Урок краеведения "Таланты земли Энсиэли"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии изученного материала по теме “Известные люди Намского улуса” и реализации выпуска электронного буклета.

Содержательная цель: закрепление УУД учащихся по теме (олонхосуты, поэты, композиторы, художники).

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, на конкретном примере.

Эталоном может быть представлен готовый буклет, созданный учителем (см. приложение).

Задачи урока:

  • повторить и обобщить пройденные материалы в форме викторины с применением ИКТ (познавательные УУД);
  • сформировать и развить способности и навыки учащихся к работе с компьютером, по программе Publisher (коммуникативные, регулятивные УУД) ;
  • сформировать командный дух учащихся (коммуникативные УУД);
  • развить память, творческие способности учащихся (логические УУД);
  • привить чувства любви и уважения к творческой деятельности знаменитых земляков и родному улусу (району) (личностные УУД).

Планируемый результат:

  • знать имена и произведения известных намских олонхосутов, поэтов, писателей, художников;
  • называть хронологические рамки и понятия времени деятельности знаменитых земляков;
  • уметь составлять буклет на компьютере с информацией о любимых поэтах, художниках родного края.

Технические средства обучения: Мультимедийный проектор и экран, 6 компьютеров для учащихся и 1 для учителя, локальная сеть, 1 принтер.

Ход урока

Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент (1–2 мин.)

Перед началом урока учитель готовит 6 компьютеров для учащихся и 1 компьютер для учителя.
Инструктаж для сетевой связи учителя с учениками:

Включить компьютер учителя и через Сетевое окружение включить значок Сетевые задачи, нажимаем кнопку. Отобразить все компьютеры и выходим к пользователю – компьютерным столам учащихся. Здесь вводятся учителем заранее составленные задания учащимся и инструктажи.

Учащиеся разделяются на 6 групп (по 2–3 чел.). Включают компьютер, проверяют локальную связь со столом учителя. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
II. Актуализация знаний (4–5 мин.)

Учитель начинает урок с высказывания персидского писателя, философа, музыковеда Абдуррахмана Нураддина ибн Ахмада Джами “Не золотом, не серебром прославлен человек.

Своим талантом, мастерством прославлен человек” (Презентация. Слайд 1).

– Эти слова персидского философа XV века станут ключом темы нашего сегодняшнего урока.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
– Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
– Да, мы повторим тему раздела “Известные люди Намского улуса” и назовем тему урока “Таланты земли Энсиэли” (Слайд 1).
– О талантливых людях (варианты ответов учащихся).
– Как, вы думаете, какого человека называют талантливым? Талантливые люди – люди, умеющие и любящие приносить своим даром радость тем, кто ценит их достижения (варианты ответов учащихся).
– Правильно, талантливыми людьми называют высокоодаренных от природы творческих личностей, которые обладают даром петь красиво народные песни – олонхо, как например, кто? (Слайд 2)

– Писать интересные стихи, рассказы, как, например, кто? (слайд 3)

– Сочинять красивую мелодию как, например, кто? (Слайд 4)

– Рисовать интересные по содержанию картины как, например, кто? (Слайд 5)

И все эти талантливые люди – наши земляки выполняют свою работу с душой и теплотой от чистого сердца и поэтому у талантливых людей получаются высочайшие произведения искусств – шедевры.

Василий Николаевич Попов – Бочоох, Прокопий Прокопьевич Ядрихинский – Бэдьээлэ, Егор Герасимович Охлопков – Буоратай.

Илья Дорофеевич Винокуров-Чагылган, Ефрем Степанович Сивцев – Таллан Бюрэ, Николай Михайлович Рыкунов, Мария Петровна Обутова – Эверстова.

Захар Порфирьевич Винокуров, Иван Афанасьевич Бубякин, Афанасий Федорович Шестаков.

Эллэй Семенович Сивцев, Ефим Михайлович Шапошников, Эдуард Иосифович Васильев, Василий Семенович Парников (Сэксэй), Иннокентий Петрович Пестярков.


III. Постановка учебной задачи (2 мин.)

– Давайте, сформулируем цель нашего урока, что вы должны сделать на уроке? Как компьютер и принтер связаны с темой нашего урока?

Сегодня, наша цель урока – выпустить буклет об известных намских деятелях искусства. (Слайд 6).

(В ходе работы каждая команда должна подразделиться – 1 печатает, остальные – подсказывают ответы, а потом могут поменяться местами в результате, которого должен проявиться командный дух, атмосфера коллективизма.)

– Написать информацию о знаменитых земляках и распечатать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
IV этап. Проектирование деятельности учащихся (работа с компьютером) (27 мин.)

