Урок окружающего мира по теме "Дыхание. Дыхательная система, ее строение и работа. Умей побеждать болезни". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Учебно-методическое обеспечение: Плешаков А.А.

Окружающий мир. 3-й класс. М.: “Просвещение”. 2012, Рабочая тетрадь. Плешаков А.А..
Окружающий мир. 3-й класс. М.: “Просвещение”. 2012 Плешаков А.А. “От земли до неба”; Атлас-определитель. М.: “Просвещение”. 2011.

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.

Тип урока: открытие нового знания. Форма урока: урок-исследование.

Цель: дать представление о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции; закреплять знания о вреде курения и "пассивного курения"; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи урока:

  1. Формирование умения
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
  3. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, групповая работа.

Методы: частично-поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность познакомиться с органами дыхательной системы; научатся называть органы дыхательной системы.

Метапредметные УУД:
регулятивные: научатся соотносить учебную деятельность с таблицей, сверку с образцом (моделью), делать самооценку, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
познавательные: научатся проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; вместе с учителем находить варианты выхода из проблемной ситуации.
коммуникативные: научатся использовать в общении правила вежливости на уроке.

Личностные УУД:
Проявляют интерес к новому учебному материалу, имеют представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное обучение с трудолюбием и усердием, неуспешное – с ленностью, пассивностью.

Оборудование: Презентация “Дыхательная система”, мозаика таблицы, анимационный фильм о вреде курения, энциклопедии.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Организационный момент.“Психологическая установка на работу”

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “пять”!
Тренировка дыхания

II. Актуализация знаний.

– Что мы тренировали в начале урока? (Да, наше свойство дышать.)

Вы догадались, о какой системе человека пойдет речь на уроке?

– Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.
– Что почувствовали? (Хочется сразу глубоко вдохнуть.)
– Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода. Итак мы должны ответить на вопрос: для чего и как мы дышим?

III. Постановка учебной задачи.

1) Заполнение кластера работая в группах.

Работая в группах запишите, какие слова приходят вам на ум при упоминании о дыхании, что вы знаете о дыхании. Какие органы дыхания знаете.

2) Проверка работы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Беседа.

У.: Дыхание – неотъемлемый процесс нашей с вами жизнедеятельности. Дыхательная система удовлетворяет самую главную потребность нашего организма – потребность в кислороде. Если без воды человек может прожить неделю, а без еды – почти 2 месяца, то без кислорода он продержится всего 5–7 минут.

2) Слайд Схема: Строение дыхательной системы.

У.: В дыхательную систему входят полость носа, гортань, трахея, бронхи и лёгкие. У каждого из этих органов есть своя функция. Однако в целом всю их совместную работу можно разделить на две части: дыхательную и воздухоносную. Непосредственно в дыхательном процессе участвуют лёгкие, а точнее лёгочные альвеолы – как раз в них и происходит газообмен между воздухом и кровью. Все остальные органы трудятся над проведением вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Видио “Дыхание”.

3) Продолжаем заполнение кластера.

4) Практическая работа.

Попробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать работу лёгких.

Положите руки себе на грудь и глубоко вдохните.

Что вы заметили? (Грудная клетка расширилась.)

Теперь выдохни. Что вы почувствовали? (Грудная клетка возвращается к своему обычному размеру.)

А знаете ли вы, что работе лёгких нам помогает дыхательная мышца, которая называется диафрагма. Она имеет форму купола-парашюта и помогает грудной клетке делать вдох и выдох.

5) Комплекс дыхательной гимнастики.

Упражнение 1. “Ладошки”.

Станьте прямо, согните руки в локтях (локти опущены вниз) и покажите зрителю ладошки (поза экстрасенса). Начинаем делать шумные вдохи носом, и при этом, одновременно сжимаем ладони в кулаки. Сделать подряд 4 ритмичных, шумных вдоха с движениями. Затем опустить руки сделать перерыв 3–4 секунды (пауза). Сделайте снова 4 шумных вдоха и снова пауза.

– Для того чтобы вся дыхательная система работала исправно.
– Каким должен быть воздух, который мы вдыхаем?
– Это три функции с какой работой должен справляться нос?

а) Должен быть теплым – по температуре равным температуре тела,
б) очищенным от пыли, вирусов и бактерий, и достаточно
в) увлажненным.

Это обеспечивает орган, который стоит первым в общей цепочке дыхания – нос. Таким образом, он выполняет несколько важных функций:

  • очищает воздух от вредных примесей;
  • согревает воздух до температуры, равной температуре тела;
  • увлажняет вдыхаемый воздух.
  • F2 Видео: Что представляет собой нос?

То есть, если бы не было носа, то наша дыхательная система не смогла работать полноценно, организм начал бы болеть.

У.: Мы дышим непрерывно, делаем 1000 вдохов в час. 24 000 в сутки, 9 миллионов в год. За сутки через полость носа человека проходит около 17 тысяч литров воздуха – это одна треть средней железнодорожной цистерны. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в воздухе содержится огромное число вредных примесей. Что нас защищает от всех вредных факторов? Нос. Только представьте, НАСКОЛЬКО эффективно должен работать наш нос, чтобы не допустить попадания в организм всех этих вредных примесей. Давайте посмотрим, как он устроен.

F1. Видео: Агрессивная городская среда (ролик F1 детский транслируется для детей младшего школьного возраста).

Вывод:

О каких опасностях вы узнали?

1) Выхлопные газы автомобилей,
2) Ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами
3) Табачный дым. Никотин-яд.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Работа в группах. (Задание на карточках.)

Делаем вдох и воздух попадает в носовую полость, носоглотку. Дальнейший путь воздуха проследим работая в группах. Первая группа соберет макет дыхательной системы.

Вторая группа проследить путь воздуха и расскажет.

Третья группа ответит на вопрос:

Что нужно делать для того, чтобы дыхательная система работала исправно?

2) Выступления групп.

Нос выполняет очень важные функции, он защищает наш организм. Однако он не всегда справляется со своей задачей. Бывает же такое, что мы с вами болеем? Бывает. Как вы думаете, как защитить себя от гриппа и простуды?

Видео. F3. Профилактика гриппа и ОРВИ.

VI. Проблемная беседа. “Охрана здоровья”

У.: Ребята, скажите, с какой скоростью распространяется вирус гриппа? (6 м/c.)

– Почему маска не всегда спасает от всех вирусов, которые находятся в воздухе?
– Какое время спустя её нужно менять?
– Почему, несмотря на то, что мы ставим прививки, нам нужно соблюдать дополнительные меры профилактики?

Заниматься бегом, закаливание, промывание носа.

VII. Рефлексия учебной деятельности. Закончим заполнение кластера.

В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность.

– Какую полезную информацию вы получили для себя на уроке?
– С кем вам хочется поделиться этой информацией?

VIII. Домашнее задание на выбор.

Придумать сказку о путешествии воздуха в организме человека.

Подготовить сообщение на тему: "Сохрани свои легкие здоровыми!".