Данный проект был разработан учащимися 4 класса к 65-летию Великой победы. Учащиеся выдвинули гипотезу: “Надо ли нам, живущим в XXI веке, помнить о Великой Отечественной войне”?
Перед началом работы над проектом учащимся было предложено определить темы, над которыми им было бы интересно работать. Ребята предложили следующие темы: “Дети войны”, “Женщины на войне”.
В соответствии с определёнными темами, учащиеся разделились на две группы в зависимости от интересов. Началась активная работа – сбор и анализ полученной информации. Были выпущены газеты, создан буклет, каждый ученик сделал мини-презентацию о своём родственнике – участнике ВОВ, разработан сценарий мероприятия.
Ход мероприятия
Год 1945… Год 2010.
Между нами 65 лет мира и памяти.
Память – это благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню, значит, я живу.
Живут в нашей памяти слова семнадцатилетней Веры Ананьевой, записанные 22 июня 1941 года: “Шесть часов. Пришла домой. Узнала, что началась война. Решила учиться на медсестру, работать в госпитале. Весь день передают, что всюду по стране проходят митинги. Все готовы защищать Родину. Думала ли я, что доживу до войны, и какая она, война не книжная”.
Живёт в нашей памяти и это: “У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость, сочувствие – убивай,…не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, ребёнок – убивай”. (Из обращения немецкого командования к солдатам фашисткой армии.)
Память… Какое счастье, что сегодня узнать о той войне помогает только память, сохранившаяся в книгах и письмах, в кинофильмах и песнях, в сердцах людей, прошедших страшные четыре года Великой Отечественной войны.
Память – это ежедневное, ежеминутное, ежесекундное напоминание о том, что в нашей жизни нет и никогда не может быть места фашизму, войне.
Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы,
безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь…
(Песня “Священная война” слова А.Александрова, стихи В.Лебедева – Кумача (http://sovmusic.ru/download.php?fname=saintwar)
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую,
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица – негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
(http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_9_maja_quot_u_vechnogo_ognja_quot/17-1-0-147)
Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Гальдера:
“24 июня 1941 года (3 день войны). В общем-то, теперь стало ясно, что русские не думают об отступлении, а напротив, бросают всё, что имеют в своём распоряжении, навстречу вклинившихся германским войскам…”
“29 июня 1941 года (8 день войны). Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека… Упорное сопротивление русских заставляет вести бой по всем правилам наших боевых уставов, хотя на Западе мы могли позволить себе известные вольности…”
“19 августа 1941 года (50 день войны)… На центральном участке фронта создалась невыгодная для нас обстановка, а на северном фланге мы терпим большие потери…”
“11 августа 1941 года (51 день войны)… Общая обстановка всё очевиднее показывает, что колос – Россия… был нами недооценён”. [2]
(Слайды 1–15)Выступление первой группы “Дети войны”.
(Слайды 16–26)
Во время рассказа показываются слайды с фотографиями детей военных лет, звучит песня (слайды и песню учитель может подобрать на своё усмотрение).
1941 год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.
Война. Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных дней, миллионы погибших, искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но и познавшие страдания и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет. Уже не дети.
Как внезапно ворвалась война в их детство и юность. Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, сколько жестокостей, что, казалось, должны опустеть”.
(http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7, http://www.otvoyna.ru/deti.htm, images.yandex.ru›дети войны)
Глаза девчонки семилетней,
Как два померших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(http://snegirev.ucoz.ru/index/agnija_barto_zvenigorod_cikl_stikhov/0-1720)
Блокада Ленинграда. Холод. Голод. Смерть.
Из дневника маленькой жительницы Ленинграда Тани Савичевой: “Умерли все. Осталась одна Таня”.
Трудно было всем, дети были не исключением, потому что на войне детей не бывает.
Март 1943 года. Белорусская деревенька Хатынь. Каратели согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Кричали дети, плакали взрослые. Среди 149 сгоревших в Хатыни – 75 детей.
Из воспоминаний: “Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. Везли на Урал. Когда эшелон разбомбили, мы попали в руки к немцам. Фашисты выстроили детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал. Мы чётко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили девочку, которая кричала без остановки. Все поняли – без переводчика плакать нельзя”.
