Цель: Освоение учащимися навыка проведения измерительных операций работы с линейкой.
Задачи:
- Образовательная – учить и закрепить умения пользоваться линейкой для построения чертежа деталей.
- Коррекционная – развивать мелкую моторику, зрительное внимание посредством выполнения задания на определение и различение, выполнения упражнений на восстановление деформированного текста и физ. минуток.
- Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе сверстников.
Тип урока – комбинированный.
Материалы и оборудование: линейка, линейка-угольник, карандаш, картон – коробочный, шило, пленка для ламинирования, бумвинил, бумага, нитки.
Подготовительная работа: повторение сведений о картонажно-переплетных процессах, их назначение, устройство, особенности. Работа с терминами (изучение и повторение). Получение новых знаний о переплетах, материалах и инструментах.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение нового материала.
а. Практическая работа с использованием инструкционной карты “Расчет и разметка
развертки крышки коробки”.
4. Физкультминутка на развитие внимания, зрительной памяти и снятие физического
напряжения.
5. Повторение правил ТБ.
6. Выполнение практической работы.
7. Выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительного внимания, на
определение и различение.
8. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Настрой учащихся на урок
Учитель предлагает поздороваться с гостями и проводит упражнение на создание положительного эмоционального фона.
Учитель объявляет учащимся задание :
– Я предлагаю, каждому по очереди вспомнить и назвать инструменты, которыми мы пользуемся в нашей мастерской.
Когда все учащиеся назовут инструменты, учитель подводит итог:
– Вы молодцы, успешно справились с заданием и правильно назвали инструменты.
2. Повторение ранее пройденного материала.
Учитель кратко напоминает о работе по изготовлению изделия, проведенной на предыдущих уроках:
– На прошлых уроках мы с Вами познакомились с новым для нас изделием.
“Коробка для документов”, изучили виды коробок их назначение и особенности, изготовили развертку коробки и склеили ее.
Затем учитель предлагает посмотреть готовое изделие “Коробка для документов” и обращается к ученикам;
– Внимательно посмотрите на наше изделие и подумайте, чего не хватает, чтобы изделие приобрело законченный вид?
Учащиеся внимательно рассматривают образец и определяют недостающие детали переплета.
Учитель выкладывает на стол материалы: картон – коробочный, пленка для ламинирования, бумвинил, бумага, нитки.
Затем учитель обращается к ученикам:
– Посмотрите на материалы, которые я вам приготовила. Определите необходимые для работы материалы.
Ученики выполняют задание, учитель хвалит детей. Затем, показывая на записанную, на доске тему урока, настраивает учащихся на следующий этап работы:
– Сейчас мы все вместе определили тему нашего урока. Сегодня мы будем производить расчет и наносить разметку на развертку крышки для коробки.
3. Изучение нового материала.
а. Практическая работа с использованием инструкционной карты “Расчет и разметка развертки крышки коробки”.
Учитель просит учащихся записать дату и тему урока.
На доске расположена увеличенная инструкционная карта “Расчет и разметка развертки крышки коробки”.
По ходу изучения и объяснения инструкционной карты, учитель совместно с учениками определяют размеры и производят расчет крышки коробки (учащиеся записывают расчеты в тетрадь),а учитель на доске выстраивает по заданным размерам чертеж крышки.
Рис. 1
Учитель подводит итог проделанной работы, хвалит учащихся и отмечает, что ученики вполне профессионально построили чертеж.
Затем учитель выдает каждому ученику набор картона – коробочного.
4. Физминутка на развитие внимания, зрительной памяти и снятие физического напряжения.
Затем учитель показывает ученикам карточки в виде геометрических фигур и объясняет, что каждая геометрическая фигура имеет свое задание. Треугольник – присесть, прямоугольник –встать, круг – хлопок в ладоши над головой. Учитель показывает геометрическую фигуру и дети выполняют задания.
Затем учитель предлагает повторить правила ТБ перед выполнением практического задания.
5. Повторение правил ТБ при работе с инструментами и содержание рабочего места.
Ученики сообщают основные правила техники безопасности при работе с необходимым оборудованием, инструментами (карандаш, линейка, шило) и содержании рабочего места.
6. Выполнение практической работы.
Учащиеся выполняют практическую работу, ориентируясь на чертеж, выполненный на доске. При необходимости, учитель организует личностно – ориентированный подход к учащимся, которые имеют различного рода психофизиологические особенности развития и нуждаются в помощи учителя. Затем учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку, определяют качество и правильность выполнения задания по образцу, который предлагает учитель.