1-е задание: Выбери имя. (Слайд 7). Задание состоит из списка имен 7 известных намских деятелей искусства (В.Н. Попов-Бочоох, И.Д. Винокуров-Чагылган, Е.С. Сивцев-Таллан Бюрэ, Н.М. Рыкунов, З.П. Винокуров, Э.С. Сивцев, Е.М. Шапошников). Для этого задания дается – 3 мин.

2-е задание: Выбери дату. (Слайд 8). Состоит также из списка 7 дат рождений известных намских деятелей искусства (1909–1985, 1914–1952, 1909–1984, 1936–1995, 1922–1957,1928–1994,1926–1971). Для этого задания дается – 3 мин.

3-е задание: Лица в картинах. (Слайд 9). Состоит из 7 заданий. Учащиеся должны узнать, кто изображен на картинах и выбрать соответствующей имени известного деятеля фотографию и проставить. Для этого задания дается – 3 мин.

4-е задание: Биография. (Слайд 10). Также это задание состоит из 7 текстов из отрывка биографии известных намских деятелей искусства. Для этого задания дается – 3 мин.

5-е задание: Творческая деятельность. В этом тексте учащиеся должны найти тексты из творческой деятельности деятелей искусства. Для этого задания дается – 3 мин.

6-е задание: Выбери атрибуты. (Слайд 11). Нужно подобрать правильно рисунки и фотографии для буклета и проставить в макет буклета. Можно использовать интернет-ресурсы в порталах Google, Yandex. Для этого задания дается – 3 мин.

7-е задание: Распечатай буклет. (Слайд 12). Нужно распечатать готовый материал через рабочий стол учителя, показать учителю (см. примечание) – 6 мин.

Примечание по работе с принтером по локальной сети: Порядок включения заданий: Приложение 1 и Урок 1 включаем, и окна свертываем и в ходе работы нажимаем сперва, Приложение 1, затем Урок 1. Следует учитывать, что распечатка буклета действует только на рабочем столе учителя.

Все 6 групп выполняют задания по инструкции, эталону (готовый буклет) учителя. Каждая группа самостоятельно определяет выбор того или иного деятеля искусств. Это может быть и олонхосут или поэт, композитор или художник. При этом могут использовать интернет-ресурсы Регулятивные:

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные:

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные:
– управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение работать в группе.

Личностные:

– формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, достижение и др.)

V. Итог урока (4 мин.)

После каждого задания выставляются баллы командам и в конце всех заданий на экране интерактивной доски выводятся общие итоги (слайд 13).

Учитель проверяет УУД каждой группы.

Каждая группа рассказывает о своем буклете.

Если группа выполнила задание правильно, то может подарить буклет гостям урока – учителям.

Коммуникативные:
– умение выражать свои мысли;
– владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:
– работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению материала.

VI. Рефлексия (5 мин.)

– Какую ставили учебную задачу?
– Удалось ли ее решить?
– Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал…активно/пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?
3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции материала, как усвоили его, что получилось, и чего не получилось, почему? Познавательные: сравнение, оценивание.
VI. Домашнее задание.

Работа над ошибками. Исправить ошибки и принести на следующий урок готовый буклет.

Методическая литература:

  1. Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий, М. 2006.
  2. Графика Якутии /(автор и составитель Г.Г. Неустроева); Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия).– Якутск: Бичик, 2005. – 40с
  3. Замятин Т.И. Эңсиэли хочотугар. Историко-экономическай таһаарыы. – Нам с. Саха Республиката, 1996. – 360с
  4. Моя родина Намский улус, учебное пособие курса “Родной край” для учащихся 5 классов. Аргунова-Стручкова А.И., Винокурова М.З. и др. Изд-во “Бичик”, Якутск, 2011 г.
  5. Примерные виды уроков по ФГОС. Сайт МО учителей начальных классов МОУ ОСОШ № 1 п. Октябрьский Пермского края//arishka.ososh1.edusite.ru/DswMedia/vidyiurokovpofgos.doc‎
  6. Структура урока по ФГОС НОО // kpoxa.okt.edusite.ru/p82aa1.html‎
  7. Урсун. Бэдьээлэ: Төрөөбүтэ 95 с. туолуутугар // Чолбон. – 1996. – 3 №. – 166– 169.
  8. Урсун. Үлэ, олох кыһатыгар // Хотугу сулус. – 1986.– 11№ – С. 93–98.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // www.sch2000.ru
  10. Щербинина Елена Александровна. Типы уроков по ФГОС – Социальная сеть работников образованияnsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/tipy-urokov-po-fgos‎
  11. Харитонов П. Ураты суоллаах поэт //Хотугу сулус. – 1984. – 1 № . – С. 93–96.