
– Ребята, от древнерусской кириллицы происходит наш
русский алфавит. Первоначально в ней было 43 буквы. Последняя крупная
реформа письменности была проведена в 1917–1918 г. В результате чего
появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. – Назовите
буквы русского алфавита. |
Учащиеся произносят буквы русского алфавита. | |
4. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию. |
Подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мнений с полнотой и точностью, аргументация своего мнения; учёта разных мнений (К) ; оценивание усваиваемого содержания (Л). Контроль, коррекция, оценка (Р). | |
1-я группа. Задание: записать в тетрадь слова, в
которых количество букв и звуков совпадает. 2-я группа: записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков. Слова для справок для обеих групп: капитан, рожь, гараж, калач, речь, борщ, помощь, камыш, долина, дом, ручьи, строишь, видишь, печь.
|
Работа в группе. | |
5. Физкультминутка. Мы топаем ногами |
||
6. Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. – Исследование какой темы провели на уроке? |
Работа с учебником над упр.287. (Стихотворение А.
Усачёва “Шуршащая песенка” ) упр.288 (выполнение упражнения в парах со
взаимопроверкой). Анализируют работу на уроке через самооценку. Учащиеся высказывают свои мнения. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и
оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УУД; следование моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей точно и полно.
|
7. Домашнее задание.
|
П.57, выучить правило. Составить 5 предложений со словом “каллиграфия” и записать их в тетради (1 группа), создать буклеты на тему “Всё интересное о каллиграфии” с познавательными фактами и практическими рекомендациями по улучшению почерка (2 группа), приготовить сообщение о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии (3 группа). |