По окончании взаимопроверки, учитель выполняет рицовку по линиям чертежа учащихся с использованием шила, объясняя технологию. Учитель обращает внимание учащихся:
– из наших заготовок мы получили развертку крышки коробки.
Затем учитель предлагает занять рабочие места.
7. Выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительного внимания, на определение и различение.
Учитель раздает карточки с заданиями и просит выполнить задание.
Карточка № 1.
Рис. 2
Задание: Найди среди фигурок одинаковые, соедини их линиями.
Ответ: Квадрат и звезда.
Учитель вывешивает на доску образец правильного выполнения задания.
Карточка № 2.
Рис. 3
Задание: Сосчитай сколько на рисунке квадратов, треугольников, кругов?
Учитель вывешивает на доску образец правильного выполнения задания.
Ответ: 5 – квадратов, 4 – треугольника, 5 – кругов.
8. Итог урока.
(Во время выполнения коррекционного упражнения, учитель незаметно для детей пишет часть деформированного текста.)
Учитель обращает внимание учащихся на запись на доске и просит восстановить
деформированный текст (рицовка, развертка). Учащиеся выполняют задание, в случае
затруднения ученики пользуются записью в тетради. Учитель хвалит детей и просит
– кратко перечислить выполненные на уроке задания, затем задает вопросы
учащимся:
– что вам на уроке далось легче всего?
– Что вызвало у вас затруднения?
Вместе с учащимися оценивается работа каждого ученика с учётом соблюдения ТБ, порядка выполнения и качества.
В конце урока учитель благодарит учащихся за активное участие, сообщает учащимся тему и задание следующего урока и прощается с детьми.
Самоанализ урока картонажно-переплетного дела в 6 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Тема урока: “Расчет и разметка развертки крышки коробки”
Цель: Освоение навыка учащихся проведения измерительных операций работы с линейкой.
На уроке предполагалось решить следующие задачи:
– Образовательные: учить и закрепить умения пользоваться линейкой для
построения чертежа деталей.
– Коррекционные: развивать мелкую моторику, зрительное внимания
посредством выполнения заданий на определение и различение, выполнения
упражнений на восстановление деформированного текста и физ. минуток.
– Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, умение работать в паре
и коллективе.
Тип урока – комбинированный. Урок запланирован и проведён в соответствии с общедидактическими принципами (принцип системности, доступности, последовательности, опоры на предметно-практическую деятельность) и специфическими коррекционными (принцип динамичности восприятия, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, мотивации к учению). В соответствии с коррекционными принципами, в процессе проведения урока учащимся предлагались задания по нарастающей степени сложности и задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Была предусмотрена дозированная поэтапная помощь учителя, чередование видов деятельности учащихся, выполнение коррекционных упражнений и заданий с опорой на несколько анализаторов. В процессе проведения урока предусмотрено создание условий для достижения, а не формального получения оценки, включены проблемные задания для учащихся.
По характеру познавательной деятельности, на уроке использованы методы:
– объяснительно-иллюстративный,
– репродуктивный,
– элементы частично-поискового метода.
– межпредметной связи с математикой и черчением.
Формы и приемы работы:
– фронтальная работа (беседа с учащимися с использованием элементов проблемного
изложения, участие в обсуждении);
– индивидуальная работа (дозированная помощь учителя);
– организация взаимоконтроля учащихся на уроке (организация взаимоконтроля
учащихся в процессе самостоятельной работы) учащиеся успешно справлялись с
заданиями.
Осуществлялся личностно-ориентированный подход к учащимся, которые имеют различного рода психофизиологические особенности развития и нуждаются в помощи учителя.
Методы и приёмы, применяемые на уроке, соответствовали теме урока, целям, задачам урока, психофизиологическим и возрастным особенностям учащихся.
Использование перечисленных методов, приёмов и форм способствовало формированию у учащихся познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей и компетентности личностного самосовершенствования.
При подготовке и проведении урока использованы материалы, инструменты и инструменты: шило, линейка, линейка-угольник, карандаш, картон – коробочный, пленка для ламинирования, бумвинил, бумага, нитки.
С учащимися класса проведена подготовительная работа: повторение сведений о картонажно-переплетных процессах, их назначение, устройство, особенности. Работа с терминами (изучение и повторение). Получение новых знаний о переплетах, материалах и инструментах.
При проведении урока учтены рекомендации специалистов (психолога, школьного врача) – использованы элементы здоровьесохраняющих технологий.
Результаты:
Считаю, что урок имеет образовательную и коррекционную направленность, проведён в соответствии с поставленными целями и задачами. Учитывая интеллектуальные и индивидуальные особенности и возможности развития, дисциплина и работоспособность учащихся были на достаточном уровне.