Конспект урока картонажно-переплетного дела для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель: Освоение учащимися навыка проведения измерительных операций работы с линейкой.

Задачи:

  • Образовательная – учить и закрепить умения пользоваться линейкой для построения чертежа деталей.
  • Коррекционная – развивать мелкую моторику, зрительное внимание посредством выполнения задания на определение и различение, выполнения упражнений на восстановление деформированного текста и физ. минуток.
  • Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, умение работать в коллективе сверстников.

Тип урока – комбинированный.

Материалы и оборудование: линейка, линейка-угольник, карандаш, картон – коробочный, шило, пленка для ламинирования, бумвинил, бумага, нитки.

Подготовительная работа: повторение сведений о картонажно-переплетных процессах, их назначение, устройство, особенности. Работа с терминами (изучение и повторение). Получение новых знаний о переплетах, материалах и инструментах.

План урока.

1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение нового материала.
а. Практическая работа с использованием инструкционной карты “Расчет и разметка развертки крышки коробки”.
4. Физкультминутка на развитие внимания, зрительной памяти и снятие физического напряжения.
5. Повторение правил ТБ.
6. Выполнение практической работы.
7. Выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительного внимания, на определение и различение.
8. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на урок

Учитель предлагает поздороваться с гостями и проводит упражнение на создание положительного эмоционального фона.

Учитель объявляет учащимся задание :

– Я предлагаю, каждому по очереди вспомнить и назвать инструменты, которыми мы пользуемся в нашей мастерской.

Когда все учащиеся назовут инструменты, учитель подводит итог:

– Вы молодцы, успешно справились с заданием и правильно назвали инструменты.

2. Повторение ранее пройденного материала.

Учитель кратко напоминает о работе по изготовлению изделия, проведенной на предыдущих уроках:

– На прошлых уроках мы с Вами познакомились с новым для нас изделием.

“Коробка для документов”, изучили виды коробок их назначение и особенности, изготовили развертку коробки и склеили ее.

Затем учитель предлагает посмотреть готовое изделие “Коробка для документов” и обращается к ученикам;

– Внимательно посмотрите на наше изделие и подумайте, чего не хватает, чтобы изделие приобрело законченный вид?

Учащиеся внимательно рассматривают образец и определяют недостающие детали переплета.

Учитель выкладывает на стол материалы: картон – коробочный, пленка для ламинирования, бумвинил, бумага, нитки.

Затем учитель обращается к ученикам:

– Посмотрите на материалы, которые я вам приготовила. Определите необходимые для работы материалы.

Ученики выполняют задание, учитель хвалит детей. Затем, показывая на записанную, на доске тему урока, настраивает учащихся на следующий этап работы:

– Сейчас мы все вместе определили тему нашего урока. Сегодня мы будем производить расчет и наносить разметку на развертку крышки для коробки.

3. Изучение нового материала.

а. Практическая работа с использованием инструкционной карты “Расчет и разметка развертки крышки коробки”.

Учитель просит учащихся записать дату и тему урока.

На доске расположена увеличенная инструкционная карта “Расчет и разметка развертки крышки коробки”.

По ходу изучения и объяснения инструкционной карты, учитель совместно с учениками определяют размеры и производят расчет крышки коробки (учащиеся записывают расчеты в тетрадь),а учитель на доске выстраивает по заданным размерам чертеж крышки.


Рис. 1

Учитель подводит итог проделанной работы, хвалит учащихся и отмечает, что ученики вполне профессионально построили чертеж.

Затем учитель выдает каждому ученику набор картона – коробочного.

4. Физминутка на развитие внимания, зрительной памяти и снятие физического напряжения.

Затем учитель показывает ученикам карточки в виде геометрических фигур и объясняет, что каждая геометрическая фигура имеет свое задание. Треугольник – присесть, прямоугольник –встать, круг – хлопок в ладоши над головой. Учитель показывает геометрическую фигуру и дети выполняют задания.

Затем учитель предлагает повторить правила ТБ перед выполнением практического задания.

5. Повторение правил ТБ при работе с инструментами и содержание рабочего места.

Ученики сообщают основные правила техники безопасности при работе с необходимым оборудованием, инструментами (карандаш, линейка, шило) и содержании рабочего места.

6. Выполнение практической работы.

Учащиеся выполняют практическую работу, ориентируясь на чертеж, выполненный на доске. При необходимости, учитель организует личностно – ориентированный подход к учащимся, которые имеют различного рода психофизиологические особенности развития и нуждаются в помощи учителя. Затем учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку, определяют качество и правильность выполнения задания по образцу, который предлагает учитель.

