Урок информатики по теме "Алгоритмы. Перемещайки". 2-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Предметные:
    • формировать умение  разрабатывать и записывать линейные алгоритмы;
    • формировать умения видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах;
    • формировать умение работать на компьютере с программой «Перемещайка».
  • Метапредметные:
    • показать важность планирования деятельности человека с помощью линейных алгоритмов;
    • развивать УУД:
    • познавательные: поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация;
    • регулятивные: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность.
  • Методологические:
    • ориентировать учащихся на мотивированную учебную деятельность;
    • формировать умение работать в парах, планировать свою деятельность.

Урок отработки умений и рефлексии.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация на успех деятельности

Организационный момент.

 

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

–Что вы ожидаете от этого урока?

 

Подготовка класса к работе.

 

– На уроке мы повторим то, что знаем и откроем новые секреты.

Личностные:
Самоопределение
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. На экране монитора записан алгоритм «Подготовка к уроку информатики»
Начало:
1. Достать дневник из портфеля.
2. Положить дневник на парту.
3. Достать учебник информатики из портфеля.
4. Положить учебник на парту.
5. Достать пенал из портфеля.
6. Положить пенал на парту.
7. Достать цветные карандаши из портфеля.
8. Положить карандаши на парту.
Конец.

 

– Как можно назвать эту запись?
– Что такое алгоритм?

 

 

 

 

Поверьте по алгоритму, как вы подготовились к уроку. Все ли достигли цели?

2. Проверка домашнего задания.
(стр. 38 – 39)
Алгоритм «Сборка чума»
– Можно ли данную запись назвать алгоритмом? Почему?

–  Что нужно сделать для достижения цели?

 

 

Дети читают запись.

 

 

 

 

 

 

Алгоритм.
Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нём обозначены начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу.

Проверяют по алгоритму готовность к уроку. Делают выводы.

 

 

Нет. В данной записи нарушен порядок шагов. Нельзя собрать чум.
Надо поставить шаги в нужном порядке.
Ребята зачитывают правильный порядок команд.

Личностные:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные:
Общеучебные
определять взаимосвязь между предметами и их действиями, обосновывать своё суждение
Логические
анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
Коммуникативные:
адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

Регулятивные:
учиться оценивать результат выполненной  работы

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами опять отправляемся в Компьютерную Долину в гости к Перемещайке.
А кто такой Перемещайка и что он умеет делать?

Как всегда Перемещайка занят делом. Он выполняет алгоритм. Цель алгоритма: составить слово из всех букв, имеющихся на парте. Давайте ему поможем.
У ребят на партах лежат буквы:
САЗЫВАНИЕЫКВ

– Что вы делали для достижения цели?

– Чем мы будем заниматься на уроке?

Перемещайка – это исполнитель алгоритмов. Он перемещает по клетчатому полю объекты. В каждой клеточке находится только один объект. Одна клетка поля – пустая.

Дети работают в парах и составляют слово –  ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

Меняли буквы местами.

 

Придумывать алгоритм для Перемещайки.

Коммуникативные:

Планирование

кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Познавательные:

Общеучебные

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Логические

формулировать проблемы
проговаривать последовательность действий на уроке

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какое слово получилось?
– Какие бывают высказывания?
– Приведите пример истинного высказывания и ложного.

Работа в учебнике стр.40 №49

 

 

 

 

 

Работа в учебнике стр.40 №50

 

 

 

 

 

– Какие команды можно включать в алгоритм?

Высказывание.
Истинные и ложные.
Дети приводят примеры.

Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.

Чтобы получились истинные высказывания, знаки ставят так:

17 > 12,
21 = 21,
48 < 50,
10 > 0,
18 – 18 < 8,
47 + 3 > 40,
70 – 70 = 0,
0 + 0 = 0.

Синим подчеркиваются высказывания 48 < 50 и 18 – 18 < 8, остальные — красным.

Работа в парах с последующей проверкой.

При данном расположении объектов нельзя выполнить
команды «Переместить объект влево через клетку» и «Переместить объект влево через две клетки» (т.е. подчеркиваются
четвертая и последняя команды).
В алгоритм можно включать только выполнимые команды.

Познавательные:

Общеучебные

моделирование;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные: планирование и прогнозирование.

5. Физминутка

Физминутка с Дракошей.

Выполняют движения под музыку.

Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

6. Применение знаний на практике

(работа на компьютере с программой «Перемещайка»)

В результате выполнения из букв, расположенных на поле Перемещайки, складываются осмысленные слова.
Для одного слова дети могут предложить разные алгоритмы
(лучший тот, в котором меньше команд).
Учитель контролирует работу.

Ребята работают в парах, передавая мышку по очереди после каждого слова.
Ученики  составляют алгоритмы (сколько смогут)
Например:

а. Получится слово ДОМ.

Начало
1. Переместить объект
на соседнюю клетку справа.
2. Переместить объект вправо через клетку.
Конец

b. Получится слово ДИСК.

Начало
1. Переместить объект вправо через клетку.
2. Переместить объект влево через две клетки.
Конец

И т.д.

Познавательные:

Общеучебные

использование приобретённых знаний в практической деятельности;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; разрешение конфликтов

Регулятивные:

планирование и прогнозирование.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

У каждого ребёнка на парте  лежит карточка «Мои достижения на уроке»

Я:
– научился …
– было интересно …
– было трудно …

Урок:

– привлёк меня тем …
– заставил задуматься …
– навёл меня на размышления …

Своей работой я на уроке:

– доволен …
– не совсем доволен … 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; проявлять инициативу, активность 

Регулятивные: высказывать своё мнение , аргументировать его

8. Домашнее задание

 Стр. 41 №52

Дети записывают задание в дневники.