«Кто владеет информацией, тот владеет миром!»
Уинстон Черчилль
Цели занятия:
- развитие у обучающихся познавательного интереса, воспитание информационной культуры, расширение кругозора;
- развитие у обучающихся способность к логическому мышлению;
- воспитание у обучающихся творческого отношения к учебной деятельности, повышение мотивации к изучению дополнительной информации.
Тип урока: частично-поисковый.
Форма проведения: урок-игра.
Методы и приемы:
- интерактивное обучение;
- самопроверка;
- взаимопроверка.
Оборудование:
- ПК с колонками,
- мультимедиапроектор,
- презентация «За семью печатями» (Приложение 1),
- бланки ответов (Приложение 2),
- грамоты победителям.
Пояснительная записка
Урок в виде расследования телевизионной игры «За семью печатями». Интеллектуальная игра “За семью печатями” по информатике предназначена для обучающихся 1-2 курсов. В данном мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии, используется мультимедийная презентация, созданная в программе Microsoft Power Point.
Фразеологизм “За семью печатями” (значение)
Предметы, которые были запечатаны, долго хранят
свои тайны. Если тайник опечатали одной печатью,
то это значит, что его секретом владеет один
человек. Но вдруг он сам пожелает нарушить тайну?
Поэтому издревле на особо важные документы,
сокровищницы всегда накладывали несколько
печатей.
Тогда раскрыть секрет можно было только в том
случае, если все обладатели печатей сговорятся
друг с другом с целью вскрыть тайник. А с
увеличением числа печатей эта возможность
уменьшается.
Но все равно непонятно, почему все страшные и
недоступные тайны всегда скрыты «за семью
печатями». Почему их там не больше?
Очевидно, что семерка всегда считалась
особенным, магическим числом, неслучайно она
фигурирует во многих народных пословицах и
поговорках. Поэтому, накладывая на тайник
семь печатей, люди уповали на вмешательство
сверхъестественных сил, которые должны были
помочь в сохранении секрета.
В наши дни фразеологизм «скрыто за семью
печатями» мы употребляем, когда описываем
нечто недоступное нашему пониманию.
Правила игры
- Игра состоит из семи этапов – семь вопросов; семь печатей.
- В игре принимают участие 3 команды по 5-6 человек.
- Ведущий задает один вопрос, сопровождая выступление презентацией.
- Задача игроков — после семи туров заданий назвать в конце программы имя героя, однако победителем становится игрок, собравший наибольшее количество «печатей». «Печати» присуждаются за правильные ответы на промежуточные вопросы в каждом из семи туров игры.
- На каждом этапе за 30 секунд игроки обдумывают ответ (после того как прослушали вопрос) и в тайный формуляр (специально заготовленный лист бумаги) по команде ведущего вносят свой ответ письменно фломастером.
- Далее по просьбе ведущего каждый игрок по очереди вслух произносит свой записанный в формуляр ответ. Затем просматривают или прослушивают правильный ответ на экране. Если он совпадает с ответом игроков – счетная комиссия выставляет в тайный формуляр игрока печать и фиксирует баллы (0 или 1) напротив фамилий игроков.
- Болельщики могут отвечать, поднимая руку за того, за кого «болеют» (если игрок НЕ знает ответ) и в случае правильного ответа болельщик отдаёт печать своему игроку (ответ прослушаем, затем печать). К болельщикам можно обращаться на первых трех этапах.
- Функции счетной комиссии – следить за временем (30 сек). Проставляют печать за правильный ответ в формуляры, и на доске выносят для зрителей баллы игроков.
- Выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей и ответила правильно на основной вопрос игры.
Ход игры
Организационный момент
Представление участников игры. Объяснение правил игры.
Ведущий: Итак, если условия ясны,
начинаем.
Герой нашей игры (а точнее, героиня) – человек
необыкновенный, талантливый. Имя её скрыто от нас
за семью печатями. Чтобы узнать имя героя, нужно
провести целое расследование.