По окончании взаимопроверки, учитель выполняет рицовку по линиям чертежа учащихся с использованием шила, объясняя технологию. Учитель обращает внимание учащихся:

– из наших заготовок мы получили развертку крышки коробки.

Затем учитель предлагает занять рабочие места.

7. Выполнение коррекционного упражнения на развитие зрительного внимания, на определение и различение.

Учитель раздает карточки с заданиями и просит выполнить задание.

Карточка № 1.


Рис. 2

Задание: Найди среди фигурок одинаковые, соедини их линиями.

Ответ: Квадрат и звезда.

Учитель вывешивает на доску образец правильного выполнения задания.

Карточка № 2.


Рис. 3

Задание: Сосчитай сколько на рисунке квадратов, треугольников, кругов?

Учитель вывешивает на доску образец правильного выполнения задания.

Ответ: 5 – квадратов, 4 – треугольника, 5 – кругов.

8. Итог урока.

(Во время выполнения коррекционного упражнения, учитель незаметно для детей пишет часть деформированного текста.)

Учитель обращает внимание учащихся на запись на доске и просит восстановить деформированный текст (рицовка, развертка). Учащиеся выполняют задание, в случае затруднения ученики пользуются записью в тетради. Учитель хвалит детей и просит – кратко перечислить выполненные на уроке задания, затем задает вопросы учащимся:
– что вам на уроке далось легче всего?
– Что вызвало у вас затруднения?

Вместе с учащимися оценивается работа каждого ученика с учётом соблюдения ТБ, порядка выполнения и качества.

В конце урока учитель благодарит учащихся за активное участие, сообщает учащимся тему и задание следующего урока и прощается с детьми.

Самоанализ урока картонажно-переплетного дела в 6 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Тема урока: “Расчет и разметка развертки крышки коробки”

Цель: Освоение навыка учащихся проведения измерительных операций работы с линейкой.

На уроке предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные: учить и закрепить умения пользоваться линейкой для построения чертежа деталей.
Коррекционные: развивать мелкую моторику, зрительное внимания посредством выполнения заданий на определение и различение, выполнения упражнений на восстановление деформированного текста и физ. минуток.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, умение работать в паре и коллективе.

Тип урока – комбинированный. Урок запланирован и проведён в соответствии с общедидактическими принципами (принцип системности, доступности, последовательности, опоры на предметно-практическую деятельность) и специфическими коррекционными (принцип динамичности восприятия, продуктивной обработки информации, развития и коррекции высших психических функций, мотивации к учению). В соответствии с коррекционными принципами, в процессе проведения урока учащимся предлагались задания по нарастающей степени сложности и задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Была предусмотрена дозированная поэтапная помощь учителя, чередование видов деятельности учащихся, выполнение коррекционных упражнений и заданий с опорой на несколько анализаторов. В процессе проведения урока предусмотрено создание условий для достижения, а не формального получения оценки, включены проблемные задания для учащихся.

По характеру познавательной деятельности, на уроке использованы методы:
– объяснительно-иллюстративный,
– репродуктивный,
– элементы частично-поискового метода.
– межпредметной связи с математикой и черчением.

Формы и приемы работы:
– фронтальная работа (беседа с учащимися с использованием элементов проблемного изложения, участие в обсуждении);
– индивидуальная работа (дозированная помощь учителя);
– организация взаимоконтроля учащихся на уроке (организация взаимоконтроля учащихся в процессе самостоятельной работы) учащиеся успешно справлялись с заданиями.

Осуществлялся личностно-ориентированный подход к учащимся, которые имеют различного рода психофизиологические особенности развития и нуждаются в помощи учителя.

Методы и приёмы, применяемые на уроке, соответствовали теме урока, целям, задачам урока, психофизиологическим и возрастным особенностям учащихся.

Использование перечисленных методов, приёмов и форм способствовало формированию у учащихся познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей и компетентности личностного самосовершенствования.

При подготовке и проведении урока использованы материалы, инструменты и инструменты: шило, линейка, линейка-угольник, карандаш, картон – коробочный, пленка для ламинирования, бумвинил, бумага, нитки.

С учащимися класса проведена подготовительная работа: повторение сведений о картонажно-переплетных процессах, их назначение, устройство, особенности. Работа с терминами (изучение и повторение). Получение новых знаний о переплетах, материалах и инструментах.

При проведении урока учтены рекомендации специалистов (психолога, школьного врача) – использованы элементы здоровьесохраняющих технологий.

Результаты:

Считаю, что урок имеет образовательную и коррекционную направленность, проведён в соответствии с поставленными целями и задачами. Учитывая интеллектуальные и индивидуальные особенности и возможности развития, дисциплина и работоспособность учащихся были на достаточном уровне.