Предметы:история и информатика.
Продолжительность: 45 минут.
Цель урока: систематизация знаний по теме «Русская культура XVIII века » через организацию информации в MS Word.
Задачи урока:
- Обучающие:
- ознакомить обучающихся с основными достижениями русской культуры XVIII века, научить оформлять страницу– журнал в MS Word.
- Развивающие:
- продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
- развивать кругозор, познавательный интерес, совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, развивать мышление и память, умение вести грамотный диалог с компьютером, анализировать события и давать им оценку
- Воспитательные:
- повышать интерес к предметам (история и информатика), общую и информационную культуру, воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к компьютерной технике, прививать учащимся навыки самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения: творческая практическая работа
Технология: личностно-ориентированная, проблемно-поисковая, проектная.
Оборудование урока:
1. Компьютер с мультимедийным проектором
2. Компьютерная презентация
4. Компьютеры для обучающихся
5. Раздаточный материал «Основные направления
русской культуры XVIII века»
Урок проводится в компьютерном классе совместно учителем истории и учителем информатики.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин
- Изучение нового материала – 7 мин.
- Видеофильм «Русская культура XVIII» – 6 мин.
- Повторение основ работы в MS Word. Принцип создания многоколоночной страницы.
- Работа в текстовом редакторе MS Word – 10 мин
- Закрепление изученного материала – 5 мин.
- Подведение итога урока – 1 мин.
- Комментарий к домашнему заданию – 1 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
- Объявление оценок за урок – 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель истории: Добрый день!
Учитель информатики: Здравствуйте! Сегодня у нас интегрированный урок: истории и информатики. Урок объединит темы двух предметов: «Русская культура XVIII века» и «Работа в MS Word.»
Учитель истории: Сегодня на уроке мы поговорим о изменениях направлений и дальнейшем развитии русской культуры в XVIII веке, узнаем, какая о направлениях существовавших в русской культуре XVIII века, познакомимся с архитекторами, живописцами, скульпторами того времени.
Учитель информатики: А так же вы научитесь создавать и форматировать многоколоночные станицы в документ MS Word для создания печатных изданий. В конце урока, пользуясь полученными знаниями, вы подготовите альманах «Русская культура XVIII века».
2. Изучение нового материала
Учитель истории: На прошлых уроках мы с вами выяснили, что начало XVIII века было очень насыщено реформами Петра I не только в переустройстве структуры управления государства, но и в быт русского народа. Какие изменения ввел Петр I в обычную жизнь русского народа?
Ответ: ножницы – пострижение бород, платье французского покроя и парик – смена внешнего облика дворян, трубка – курение, газета – «Ведомости» (Приложение 1. Слайд 5)
Учитель истории: XVIII столетие
открывает новый период русской культуры –
культуры Нового времени. В XVIII в. произошел
решительный поворот от религиозной к светской
культуре. Возрастает значение человеческой
личности, что находит отражение в искусстве.
Культура нацелена на служение
государственным потребностям. Ее пронизывает
гражданский патриотизм. Необычно ускоряются
темпы культурного процесса. Динамично меняются
жанры и стили. Культурный процесс становится
более разнообразным. Особое влияние на
развитие культуры оказали Петровские реформы,
которые способствовали не только
экономическому, но и культурному подъему
государства. В Петровскую эпоху вносятся
новшества и в архитектуру, и в строительство. Они
выражают мощь и величие русской империи. Если в
период IX – XVII вв. строились преимущественно
культовые сооружения – церкви, монастыри, то в
XVIII в. русская архитектура осваивает незнакомые
прежде разновидности светских зданий:
административные, промышленные, научные, а также
массовое типовое строительство. Зодчество
осваивает новые стили: барокко и классицизм.
В стиле барокко работали такие талантливые
архитекторы как Доминико Трезини создавшего
собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.).
Интерьер Петропавловского собора напоминает не
церковь, а нарядный зал особняка. Это собор стал
усыпальницей Романовых от Петра I до Николая II. Из
гражданских построек Трезини сохранился Летний
дворец Петра I (1710-1714 гг), здание 12 коллегий (1722-1734
гг.) (ныне университет). В Москве в стиле барокко
был построен Лефортовский дворец для фаворита
Петра I – Лефорта (1697-1699 гг.) зодчим Аксамитовым.
На Чистых прудах построена церковь Архангела
Гавриила (1701-1707 гг) архитектором Зарудным. В 1702 г.
в Кремле возведено здание Арсенала
архитекторами Ивановым, Конрад. Развитие стиля
барокко связано с именем Растрелли. Наиболее
крупные работы Растрелли: Большой дворец в
Петергофе (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском
Селе (1757 г.), Зимний дворец (1762 г.), Смольный
монастырь (1764 г.) в С-Петербурге. Яркий след
оставил русский архитектор Ухтомский Дмитрий
Васильевич. Его известные постройки: колокольня
Троице-Сергиевской лавры (1770 г.) в г. Сергиев
Посад, Красные ворота в честь коронации
Елизаветы Петровны (1753 г.).
