Цель: учить правильно обозначать звук[ н, н *; ] буквами Н, н*.
Задачи:
1. Образовательные;
– формировать умение озвучивать схему слова по значкам и буквам;
2. Воспитательные;
– воспитывать любовь к животным;
– продолжить воспитание чувства гордости за свой народ, любовь к Родине;
3. Развивающие;
– развивать фонематический слух; речь.
Оборудование: касса букв, плакаты с образцами букв, картины животных и предметные картины; глобус, толковый словарь В.И. Даля; выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Посмотрите на солнце –
Улыбнитесь в окно.
Приготовьтесь к уроку –
Буквы ждут вас давно.
б) Звуковая зарядка.
Ул – ул– ул – у меня сломался стул.
Оль – оль – оль – мы вчера купили соль.
в) Скороговорка:
Утром спозаранку купил баран баранку.
2. Постановка цели.
– Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся с клыками,
Как гора огромный он.
Ты узнал ли кто это ?
Ну, конечно, это … слон
– Обратите внимание на оформление доски. Изображения каких зверей вы видите?
(Конь, носорог, норка.)
– Что общего в этих словах? (Это живые существа, в словах есть звуки [н] [ н*;].)
– А обитают ли эти животные в наших местах? (В нашей местности мы можем
повстречать только коня.).
Конь и лошадь – это почти одно и то же слово (показать предметные картины). Конь – это тоже домашняя лошадь, только мужского рода. Это грациозные, изящные животные, очень трудолюбивые. Во многих сельских поселениях и деревнях лошадь и конь до сих пор остаются чуть ли не самыми главными помощниками в хозяйстве.
А где обитает носорог? Оказывается, родиной носорога является является Африка и некоторые части Азии (показать на глобусе).
– Придумайте слова с этими звуками (выслушиваются ответы детей).
Что вы можете сказать об этих звуках? (Согласные звуки [ н] [ н*; ], при произнесении участвует голос, язычок поднят вверх, губы приоткрыты.)
– Это голосистые звуки – сонорные. А кто из вас догадается, что еще нам предстоит узнать? (Как эти звуки обозначаются на письме.) Что для этого нужно сделать? (Выучить букву.) Сегодня мы с вами выучим новую букву согласных звуков [ н ] [ н*; ] (показ на доске).
3. Знакомство с буквой Н, н.
На что похожа буква Н?
Папа стройкой занимался –
Он беседку колотил.
Столб и столб и перекладина –
Получилась буква Н. (Показать картину с изображением беседки.)
4. Работа с лентой букв (лента букв на доске и у каждого учащегося в тетради).
– По ленте букв где наш сегодняшний гость будет жить? (На втором этаже.)
5. Физкультминутка.
Заиграй-ка , балалайка,
Балалайка три струны.
Раз струна – два струна,
Получилось солнце –
В середочке оконце.
(Сопровождать соответствующими движениями.)
6. Работа с учебником.
а) Работа в паре.
Прочитайте друг другу слоги-слияния (с.45).
б) Стихотворение на этой же странице читает учитель.
Русь.
Уж и есть за ч то,
Русь могучая,
Полюбить тебя
Назвать матерью,Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
– О чем данное стихотворение?
– Как вы понимаете слово “ Русь?” Государственная территория в старину носила
название “ Русь”.
7. Работа с толковым словарем В.И.Даля. (Показать на выставке.)
В своем словаре В.И. Даль пишет, что слово “ Русь” обозначает “ мир”, “ белый свет”. Каким словом можно заменить данное слово? Наверное, словом страна. Страна – это наша Родина, место, где мы родились . Страна наша очень большая и красивая. (Работа с глобусом.)
Работа со схемой слова “ страна”. Фонетический разбор слова “ страна”.
– Охарактеризуйте эти звуки.
– Кто знает, какой буквой обозначим звуки? Находим место звука “н” в слове.
8. Работа над пройденным материалом.
Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. Рисунок из какой сказки помещен в учебнике? Это Иван – крестьянский сын и чудо-юдо.
– Расправился ли он с ним? Что помогло ему расправиться с чудовищем?
Какие еще сказки вы знаете? В каких сказках главными героями являются богатыри ? А кого они защищают?
9. Работа с выставкой книг.
Обратите внимание, какие книги пришли к нам в гости. В этих книгах живут сказки, с некоторыми из них вы знакомы, а с остальными придется познакомиться.
10. Рефлексия. Самоанализ.
Что нового мы узнали на уроке?
Что больше всего понравилось?
Какое задание показалось сложным?
Ребята , если вам было легко на уроке – поднимите две руки.
Если вы испытывали трудность – одну руку.
Используемая литература:
- Поурочные планы по учебнику Н. М. Бетеньковой, В.Г. Горецкого. Автор-составитель Г.Е.Болдырева – Волгоград: Учитель, 2008. – 219 с.