Урок русского языка по теме «Звуки [н], [н'], буквы Н, н'». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: учить правильно обозначать звук[ н, н *; ] буквами Н, н*.

Задачи:

1. Образовательные;
– формировать умение озвучивать схему слова по значкам и буквам;

2. Воспитательные;
– воспитывать любовь к животным;
– продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине;

3. Развивающие;
– развивать фонематический слух; речь.

Оборудование: касса букв, плакаты с образцами букв, картины животных и предметные картины; глобус, толковый словарь В.И. Даля; выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Посмотрите на солнце –
Улыбнитесь в окно.
Приготовьтесь к уроку –
Буквы ждут вас давно.

б) Звуковая зарядка.

Ул – ул– ул – у меня сломался стул.
Оль – оль – оль – мы вчера купили соль.

в) Скороговорка:

Утром спозаранку купил баран баранку.

2. Постановка цели.

– Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся с клыками,
Как гора огромный он.
Ты узнал ли кто это ?
Ну, конечно, это … слон

– Обратите внимание на оформление доски. Изображения каких зверей вы видите? (Конь, носорог, норка.)
– Что общего в этих словах? (Это живые существа, в словах есть звуки [н] [ н*;].)
– А обитают ли эти животные в наших местах? (В нашей местности мы можем повстречать только коня.).

Конь и лошадь – это почти одно и то же слово (показать предметные картины). Конь – это тоже домашняя лошадь, только мужского рода. Это грациозные, изящные животные, очень трудолюбивые. Во многих сельских поселениях и деревнях лошадь и конь до сих пор остаются чуть ли не самыми главными помощниками в хозяйстве.

А где обитает носорог? Оказывается, родиной носорога является является Африка и некоторые части Азии (показать на глобусе).

– Придумайте слова с этими звуками (выслушиваются ответы детей).

Что вы можете сказать об этих звуках? (Согласные звуки [ н] [ н*; ], при произнесении участвует голос, язычок поднят вверх, губы приоткрыты.)

– Это голосистые звуки – сонорные. А кто из вас догадается, что еще нам предстоит узнать? (Как эти звуки обозначаются на письме.) Что для этого нужно сделать? (Выучить букву.) Сегодня мы с вами выучим новую букву согласных звуков [ н ] [ н*; ] (показ на доске).

3. Знакомство с буквой Н, н.

На что похожа буква Н?

Папа стройкой занимался –
Он беседку колотил.
Столб и столб и перекладина –
Получилась буква Н. (Показать картину с изображением беседки.)

4. Работа с лентой букв (лента букв на доске и у каждого учащегося в тетради).

– По ленте букв где наш сегодняшний гость будет жить? (На втором этаже.)

5. Физкультминутка.

Заиграй-ка , балалайка,
Балалайка три струны.
Раз струна – два струна,
Получилось солнце –
В середочке оконце.

(Сопровождать соответствующими движениями.)

6. Работа с учебником.

а) Работа в паре.

Прочитайте друг другу слоги-слияния (с.45).

б) Стихотворение на этой же странице читает учитель.

Русь.

Уж и есть за ч то,
Русь могучая,
Полюбить тебя
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

– О чем данное стихотворение?
– Как вы понимаете слово “ Русь?” Государственная территория в старину носила название “ Русь”.

7. Работа с толковым словарем В.И.Даля. (Показать на выставке.)

В своем словаре В.И. Даль пишет, что слово “ Русь” обозначает “ мир”, “ белый свет”. Каким словом можно заменить данное слово? Наверное, словом страна. Страна – это наша Родина, место, где мы родились . Страна наша очень большая и красивая. (Работа с глобусом.)

Работа со схемой слова “ страна”. Фонетический разбор слова “ страна”.

Охарактеризуйте эти звуки.
– Кто знает, какой буквой обозначим звуки? Находим место звука “н” в слове.

8. Работа над пройденным материалом.

Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. Рисунок из какой сказки помещен в учебнике? Это Иван – крестьянский сын и чудо-юдо.

– Расправился ли он с ним? Что помогло ему расправиться с чудовищем?

Какие еще сказки вы знаете? В каких сказках главными героями являются богатыри ? А кого они защищают?

9. Работа с выставкой книг.

Обратите внимание, какие книги пришли к нам в гости. В этих книгах живут сказки, с некоторыми из них вы знакомы, а с остальными придется познакомиться.

10. Рефлексия. Самоанализ.

Что нового мы узнали на уроке?

Что больше всего понравилось?

Какое задание показалось сложным?

Ребята , если вам было легко на уроке – поднимите две руки.

Если вы испытывали трудность – одну руку.

Используемая литература:

  1. Поурочные планы по учебнику Н. М. Бетеньковой, В.Г. Горецкого. Автор-составитель Г.Е.Болдырева – Волгоград: Учитель, 2008. – 219 с.