Урок-игра "Басни И.А. Крылова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 3 класс.

Вид урокаурок-игра.

Средства наглядности и оборудование :
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Зрительная наглядность “Презентация к уроку”, аудиозапись басни.
– Компьютер, проектор.
– Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Класс делится на 2 команды.

Сегодня у нас необычный урок, урок-игра. А вот и первое задание.

Команды получают карточки с текстами. Учащиеся должны определить, какие это произведения и кто их автор и сделать вывод о теме урока.(см.Приложение)

Выразительное чтение отрывков из басен.

Вывод – тема урока “Басни И.А.Крылова”.

На карточке записаны такие слова: ВОЛЫРК НАВИ. Что он означают? (Иван Крылов, так сначала подписывал свои работы никому неизвестный Крылов.) Вам предстоит вспомнить прочитанные произведения И.А.Крылова, его героев , черты их характера и особенности жанра “басня”.

II. Слово о баснописцах И.А.Крылове и Эзопе.

– Кто такой И.А.Крылов? Что вы о нём узнали?

– Кто кроме Крылова писал басни? Первым баснописцем по праву считают Эзопа.

2 ученика нашего класса подготовили сообщения об этих авторах, давайте их послушаем. (Презентация. Слайд 1)

Сообщения детей о Крылове и Эзопе.

III. Сравнение произведений 2 авторов.

1. Прослушивание аудиозаписи басни “Ворона и лисица”

– Беседа о прочитанном.
– Кто герои басни?

2. Чтение индивидуально на листочках распечатанных текстов басни Эзопа “Ворон и Лисица”.

Беседа о прочитанном. Каждая команда готовит ответ на вопрос о том, чем похожи и чем отличаются басни (Приложение 1).

IV. Повторение литературоведческих терминов.

– Что такое басня? Какие особенности басен вы знаете?
– Что высмеивают басни? (Слайды 2, 3, 4)

V. “Крылатые выражения”

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Так писал о Крылове М.Исаковский , а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим , что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”?Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл

(Слайды 6, 7, 8, 9, 10)

VI. Сравнение черт характера человека с качествами животных.

1. “Загадочные животные”.

Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных “спрятались” здесь. (Приложение 1.)

2. Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев? (Слайд 11)

3.“Подбери антонимы”.

Команды получают листочки с записанными словами– чертами характера и выполняют задание. (Приложение 1.)

VII. Творческое задание.

Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен по своему выбору.

Инсценированное прочтение басен творческими группами.

VII. Проверка знания текста басни “Мартышка и очки”.

Каждая команда получает тексты басни “Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача учеников – восстановить текст басни.

После выполнения задания проводится взаимопроверка

VIII. Память благодарных читателей.

Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге. (Слайды12, 13)

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Памятник И.А.Крылову в Москве. (Слайды 14–24)

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна.

Баснописец сидит в окружении героев своих произведений:

“Слон и моська”.
“Ворона и Лисица”.
“Квартет”.
“Мартышка и очки”
и многие другие.

IX. Подведение итогов урока.

Прошло 200 лет, как басни И.А.Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков. Поучительны басни Л.Толстого и С. Михалкова. Но, надо прямо сказать,(не в обиду этим писателям: они талантливы в других жанрах), пока И.А.Крылов никем не превзойден.Ни одному из писателей не удалось внести в свои басни столько подлинного духа, столько правды!

– Чему учат нас басни И.А.Крылова? (Слайд 25)

Объявление результатов соревнования между командами.

Оценивание актеров.