Цели урока:
Образовательные:
– ознакомить учащихся с действием возведения в степень,
– дать понятия квадрат и куб числа,
– научить формулировать определение квадрата и куба числа,
– научить возводить числа в степень, в квадрат и куб,
– научить находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью
степень натурального числа.
Развивающие:
– развивать логическое мышление,
– умение сравнивать, обобщать, делать выводы,
– развивать интерес к предмету посредством показа межпредметных связей.
Воспитательные:
– воспитывать аккуратность в записях,
– целеустремленность,
– воспитание привычки к выполнению эстетических требований при оформлении
решения,
– воспитывать интерес к родному краю использую связь между математическими
вычислениями и интересными страницами из Красной книги Калужской области.
Структура урока:
I. Актуализация знаний.
- Мобилизующее начало и сообщение плана урока.
- Устная работа с целью актуализации знаний и установление их неполноты.
- Мотивация изучения нового материала.
- Постановка учебных задач.
II. Формирование новых знаний и способов действий.
- Монологический диалог с целью введения понятия степени, квадрат и куб числа.
- Устное решение задач с целью отработки понятия степени формирование умений ее вычислений.
- Физкультминутка с целью отработки понятий основание и показатель степени.
III. Применение знаний, формирование навыков.
Путешествие по страницам Красной книги Калужской области.
- Решение задач у доски с целью отработки умений представлять в виде степени установления соответствий между получившимися показателями и растениями, занесенными в Красную книгу.
- Решение задач у доски с целью отработки умения возводить в степень и установить связь между полученными ответами и буквами, в результате получить название птицы, занесенной в Красную книгу.
- Решение задач у доски с целью отработки порядка выполнения действий, если в выражении присутствует степень и установить связь между ответами и буквами, в результате получить название животного, занесенного в Красную книгу.
- Подведение итога урока. Домашнее задание.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Ребята, любите ли вы путешествовать? (да) Это очень хорошо, потому что сегодня урок у нас будет не обычный. Я хочу пригласить Вас в путешествие.
В путешествии ребята
Каждый хочет оказаться
А чтоб быстрей туда попасть
Нужно правильно собраться
Поэтому, прежде, чем мы отправимся в него, я хочу узнать, насколько вы владеете математическими знаниями, а также мы должны вооружится новыми знаниями, для того, чтобы путешествие у нас прошло интересно.
Посмотрите внимательно на доску и устно решите примеры. Презентация. Слайд 1.
1) 3 ∙ 3 ∙ 3 = 27
2) 5 ∙ 5 = 25
3) 2 ∙ 2∙ 2 ∙ 2 = 16
4) 10 ∙ 10 = 100
5) 7 ∙ 7 = 49
6) 4∙ 4∙ 4 = 64
Какое действие мы выполняли в каждом примере? (Умножение.)
Что особенного в каждом из этих примеров? (Все множители одинаковы.)
Так вот ребята такие действия в математике имеют свою особенную краткую запись и особое название.
Поэтому сегодня на уроке мы их изучим.
Итак, тема урока. (Записать в тетрадь ) Слайд 2.
Возведение в степень. Куб и квадрат числа. Слайд 3.
Степень числа.
Рассмотрим примеры
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 ∙ 10
Как коротко можно записать данный пример (5 ∙ 10). Значит, данный пример имеет свою более краткую запись.
А теперь следующий пример
5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5 ∙5 ∙ 5 = 510
Данный пример тоже можно записать коротко. (Число 5 умножаем само на себя 10 раз), поэтому мы запишем 510.
Итак, новое понятие степень числа.
Читают: “пять в десятой степени”.
Записать: 5 – основание степени,
10 – показатель степени.
Что же он показывает (который показывает, сколько множителей было в произведении).
В математике произведение одинаковых множителей называется возведением в степень.
Рассмотрим устно примеры. Слайд 4.
Представить в виде степени и вычислить.
3∙ 3 ∙3∙3 = 34 = 81
5∙ 5 ∙ 5 = 53 = 125
2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 = 26 = 64
Можно вычислять парами, если четное количество множителей.
