Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о разноликой Японии.
Задачи урока:
1. Сформировать историко-географический образ Японии как передовой страны на карте мира.
2. Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу личности школьников путём привлечения интересных фактов.
3. Совершенствовать умение учащихся работать с дополнительной информацией, развивать навыки общения школьников при групповой работе.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Форма урока: урок-панорама.
Оборудование: карточки индивидуальной рефлексии “Знаю! Узнал! Хочу узнать!”, рисунок “Контур Японии”, дополнительный текстовый материал к конкурсу “Посмотри и угадай” ,иллюстрации, тексты-форматки о Японии, мультимедийная система, японская посуда – набор для суши, сервиз для чайной церемонии, набор нецке, японская икебана.
Подготовительный этап:
1. Формируются 3 группы, и в каждой выбирается руководитель. Каждая группа готовит информацию в виде презентаций:
1-я группа – Природные особенности Японии.
Остров Японии – о.Хоккайдо.
2-я группа – Экономическое “лицо” Японии.
Остров Японии – о.Хонсю.
3-я группа – Токио – столица Японии.
Остров Японии – о.Сикоку.
2. Подготовка музыкальных заставок между заданиями.
3. Подготовка девочек класса к конкурсу японских женских причёсок. подбор одежды и аксессуаров.
4. Подготовить японские стихи – хокку.
5. Подготовить слайдовый материал на тему “ Посмотри, угадай”.
6. Изготовить 30 журавликов из бумаги (оригами) – символ счастья в Японии.
Ход урока
1. Организационный момент.
А) Установление мультимедийной системы, спуск экрана.
Б ) Оформление левого крыла доски: темы, плана урока, иллюстрации и форматки о Японии.
В) Удобная посадка ребят за парты по командам (3).
2. Этап подготовки к активному восприятию материала.
Учителя разъясняют о форме урока, целях и задачах. Раздача карточек индивидуальной рефлексии “Знаю! Узнал! Хочу узнать!” и объяснение работы по карточкам.
3. Этап усвоение новых знаний.
1. Представление страны.
Визитная карточка.
3 команды представляют Японию:
1) природные особенности Японии;
2) экономическое “лицо” Японии;
3) Токио – столица Японии.
Учитель истории представляет исторический обзор по стране. Учитель географии – экономико-географическую справку.
4. Ролевая игра. Гид по городам страны.
Путешествие по городам:
1-я группа – о.Хоккайдо
2-я группа – о.Хонсю
3-я группа – о.Сикоку
Презентация города мэром, жителями (в этой роли – учащиеся 10 класса). В роли туристов – учителя и учащиеся класса. (Вопросы)
5. “Посмотри и угадай”. В мире японских вещей
Работа в малых группах с дополнительным материалом на тему “ Посмотри и угадай”.
А) бонсай - японский садик,
Б) икебана,
В) нецке,
Г) театр кабуки,
Д) бусидо - кодекс самураев,
Е) японский веер.
Учащимся предлагаются тексты-загадки о каждой достопримечательности, после ответа на экране высвечивается правильный ответ – демонстрация слайдов.
А) Миниатюрные сады с карликовыми деревьями.
Передаются по наследству.
Диктуют стремление людей к красоте.
Около него можно просидеть не один час.
БОНСАЙ
Б) Это целая наука, связанная с цветами.
Её преподают в японских школах.
Обучают детей с 6 лет.
Нужны профессиональные знания и тонкое зрительное восприятие.
ИКЕБАНА
В) Маленькая символическая резная фигурка.
Изготовлена из слоновой кости и дерева.
Используется для прикрепления ключей.
Как кошелёк к поясу кимоно.
Приносят для их обладателя счастье, успех, любовь, богатство.
НЕЦКЕ
Г) Кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою, наедине с собой.
Высокая мужская философия и мораль.
БУСИДО
Д) Один из видов национального театра Японии.
Синтез пения, музыки, танца, драмы.
Сложный грим.
Сцена находится прямо в зрительном зале.
ТЕАТР КАБУКИ
Е) Символ военной власти в Японии.
Сначала изготавливались из пальмовых листьев, потом из бумаги, шёлка, кружев.
Его использовали как оружие сначала мужчины, а потом женщины, как оружие для завоевания мужского внимания, как оружие флирта.
ЯПОНСКИЙ ВЕЕР
6. Индивидуальные выступления представителей групп на тему “В гостях у японцев”.
А) Японский дом.
Б ) Красота японских женщин.(национальная одежда, причёски) – демонстрация.
В ) Национальная еда.(суши, сашими).
Г) Японская чайная церемония в исполнении учениц 10 класса.
7. Задание “Почему японцы живут долго?”
А) Отношение к жизни.
Б) Гигиена.
В) Доброжелательность.
Г) Религия, образование.
Задание. Блицтурнир “Всё о Японии”. Промежуточная групповая рефлексия.
Вопросы.
1. 99% населения Японии составляют….? Японцы
2. Религия, проникшая в Японию из Индии. Буддизм
3. Название морального кодекса самураев? Бусидо
4. Название циновок, покрывающих пол в японском доме? Татами
5. Какую воду в банях предпочитают японцы – холодную, тёплую, горячую? Горячую
6. Как японцы называют свою страну? Нихон, Ниппон
7. Выращивание карликовых деревьев. Бонсай
8. На каком острове расположена столица Японии? Хонсю
9. Основная религия в Японии. Синтоизм
10. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? Рукопожатие
11. Старое название Токио. Эдо
12. Денежная единица? Иена
13. Самая высокая гора Японии. Фудзияма
14. Как переводится “каратэ”? Борьба без оружия
15. Высший законодательный орган в Японии? Парламент
16. По форме правления Япония? Конституционная монархия.
17. Любимая еда японцев? Рыба
18.Япония – страна технически передового…..? Транспорта
8. Заключительная часть урока. Рефлексивно-оценочный этап.
Таблица “Знаю! Узнал! Что хочу узнать!” Заполнение карточки, полученной в начале урока.
Послушать в исполнении учеников 10 класса японские стихи – хокку (опережающее задание).
Задание заключительное. Каждой группе раздаются контур карты Японии для определения основных символов этой страны.
Подведение итогов работы групп учителями, отметив наибольшую активность, эрудицию, оригинальность, умение работать в группе.
Использованная литература
1. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. – М., 1986.
2. Новожёнов Ю., Титюник А.И. Зарубежная кухня. - М., 1990.
3. Овчинников В.В. Ветка сакуры. – М., Молодая гвардия, 1978.
4. Страны и народы: Научно-популярное географо-этнографическое издание. -М., 1995.
5. Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония. – М., Политиздат, 1989.
6. Цветков В.В. Японские вертикали. – М., 1986.