Обоснование проблемы (Презентация)
Одной из задач Государственного бюджетного учреждения «Социально– реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Ровесник» является психолого-медико-педагогическая помощь семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, имеющим различные формы социальной дезадаптации.
Центр осуществляет социальную реабилитацию, которая включает профессионально-трудовую, учебно-познавательную, физкультурно-оздоровительную, социально-культурные компоненты. Стрессы у детей и подростков, полученные в результате негативных сторон нашей жизни, приводят к росту школьных неврозов, характеризующихся потерей интереса к учебе, общей апатией, раздражительностью и агрессивностью, нарушению взаимоотношений с окружающими и близкими.
Решение проблем профилактики и реабилитации несовершеннолетних детей и подростков идет через поиски всевозможных путей преодоления негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких приоритетных видов работ в этом направлении является арт-терапия, представляющая собой целый комплекс методов и приемов вовлечения подростков в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.
Разработанная и составленная программа «Музыкально-театральный калейдоскоп» тем и актуальна, что создает условия для развития у детей и подростков эмоциональной сферы, формирования у них эстетического отношения к действительности, цивилизованного свободного поведения в обществе, гармонизации отношений с близкими.
Цель программы
Способствовать развитию у детей и подростков эмоциональной сферы, формированию у них эстетического отношения к действительности, цивилизованного свободного поведения в обществе, гармонизации отношений с семьей, используя инновационные методики: музыкотерапию, вокалотерапию, куклотерапию, сказкотерапию.
Задачи программы
- Воспитывать эмоционального, чуткого, уравновешенного человека и дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.
- Снижение тревоги и напряженности, уменьшение раздражительности и агрессивности, установление положительных эмоций.
- Развитие навыков цивилизованного и свободного поведения в обществе, улучшение взаимоотношения между подростками и близкими.
- Формирования адекватной самооценки, повышения культурного уровня.
- Развитие познавательной активности.
Целевая группа (объект программы): дети и подростки от 0 до 14 лет, и их родители.
Условия реализации программы
Место проведения основных мероприятий
программы: ГБУ КО СРЦН «Ровесник»
Количество участников: в зависимости от формы и
вида занятий, от 1 до 15 человек.
Сроки реализации: программа может быть реализована как в течение 1 года, либо действовать, как долгосрочная программа, в зависимости от подбора детей и их возрастной группы.
Количество мероприятий и занятий: итоговые творческие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц, занятия проходят еженедельно.
Продолжительность мероприятий и занятий: 30-90 минут, в зависимости от возрастной группы.
Основные формы:
- Традиционные – коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
- Нетрадиционные – показ музыкально-театрализованных и кукольных представлений, встречи в музыкальной гостиной, музыкально-познавательные конкурсы и викторины, тематические праздники и творческие вечера, посещение театра.
Методы:
- Традиционные – пальчиковая и дыхательная гимнастика, артикуляционные и имитационные упражнения, голосовой тренинг, репетиции и др.
- Нетрадиционные – музыкотерапия, куклотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия.
Содержание программы (Приложение 1)
Реализация программы проходит поэтапно и состоит из нескольких блоков, состоящих из программ, которые могут быть реализованы как самостоятельно отдельные программы, так и являться звеном программы «Музыкально-театральный калейдоскоп», охватывающей детей разного возраста.
1 блок: Программа «Связующая нить». (Приложение
1.1)
2 блок: Программа «Музыкальная шкатулка».
(Приложение 1.2)
3 блок: Программа «Театр – творчество – дети».
(Приложение 1.3)
4 блок: Программа «Прекрасен мир поющий».
(Приложение 1.4)
Прогнозируемый результат
Благодаря таким систематически проводимым занятиям, у несовершеннолетних детей формируется чувство уверенности в себе, ответственности перед коллективом, повышается умственная и эмоциональная активность, развивается монологическая и диалогическая речь. Ребенок освобождается от комплексов робости, скованности.
Встреча с театральной куклой помогает снять напряжение, создать радостную атмосферу, развить творческие способности, сформировать уважительное отношение друг к другу, что способствует коррекции поведения несовершеннолетних. Формируется чувство востребованности своих способностей, большую роль играет в этом поддержка близких.
На всех мероприятиях родители являются активными участниками. Они оказывают существенную помощь в изготовлении реквизитов и декораций.
Приглашая своих родных на показ спектакля, у ребенка повышается самооценка, формируется чувство гордости, дети чувствуют еще большую ответственность за успех спектакля.
Слушая на занятиях классическую музыку, дети и их родители соединяются с прекрасным миром музыки, приобретая положительные эмоции, внутренний покой, душевное равновесие, радость.
Прослушивание классической музыки, формирование диафрагменного дыхания, вокальное пение и распевания, помогают социально-педагогически запущенным подросткам справиться с возникающими жизненными проблемами, формированию внутреннего спокойствия, уменьшению стрессовых состояний.
Встречи, проводимые в музыкальной гостиной, способствуют формированию новых чувств, гармонии, понимания красоты.
Таким образом, работа по программе «Музыкально-театральный калейдоскоп», является составной частью реабилитационного процесса несовершеннолетних и семьи в целом, способствует развитию у них эмоциональной сферы, формированию эстетического отношения к действительности, цивилизованного свободного поведения в обществе, гармонизации отношений в семье и с ближайшим окружением, этим самым повышается уровень социальной адаптации.
Литература:
1. А.М. Нахимовский «Театральное действо от
«А» до «Я» – 2002г.
2. Баряева «Театрализованные игры-занятия»
2001г.
3. Журналы: «Здоровье детей», «Семья и школа»–
1989г. №18
4. Журнал «Дошкольное воспитание» – 2001г №4
5. Журнал «Музыкальный руководитель» – 2011г.№1;
2012г. №3; 2013г. №6.
6. И.Л. Дзержинская «Музыкальное воспитание
дошкольников» 2000г.
7. Л.Абелян Как научиться петь»
8. Лыгин С.М. «Пьесы для школьного театра» –
2004г.
9. Л.Михеева «Музыка детям»
10. М. Юнисов «Маленький театр»
11. Н.А. Метлов «Музыка детям» 1985г.
12. О.П. Радынова «Слушаем музыку»
13. Р.В. Овчарова «Справочная книга педагога»
14. Р.В. Овчарова «Практическая психология»
15. С.И.Бекина «Музыка и движение»
16. К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве»
17. Т.М. Караманенко «Кукольный спектакль»
18. Т.М.Орлова «Учите детей петь».