Время первой печати
Наша героиня родилась в 1815 году. Она была единственной дочерью великого английского поэта. Дочь унаследовала у матери любовь к математике и многие черты отца, в том числе, близкий по эмоциональному складу характер. В 1816 году поэт навсегда покидает Великобританию. Он никогда больше не видел дочери, но часто вспоминал о ней, посвятил ей трогательные и нежные строки в своей поэме:
Спи в колыбели сладко, без волнения;
Я через море, с горной высоты
Тебе любимой, шлю благословенье,
Каким могла б ты стать для моего томленья.
Его стихи в переводе нам знакомы со школьных лет (Приложение 3). Назовите имя этого поэта.
Ответ: Джордж Гордон Байрон
Время второй печати
Леди Байрон воспитывала дочь одна, более всего на свете опасаясь, как бы в девочке не проснулась склонность к сочинительству. Опасения леди Байрон вызывала привычка дочери часто закрываться в своей комнате и что-то писать. Когда же вскрылось, над чем именно корпела наша маленькая героиня, оказалось, это вовсе не стихи, а…чертежи летательного аппарата её собственной конструкции. Возможно, девочка и перестала бы увлекаться столь нетипичными для юных англичанок вещами и стала бы обычной леди, интересующейся балами и поклонниками, но обстоятельства подтолкнули ее к более углубленному изучению математики. Наша героиня заболела и стала инвалидом — несколько лет она пролежала в кровати. Лечить этот тяжелый недуг в начале XIX века еще не умели. Какой страшной болезнью заболела наша героиня?
Ответ: корь.
Время третьей печати
Имя этого ученого юная мисс Байрон впервые
услышала за обеденным столом от Мэри Соммервиль
(жена учителя и воспитатель). Спустя несколько
недель, 5 июня 1833 года, они впервые увиделись. Этот
ученый в момент их знакомства был профессором на
кафедре математики Кэмбриджского университета
— как сэр Исаак Ньютон за полтора века до него.
За несколько лет до вступления в должность этот
ученый закончил описание счётной машины, которая
смогла бы производить вычисления с точностью до
двадцатого знака. Чертёж с многочисленными
валиками и шестерёнками, которые приводились в
движение рычагом, лёг на стол премьер-министра. В
1823 году была выплачена первая субсидия на
постройку того, что теперь считается первым на
земле компьютером и известна под его именем.
Строительство продолжалось десять лет,
конструкция машины всё более усложнялась, и в 1833
году финансирование было прекращено. Назовите
имя этого ученого.
Ответ: Чарльз Беббидж.
Время четвертой печати
С 1844 года, наша героиня всё больше увлекается игрой. Играли и Бэббидж и муж нашей героини, причём Бэббидж, интересовавшийся прикладными вопросами теории вероятностей, рассматривал с этих позиций и эту игру и искал оптимальную систему игры. Однако оба сравнительно скоро отказались от участия в игре. Но наша героиня, азартная и упрямая, продолжала играть. Она израсходовала почти все принадлежащие ей средства и к 1848 году сделала большие долги. Потом её матери пришлось погасить эти долги. Что это за игра?
Ответ: игра на скачках (скачки).
Время пятой печати
В одном из писем к Бэббиджу наша героиня пишет:
«Вы должны сообщить мне основные сведения,
касающиеся Вашей машины. У меня есть
основательная причина желать этого». Наша
героиня взялась перевести очерк Менабреа,
посвящённый творению сэра Чарльза «Очерк
аналитической машины, изобретенной Ч. Бэббиджем»
В тексте примечаний к этой статье была скрыта
стройная теория программирования!. Наша героиня
ввела понятия «цикл», «рабочая ячейка»,
«распределяющая карта», определила связь
рекуррентных формул с циклическими процессами
вычислений, описала основные принципы
алгоритмизации, походя разработав от А до Я
вычислительную программу, достойную курсового
проекта сегодняшнего студента кибернетического
ВУЗа. Кроме того, она предсказала возможные
направления практического использования
вычислительной техники: сочинение музыкальных
произведений, конструирование сложных
графических объектов и даже компьютерные игры!