С 60-х годов XVIII века в зодчестве появляется новый
стиль – классицизм. Ярким представителем этого
стиля стал Божков Василий Иванович создавший:
дом помещика Пашкова (1786 г.), Михайловский замок в
С.-Петербурге (1799 г.). его работы отличают:
искусство планировки, смелость композиции,
изящество формы. Казаков Матфей Федорович в1782 г.
возвел Петровский дворец, построил Сенат в
Кремле (1787 г.), здание Московского университета
(1793 г.), усадьбу Демидова с «золотыми комнатами»
(1791 г.). Архитектура и строительство XVIII века и
сегодня являются не только украшениями русских
городов, но шедеврами мирового значения.
В живописи XVIII века также как и архитектуре
происходит перелом, переход от религиозной
культуры к светской. Происходит переход к новым
жанрам. Это, прежде всего, портреты, исторические
композиции, миниатюра. Появляются новые
живописные средства: объемность, светотень,
анатомически правильное изображение тела.
Никитин Иван Никитич (1685-1742 гг.). Он неоднократно
писал портреты самого Петра I при жизни и на
смертном одре. В парадном портрете Г.И. Головкина
(1726г.) изображен видный государственный деятель.
«Портрет напольного гетмана» (1720-е гг.). Художник
изобразил пожилого человека, как бы уставшего от
долгих трудов человека. Середину XVIII в.
Представляли портретисты И.Я. Вишняков (1699-1761
гг.) «Портрет Cарры Фермор» (1749г.); А.П. Антропов
(1716-1795 гг.) «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой» (1759
г.) «Петр III» (1762 г.); И.П Аргунов (1729-1802 гг.),
крепостной Шереметевых , «Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме» (1784 г.) и другие. Их
парадные портреты отличают нарочитость в
позировании модели, дань парсуне (локальность
цветов, плоскостность, застылость, узорочье.)
В лучших работах видны выразительность,
поэтичность образов. В живописи конца XVIII в.
Вершиной портретного искусства заслуженно
считают работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л.
Боровиковского. Рокотов Фёдор Степанович (1736-1808
гг.). Наиболее известные портреты Ф.С. Рокотова:
Н.С. Струйский (1772 г.), поэт В.И. Майков (1778 г.);
очаровательные, одухотворённые дамские портреты
«Неизвестная в розовом» (1770-е гг.), Е.Н. Орлова (1779
г.). Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.).
Наиболее полно и целостно Левицкий выразил своё
понимание трактовки образа в парадном портрете в
серии смольнянок – воспитанниц Смольного
института благородных девиц (1773-1776 гг.) Художник
изобразил каждую из 7 воспитанниц в определённой
сюжетной ситуации, в характерной позе (танцует,
музицирует, разыгрывает театральную сценку,
демонстрирует опыт и т.д.). Портретируемые не
позируют, они живут. Необычен парадный портрет с
бытовыми мотивами богача и филантропа П.А.
Демидова (1773 г.). Портрет Екатерины II –
законодательницы (1783 г.). Боровиковский Владимир
Лукич (1757-1825 гг.). Портрет М.И. Лопухиной (1797 г.)
полон лёгкой грусти и поэтической
мечтательности. Он пленяет нежной
меланхоличностью, и удивительной мягкостью
внутренней гармонией. В образе императрицы
Екатерины II, изображённой без всякой
торжественности во время прогулки по
Царскосельскому парку (1794 г.). «Портрет сестер А.И.
Безбородко с дочерьми» (1803 г.) – групповой
портрет, наглядно выражает сильную нежную
привязанность матери и дочерей.
XVIII век явился периодом высокого подъема не
только живописи, но и скульптуры. Осваиваются все
основные виды станковой и монументальной
скульптуры: портретный бюст, рельеф, статуя.
Бартоломео – Карло Растрелли (1675-1744 гг.). Он
трудился в разных жанрах скульптуры. Большой
неизвестностью пользуется его бронзовый бюст
Петра I (1730г.). В статуе «Анны Иоанновны с
арапчонком» (1741 г.) – императрицы, медленно
шествующей в тяжёлом расшитом драгоценными
камнями платье, Растрелли создал выразительный
образ «престрашного взора царицы».
Расцвет жанра портретного бюста связан с
творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805 гг.).
Исполнял портреты из мрамора. В бюсте Ф.Н.
Голицына (1775 г.) скульптор показал богатого
вельможу, пресыщенного благами, с чувством
надменного превосходства. Бюст учёного М.В.
Ломоносова (1793г.) – иной, без парика,
обнажённый большой лоб говорит об уме,
пытливости русского энциклопедиста. В портрете
императора Павла I (1800 г.) Шубин раскрыл образ
сложный, противоречивый: отталкивающие черты
лица, характера сочетаются с величественностью
правителя.
