Игра-тренинг "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский церебральный аппарат (ДЦП) – заболевание, которое изолирует ребёнка от общества, затрудняя его психическое, физическое и личностное развитие. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата растут пугливыми, нерешительными и неуверенными в себе. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия, лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию. Игротренинг позволяет решать задачи не только психического, но и нравственного развития дошкольников.

Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата между детьми.

Задачи:

  • формирование доверительных отношений, уверенности в поддержке сверстников и самом себе;
  • снятие эмоционально-мышечного напряжения, обогащение эмоциональной сферы;
  • тренировка мыслительных процессов.

Для проведения игротренинга можно использовать кабинет психологической разгрузки, музыкальный или физкультурный залы.

Оборудование: напольные сенсорные дорожки; декоративные пугавици (бусинки); светильник – ракушка; заготовки из гипса “дождевые капельки”; фломастеры; карточки с буквами и цифрами; мягкие пуфики; фонтан; драпировка из ткани “моря”; музыкальный цент.

Ход игротренинга

Психолог: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие, оно будет трудное, полное приключений и препятствий. Для этого нам нужна волшебная сила и подарит её Волшебный цветок.

Сейчас мы подойдем к Цветку ,встанем вокруг него, возьмёмся за руки и закроем глаза. Глубоко вдохнём и почувствуем, как сила волшебного цветка наполняет наше теле, головку, ручки, грудку, ножки. Кто готов к путешествию может опустить ручки, открыть глаза. Путешествие начинается (дети идут за психологом, который раскладывает декоративные пугавици “хрустальные горошки” читает стихотворение)

Тучка по небу гуляла
Тучка капли растеряла
Скачут капли по дорожке
Как хрустальные горошки.

Психолог: Посмотрите ,как много разноцветных , хрустальных горошин. Они похоже на дождевые капли, возьмем их в руки, какие они? и др.

Дети: красивые, разноцветные, переливаются, светятся

Психолог: Давайте с ними поиграем.

Игра с движениями под музыку

Текст упражнения Движения
Как - Кап- Кап, Кап- Кап- Кап – тучки собираются Движения руками перед собой
Кап-Кап-Кап, Кап-Кап-Кап –дождик начинается Движения руками над головой
Вот на землю капельки, капельки упали Руки перед собой, пружинка
Ручейками быстрыми к морю побежали Присели на корточки, плавные движения руками вправо, влево

Психолог: Собрались дождевые капельки все вместе, и получился ручеёк. Побежал наш ручеёк мимо высоких гор, перебежал через стёжки-дорожки, забежал за скалистые берега и прибежал к морю. (ходьба по разным поверхностям, заканчивается ходьба у фонтана).

Ударился о морские камни и рассыпался на множество капелек. ( Дети бросают капельки-дождинки в фонтан).

Психолог: Ребята, мы оказались на морском берегу , как красив морской берег. Посмотрите вокруг, что мы видим?

Дети: Ракушки, жёлтый песок, море, морские камешки)

Психолог: Мы долго путешествовали, пора отдохнуть. Возьмите пуфики, это будут “морские камешки” и займите место на морском берегу.

Релаксационное упражнение на мягких пуфиках под музыкальное сопровождение:

Текст упражнения Движения
Вода в море тихая с спокойная
Но вот подул лёгкий ветерок
Он стал играть с морскими волнами
Понравилось ветерку играть с морем
Подул он сильнее. Еще сильнее
Забурлило море зашумело
Заплескалось
Но вот ветер наигрался
И стал успокаиваться
Опять морская гладь тихая и спокойная
Плавные волнообразные движения руками
Подуть как ветерок
Волнообразные движения становятся быстрее
Быстрые волнообразные движения
Сильно подуть
Движения руками и телом вправо, влево
Вперёд, назад
Плавные волнообразные движения руками

Психолог: Ветер стих и море вынесло на берег морскую ракушку. Морские глубины хранят много разных тайн и загадок. Наша ракушка с секретом. Открываем что здесь?

Дети : Карточки с буквами и цифрами.

Психолог: ракушка хранит какой - то секрет. Попробуем разложить цифры от 1 до 5 и посмотрим, что получится.

Дети: получилось слово камни.

Психолог: Для нас это следующая подсказка (вместе отправляются на поиски камней)

Дети находят шкатулку с конвертом.

Психолог: Это волшебный конверт, с загадками.

Ползёт в море паук, восемь ног, пара рук
В руках клещи, в глазах испуг. (Краб)

Раз, два, три - краба покажи (отгадав загадку, дети изображают краба)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Акула)

Раз, два, три - акулу покажи (дети изображают акулу)
Он живёт на самом дне,
На ужасной глубине,
Многорукий
Многоногий
Ходит в море без сапог
Кто же это …(Осьминог) (отгадав загадку, дети изображают осьминога)

Психолог: Молодцы! Но я чувствую, что моя волшебная сила заканчивается, а без неё путешествовать нельзя. Нам пора возвращаться. Вспомним, какие хрустальные горошки нам подарила тучка в начале путешествия.

Дети: Это были капельки – дождинки.

Психолог: Подарим капелькам наше хорошее настроение. Возьмём фломастеры и оживим их. (дети рисуют свое настроение)

В заключение психолог с детьми рассматривает получившиеся капельки