После публикации «Примечаний» Чарльз Бэббидж
стал именовать нашу героиню «моим дорогим …».
Как именно называл Чарльз Беббидж нашу героиню?
(это понятие имеет прямое отношение к
информатике)
Ответ: Интерпретатор (Интерпретатор – транслятор, способный параллельно переводить и выполнять программу, написанную на алгоритмическом языке высокого уровня).
Время шестой печати
Даже граждане бывшего СССР уже знают, что 10
декабря – День прав человека, учреждённый ООН в
честь принятия в 1948 году Всеобщей декларации
прав человека (в советские времена само
существование этой декларации замалчивалось).
Общеизвестно также, что с 1901 года именно 10
декабря вручаются ежегодные Нобелевские премии
в память об их учредителе Альфреде Нобеле,
умершем в этот день в 1896 году.
Но есть и ещё одно, менее известное, определение
для этой даты.
10 декабря – неофициальный профессиональный
праздник в честь родившейся также в этот день
нашей героини – первой представительницы этой
не слишком древней профессии.
Значение этой профессии трудно переоценить. Это
уникальные люди, от деятельности которых зависит
успешное развитие каждой организации и
государства в целом. Для освоения этой профессии
нужно математическое образование, хорошая
память, терпение и годы тяжелого умственного
труда.
Благодаря им нам стало проще жить и работать. По
нескольку раз на день мы сталкиваемся с тем, что
создали люди этой профессии. Мы можем смотреть
фильмы, слушать музыку, разговаривать по
телефону, эффективно вести бизнес и
управлять организацией. Что это за день?
Ответ: День программиста.
Время седьмой печати
В 1975 году Министерство обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Министр прочитал подготовленный секретарями исторический экскурс и без колебаний одобрил и сам проект, и предполагаемое название для будущего языка. 10 декабря 1980 года был утверждён стандарт языка. Язык был назван в память о нашей героини. Этот язык был широко распространён в США, и Министерство Обороны США даже утвердило его название, как имя единого языка программирования для американских вооруженных сил, а в дальнейшем и для всего НАТО. Назовите название этого языка программирования.
Ответ: АДА
Подведение итогов
– Кто же наша героиня?
Право назвать имя героя предоставляется тому,
кто получил больше всех печатей.
Наша героиня – Ада Августа Лавлейс, первый программист.
Ведущий. Августа Ада Кинг (урождённая Байрон), графиня Ла?влейс (англ. Augusta Ada King Byron, Countess of Lovelace, обычно упоминается просто Ада Лавлейс (10 декабря 1815, Лондон, Великобритания — 27 ноября 1852, там же) — английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка».
Награждение победителя.
– Время нашей игры подошло к концу, но время вашей жизни продолжается, так распорядитесь же своим временем с умом!
Использованные ресурсы:
1. Википедия. За семью печатями (телеигра) – http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0_%F1%E5%EC%FC%FE_%EF%E5%F7%E0%F2%FF%EC%E8_(%F2%E5%EB%E5%E8%E3%F0%E0)
2. http://www.karusel-tv.ru/announce/8230
3. Лавлейс, Ада – статья опубликована на сайте
«ВикипедиЯ: свободная энциклопедия». Форма
доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81,_%D0%90%D0%B4%D0%B0
4. Ed-Milovidov – стихи Дж. Байрона Ты плачешь (скачан с
сайта mp3tune.net)
5. Беббидж – http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%FD%E1%E1%E8%E4%E6,_%D7%E0%F0%EB%FC%E7
6. Байрон – http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E9%F0%EE%ED,_%C4%E6%EE%F0%E4%E6_%C3%EE%F0%E4%EE%ED
7. Фразеологизм «За семью печатями». Форма
доступа: http://frazbook.ru/2011/02/08/za-semyu-pechatyami/