С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить мини-представления.
Пальчиковый театр предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей, а также для обогащения словарного запаса ребенка очень подходят игры – драматизации, в которых малыш создает свой мир. В этом маленьком мире он хозяин, актер, режиссер и сценарист. Пальчиковый театр наряду с вышеперечисленными положительными факторами, влияющими на воспитание ребенка, полезен также для развития мелкой моторики рук и у детей в возрасте 4-5 лет подготовит руку к письму. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например, сказка Теремок – стали жить Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Зайчик-побегайчик втроем, потом вчетвером, и т. д. (для знакомства с героями и сюжетом сказки, с понятиями «справа – слева», «рядом»).
Задачи:
- учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
- познакомить детей со спектаклем пальчикового театра «Колобок на новый лад»;
- вызвать желание участвовать в шумовом оркестре, сопровождая пляску кукол;
- учить детей участвовать в рассказывании;
- подвести к моделированию;
- учить отвечать на вопросы;
- развивать творческую инициативу, интерес к занятию.
Реквизиты. Набор кукол пальчикового театра: Колобок, Дед, Баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса. Декорации к спектаклю: деревянные домик, кусты, деревья. Деревянные палочки для шумового оркестра.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель загадывает загадку:
Из муки он был печен,
На сметане мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел. (Колобок)
– К нам в гости прикатился Колобок. Принес
интересную сказку
(воспитатель показывает книжку). Кто знает,
как она называется? Послушайте
сказку. (Рассказывание сопровождается показом
пальчикового театра).
Воспитатель. Жили-были Дед и Баба (в
окошке домика – бабушка, на
правой руке указательного пальца дед,
покачивать куклу из стороны в
сторону.) сказал Дед Бабе…
Дед. Испеки мне, Баба, Колобок. (Покачивайте куклу в ритме текста.)
Баба. Из чего испечь? Муки-то нет (Покачивайте куклу.)
Дед. По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберешь горсти две муки. (Покачивайте куклу.)
Воспитатель. Баба так и сделала. По амбару помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки, замесила тесто, испекла колобок и положила его на окошко студиться. (Деда уводят в домик, из окошка высовывается Колобок.) Надоело Колобку на окошке лежать. С окошка на порожек, с порожка на дорожку и покатился Колобок. Только Баба его и видела. (Баба выглядывает в окошко. Колобок на левой руке указательного пальца. Куклу покачивать из стороны в сторону в руке указательного пальца.)
Зайка. Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Покачивайте Зайку подводя, его к Колобку.)
Колобок. (Покачивайте куклу.) Не ешь меня, Заяц, лучше послушай мою песенку (Поет.)
Я – Колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от Бабушки ушел,
Я от Дедушки ушел.
(Говорит.)
А от тебя, Заяц, не хитро уйти!
Воспитатель. Покатился Колобок дальше, только Заяц его и видел.
(Уберите Зайца, оденьте на указательный палец Волка.)
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк.
Волк. Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Покачивайте куклу, приближая ее к Колобку.)
Колобок. (Покачивайте куклу.) Не ешь меня, Волк, лучше послушай мою песенку. (Поет.)
Я – Колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от Бабушки ушел,
Я от Дедушки ушел,
Я от Зайки ушел.
(Говорит.)
А от тебя Волк не хитро уйти! (Покачивайте куклу, по окончании песенки уберите Волка.)
Воспитатель. Покатился Колобок дальше, только Волк его и видел, а навстречу ему Медведь. (Уберите Волка, наденьте на указательный палец Медведя.)
Медведь. Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Покачивайте куклу, приближая ее к Колобку).
Колобок. (Покачивайте куклу.) Не ешь меня, Медведь, лучше послушай мою песенку. (Поет.)
Я – Колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от Бабушки ушел,
Я от Дедушки ушел,
Я от Зайки ушел,
Я от Волка ушел.
(Говорит.)
А от тебя Медведь не хитро уйти!
Воспитатель. Покатился Колобок дальше, только Медведь его и видел. (Убрать Медведя.) Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (Оденьте на указательный палец Лису.)
Лиса. Колобок, Колобок! Я тебя съем! (Покачивайте куклу, приближая ее к Колобку.)
Колобок. (Покачивайте куклу, приближая ее к Колобку.)
Не ешь меня, Лиса, лучше послушай мою песенку. (Поет.)
Я – Колобок!
Колобок – румяный бок!
Я от Бабушки ушел,
Я от Дедушки ушел,
Я от Зайки ушел,
Я от Волка ушел,
Я от Медведя ушел.
(Говорит.)
Я от тебя Лиса не хитро уйти!
Воспитатель. Покатился Колобок дальше, только Лиса его и видела. Прикатился к домику Бабушки и Дедушки. (Уберите Лису, одеть на указательный палец правой руки Деда и Бабу на безымянный.) Тут на радостях все в пляс и пустились. (Пляшут Дед, Баба и Колобок.)
Воспитатель предлагает детям принять участие в шумовом оркестре, сыграть для Колобка, Бабушки и Дедушки плясовую. Раздает каждому ребенку по две деревянные палочки. Показывает, как нужно стучать палочкой о палочку. Включает запись русской народной плясовой.
Дети принимают участие в шумовом оркестре
«Постучи палочками», сопровождая пляску кукол
пальчикового театра.
Воспитатель предлагает построить сказку еще
раз.
Вот это будет домик. | |
Теперь нужна крыша. | |
– А какой у нас будет Колобок? (Желтый.) | |
– Какой будет Зайчик? (Серый, маленький.) | |
– А Волк какого цвета? Серый, как Зайчик, только
он большой. Найдите кружок для Волка. |
|
– Потом Колобок встретил Медведя. Медведь коричневый, большой, и кружок тоже коричневый, большой |
|
– А потом кого встретил Колобок? Какая Лиса? Какой кружок надо взять? (Оранжевый.) |
Построение сказки по выстроенной модели.
В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Звучит русская народная мелодия («Уж вы, сени»), создающая радостное настроение у детей.
Таким образом, участие в пальчиковом театре приносит эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей радостными переживаниями, надолго остаются в памяти. Спектакль завораживает малышей, т. К. на их глазах происходит обыкновенное чудо: оживают персонажи сказок. Находясь под впечатлением увиденного, малыш может устроить собственное представление, в котором он может быть не только зрителем, но и актером. Через пальчиковый театр ребенок раскрепощается, снимает зажатость, развивается сфера чувств (соучастие, сострадание), неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущие на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. В игровых моментах развивается память, речь, воображение, корректируется поведение детей.
Литература:
1. Антинина Е.А. Кукольный театр в детском
саду. М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры
дошкольников. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Сорокина Н.Ф. Театральные занятия с
куклами. М.: Айрис-пресс, 2007г.
4. Ушакова О.С. и др. Знакомим дошкольников с
литературой. М,:ТЦ Сфера, 2008 г.