Слайд 5. Физкультминутка.
Назовите основание и показатель степени. (Если основание, то назвать и встать, если показатель, то хлопнуть в ладоши и назвать.)
34 3 – основание, 4 – показатель.
53 5 – основание, 3 – показатель.
26 2 – основание, 6 – показатель.
61 6 – основание, 1 – показатель.
Молодцы!
А что значит, если показатель степени равен 1. Это значит
21 = 2, 31 = 3, 4 1 = 4
Первая степень любого числа равна этому числу.
А теперь давайте рассмотрим степени числа, которые имеют особое название. Слайд 6.
Вторая и третья степени числа имеют особые названия.
Вторую степень называют квадратом.
Квадрат числа 2 равен 4.
Квадрат числа 3 равен 9.
Запись: 22 = 4 – два в квадрате равно четырем.
Запись: n2 = n ∙ n – квадрат числа n. Слайд 7.
А почему такое название квадрат. Ведь у нас никаких геометрических фигур не получилось. Фигура сейчас появится и именно квадрат.
Рассмотрим квадрат со стороной 2 см. Его площадь равна 2 ∙ 2 = 22 = 4 (см2)
Вот поэтому такое особое краткое название для второй степени. Слайд 8.
Третью степень называют куб.
Запись 23 читают – два в кубе.
Запись: 23 = 8, Откуда такое название.
Рассмотрим куб, ребро, которого имеет длину 2 см, видно, что он сложен из восьми кубиков со стороной 1 см.
2 ∙ 2 ∙ 2 = 23 = 8
n3= n∙ n ∙ n – куб числа n.
Ребята мы с вами рассмотрели только одно действие возведение в степень.
А как же изменится порядок выполнения действий, если там будет операция возведения в степень. Если в выражении есть операция возведения в степень, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.
Итак, ребята мы с вами вооружились новыми знаниями. И теперь мы можем отправиться в путешествие. А какое же путешествие нас ждет?
Это путешествие по страницам Красной книги Калужской области . А значит нашего родного края. Слайд 9.
Далее работа у доски. На доске записаны примеры нужно их вычислить и установить соответствие между ними и некоторыми страницами Красной книги Калужской области.
Вся работа на доске записана в приложениях. Каждому приложению соответствуют свои слайды.
Приложение 1: После того как ребята представят в виде степени, нужно установить соответствие между показателем степени и названием растения, занесенного в Красную книгу . Так ребята узнают шесть названий растений, видят их на картинках и узнают немного информации о них. Слайды 10, 11, 12.
Приложение 2: Ребята возводят некоторые числа в степень. К данному заданию есть ключ (связь между полученными ответами и буквами). В результате получается название птицы, занесенной в Красную книгу. Появляется картинка и краткое описание этой птицы. Слайд 13.
Приложение 3: Ребята находят значения выражения, в котором находится операция возведения в степень. К данному заданию есть ключ (связь между полученными ответами и буквами). В результате получается название животного, занесенного в Красную книгу. Появляется картинка и краткое описание. Слайд 14.
Итак, ребята , мы с вами совершили небольшое путешествие по Красной книги Калужской области. А какие математические знания нам в этом помогли.
Вопросы:
- На любом примере поясните, какое число называется степенью, основание степени, показателем степени?
- Чему равна первая степень любого числа?
- Что такое квадрат данного числа?
- Что такое куб данного числа?
Итак , ребята, я раздам вам памятки о животных и растениях, которые мы сегодня рассмотрели на уроке, занесенные в Красную книгу Калужской области.
В конце памяток есть ключи к решениям номеров, которые вы будете делать дома, решив их , вы узнаете еще одно растение и животное, занесенных в Красную книгу.
Моим помощникам в путешествии я поставлю оценки.
Домашнее задание: № 666, № 668 (а, б, в, г). Приложение 4
По страницам Красной книги
Очень бережно ступай,
Ты животных и растений
Никогда не обижай !
Математику – науку
Вместе с ними изучай.