Фашисты стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключённые в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
Многие мальчишки и девчонки стали сынами и дочерьми полка. Это и юные разведчики, и артиллеристы, и связисты, и сапёры. Более 300 тысяч юных патриотов наравне со взрослыми сражались за Родину.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик и другие. Посмертно. (http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7)
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулись назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчания.
(http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p5aa1.html)
Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем ещё юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14–15 часов в сутки слесарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано повзрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники – фронтовики.
На одном из московских заводов работал фрезеровщиком Мазяш Валентин. Бригада под его руководством систематически перевыполняли нормы выработки. Завод изготавливал автоматы. При получении оружии на фронтах в упаковках вместе с автоматами находили записки следующего содержания: “Дядя красноармеец! Убей немца! Мы делаем автоматы хорошие!”
Екатерина Кузнецова во время войны была ещё ребёнком. В атаку не ходила, не кричала “Ура! За Родину!” Она принимала участие в строительстве дороги. Рыла лопатой землю, насыпала её на железнодорожные шпалы. Работала по 18 часов. Дорогу построили за 2 месяца.
Не остались в стороне и дошкольники. В редакцию газеты “Омская правда” пришло письмо: “Мне 6 лет. Гитлеровцы выгнали меня из моего дома. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдам их на танк. Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдали деньги на танк. И назовём его “Малютка”.
На призыв девочки откликнулись. Танк назвали “ Малютка”, на который дети собрали деньги, был сделан, воевала на нём сержант 56 танковой бригады Екатерина Петлюк.
Выступление второй группы “Женщины на войне”.
(Слайды 27–37)
Война – дело не женское. Участие женщин в войне за последнее столетие, причём не только в качестве медицинского персонала, но и оружием в руках, стало реальностью. Особенно массовым это явление имело место в период Великой Отечественной войны.
Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии… Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, тяжёлые физические нагрузки – всё это явилось нелёгким испытанием. Потом был сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью. (http://www.otvoyna.ru/statya21.htm)
У мамы и папы – близняшки – девчушки
По имени Верочка, Люба, Надюшка.
Растут – подрастают, уже – первоклашки.
Косички у Верочки, Нади, Любашки.
И галстуки дружно в рядах пионеров
Сияют у Нади, Любаши и Веры.
Учитель заслуженно ставил в тетради
“Отлично” и Вере, и Любе, и Наде.
“Счастливая жизнь удивительна наша”,-
Так думали Верочка, Надя, Любаша.
Но светлое небо вдруг сделалось серым –
Война для Надюши, Любаши и Веры.
Надев добровольно шинель не по мерке
Ушли воевать Люба, Надя и Верка…
Нередко бывала в тылу изуверов
Разведчицей ставшая юная Вера.
От стонов услышанных – сжатые губы:
Для раненых стала “сестричкою” Люба.
Из тихой засады – щека на прикладе –
Фашистов по-снайперски щёлкала” Надя.
И полнились гневом их добрые души,
Мужали Любаша и Вера с Надюшей.
Но стихли разрывы, салюты и трубы,
Не встретились Вера, Надежда и Люба.
И мирная жизнь… Но цветы – к изголовью.
Мир держится ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ, ЛЮБОВЬЮ. [1]
Около 800 тысяч женщин воевали с фашистами. Они служили в разных войсках – большинство в госпиталях (61% среднего медперсонала составляли женщины). Безграничное количество примеров героической деятельности женщин медиков, деятельности, полной отваги, мужества и преданности Родине. Армейский полевой госпиталь – это бесконечный поток окровавленных, корчащихся от боли солдат. Операция одна за другой без перерыва на отдых. А сколько раненых вынесли на своих хрупких плечах молоденькие девушки-санинструкторы с поля боя.
(http://kurgan.clan.su/publ/1-1-0-7)
Сто раненых она спасла
И вынесла из огненного шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскалённого свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
И вот в сто первый раз, в последний раз
Её сразил осколок мины лютой…
Склонился шёлк знамён в печальный час,
И кровь её пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на её
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытьё,
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый…
Но сто сердец на славные дела
Её посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть.
Но, как заря рождает день сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.
(http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_tragedia_myasnogo_bora/01.html)
В подразделениях связи служило около 80% женщин, а в дорожных войсках почти половина личного состава. Немало женщин служило в стрелковых частях: автоматчицы, пулемётчицы, миномётчицы, разведчицы.
Во время Великой Отечественной войны прославился женский авиационный полк.