Одним из ваятелей XVIII в. Был Козловский Михаил
Иванович (1753-1802 гг.). Выделяются его работы в
историческом жанре. В памятнике А.В. Суворову
(1800-1801 гг.). Нет портретного сходства с
прославленным полководцем. Это символ мужества и
мудрости. В 1801-1802 гг. Козловский исполнил ставшую
знаменитой статую «Самсон, разрывающий пасть
льва». Самсон – символ славы русского оружия. Лев
символизировал побежденную Швецию в Северной
войне.
Вместе с отечественными мастерами славе
российского ваяния способствовал Этьен Морис
Фальконе, автор знаменитого «Медного всадника»
– памятника Петра I на Сенатской площади в
Петербурге (1765-1782 гг.). Огромная каменная глыба
стала символом побежденных Петром I трудностей.
На глыбе взмывший на дыбы конь, повергающий
копытами змея, т.е. врагов реформ государя. На
коне Петр I простирает вперед руку – символ
созидателя, преобразователя страны.
XVIII век был знаменателен для России заметными
переменами и значительными достижениями в
области искусства. Изменились его жанровая
структура, содержание, характер, средства
художественного выражения. И в архитектуре, и в
скульптуре, и в живописи русское искусство
выходило на общеевропейские пути развития. Само
понятие «европейская культура» теперь имеет
новое значение, ибо включает в себя молодую и
стремительную в своем развитии культуру России.
Учитель информатики: Ребята сегодня мы с вами создадим Альманах содержащий сведения о русской культуре 18 века. Напомню вам, что альманах – это сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.). Для создания такого сборника нам понадобится текстовый процессор MS Word. А значит нам нужно вспомнить правила и основные команды работы с этой программой.
3. Вопросы:
– Какой клавишей возможно осуществить отступ красной строки?
Ответ: TAB
– Какие объекты возможно вставить в страницу:
Ответ: Рисунки, фотографии, таблицы, формулы, колонтитулы, диаграммы.
– Какая команда позволяет вызвать окно форматирования символов.
Ответ: Формат/шрифт
– Что такое колонтитулы?
Ответ: Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа.
– Что такое буквица и какая команда осуществляет ее вставку?
Ответ: Буквица – это заглавная буква отличающаяся размером большим, чем остальной текст. Вставка буквицы происходит с помощью команды Формат/буквица.
– Расшифруйте понятия «кегль», «гарнитура», «начертание». К чему относятся эти понятия?
Ответ: Гарнитура – вид шрифта, кегль –
размер шрифта, начертание – это жирный,
подчеркнутый и курсивный шрифт. Все эти
параметры относятся к форматированию символов.
– Какая команда позволяет установить рамку
страницы?
Ответ: Формат/границы и заливка.
Учитель истории: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с выдающимися людьми, прославившие свои имена своими творениями и создавшими гениальные произведения искусства.
Включается видеофильм «Русская культура XVIII века».
4. Работа с в текстовом редакторе MS Word
Учитель информатики: А теперь мы переходим к созданию Альманаха,в котором упорядочим историю русской культуры 18 века. Послушайте инструкцию создания ваших страниц. (Приложение 2)
Учитель истории: Давайте проверим правильность ваших ответов. (Приложение 1. Слайды 10-12)
5. Закрепление изученного на уроке
Беседа по вопросам.
Учитель истории:
1. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
ИМЕНА ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) Василий
Баженов
1)
скульптор
Б) Иван
Никитин 2)
архитектор
В) Михаил
Козловский
3) живописец
Г) Дмитрий Левицкий
А |
Б |
В |
Г |
2 |
3 |
1 |
3 |
2. Посмотрите на экран и скажите, кто лишний. Аргументируйте свой ответ. (Д. Трезини, Ф.Б. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Д.В. Ухтомский. Все архитекторы, Рокотов – живописец)
3. К стилю барокко относится
- Архангельский собор в Кремле
- Храм Вознесения в Коломенском
- Церковь Покрова Богородицы в Филях
- Петропавловская крепость
4. Кто изображён на слайде? (портреты: Перт I, Екатерина II,Петр III, М.И. Лопухина) (Приложение 1. Слайд)
Учитель информатики:
3. Назовите выделенный в документе объект. (Приложение 1. Слайд)
6. Итог урока
Учитель истории: Сегодня на уроке мы открыли для себя мир русской культуры XVIII века, систематизировав информацию и создали альманах в текстовом редакторе MS Word. На следующих занятия мы продолжим разговор о развитии нашего государства и культуры, но уже в XIX веке.
Учитель информатики. Мы закрепили практические навыки работы с текстовым редактором MS Word, а также научились вставлять в документ изображения, вводить в них текст, ориентировать текст в документе.
7. Домашнее задание
8. Рефлексия
- Какой из моментов урока оказался самым трудным, какой – самым легким? Почему?
- С какими заданиями вы не смогли сразу справиться и почему?
9. Выставление оценок
Учитель истории: До свидания. Сегодня мне было очень приятно работать с вами.
Учитель информатики: Спасибо за урок.