Немцы прозвали наших лётчиц “Ночные ведьмы”.
Летали девушки на тихоходных учебных самолётах, которые называли “кукурузниками” или “этажерками”. Летали девушки ночью в тыл врага, сбрасывали партизанам оружие, боеприпасы и горючие, вывозили на Большую землю раненых, больных и детей. За каждую сбитую “этажерку” немецкое командование присуждало своим асам высшую награду – “железный крест”.
Были женщины и снайперы. Служили они и в танковых войсках. Большой вклад внесли женщины и девушки, работавшие в разведке партизанских формирований.
Женщины на заводах, в госпиталях, на транспорте, в поле. Уже в первые дни войны заменили они ушедших на фронт мужей и братьев, взяли в свои руки производство военного снаряжения, снабжали фронт не только военной техникой, но и концентратами, хлебом, обмундированием. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Рабочий день длился по 14-15 часов, о выходных и не вспоминали.
Простое русское слово “надо” вдруг приобрело глубокий смысл. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы написал поэт Михаил Исаковский. …
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
(http://er3ed.qrz.ru/isakovsky.htm)
У войны – не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 году, заставила советских женщин по иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Победа ковалась и в тылу. Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за неё жизнь. Не
каждый мужчина способен выдержать трудности войны, а женщины выдержали. Наверное, в них было заключено то, что фашисты называли “русской силой”.
А ещё сила русской женщины заключалась в умении ждать.
И небо плакало дождём
Уже вторые сутки;
Нам оставалось быть вдвоём
Последние минутки.
Ты на войну спешил, на смерть,
А я ждала ребёнка.
Мечтала мальчика родить,
А ты хотел девчонку.
И даль неведомых дорог
Тебя я провожала.
Ты утешал меня как мог,
Слезу дождём смывало.
Уже и внуки подросли,
Седою дочка стала,
Тебя всё нет, а я всё жду…
Ведь я же обещала. [1]
(Звучит песня “Катюша” музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского, учащиеся подпевают) (http://sovmusic.ru/download.php?fname=katyusha)
(Слайды 38–66)
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
(https://urok.1sept.ru/articles/601592/)
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!
Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжёлой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она – святая дата,
Наполненная счастьем до краёв.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боёв.
Ещё потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное – Победа!
(http://feofan-lipatov.narod.ru/poetry-war.htm)
Отгремела война, залечила земля свои раны,
Лишь окопов следы кое-где, словно шрамы видны.
Кто в сраженьях мужал, те сегодня уже ветераны.
И в солдатском строю их места занимают сыны…
Ветераны войны, не забыть им былые походы,
И могилы друзей, и покрытые пеплом поля.
Не забыть никогда гимнастёрок, пропахших от пота,
И фашистских знамён, что бросали под стены Кремля.
(https://urok.1sept.ru/articles/589372/)
4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей!
Если по каждому из погибших, в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать более 32 лет!
Не забывайте зла военных лет.
Не возводите в мифы достоверность.
Четыре года шла солдатам вслед
Кровавыми шагами повседневность.
Не говорите громкие слова
Тем, кто присяге с молодости предан.
Не отживёт высокая молва
О тех, над кем склоняется Победа.
(http://www.4stupeni.ru/stady/metod/3191-klassnyj-chas-urok-muzhestva.html)
(Подборка слайдов с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, звучит песня на стихи А. Александрова, музыка А. Пахмутовой “День Победы”.)
Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.
Мир – это утро, полное света и надежд.
Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!
Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, у них родились свои дети, и война постепенно уходит в прошлое, становиться страницей истории. Почему же вновь вспоминаем о ней? Почему надо помнить об этих трагических событиях в истории нашей страны?
– Надо помнить, чтобы не прерывалась связь поколений;
– Надо помнить, чтобы гордиться своей Родиной;
– Надо помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы жили мы;
– Надо помнить тех, кто своим трудом ковал победу в тылу;
– Надо помнить и гордиться теми, кто выжил и живёт сейчас рядом с нами;
– (Хором.) Я помню! Я горжусь! (Исполняется песня Г. Струве “Моя Россия”.)
Список использованной литературы
- Стихи, воспевшие Победу. Альманах поэзии и прозы поэтов Пушкинского района Московской области. – М.: Евротекс, 2005.
- Наша Победа. Военно-историческая хроника. – М.: Полезная библиотека, 2009.