Цель: познакомить с правилами артикуляции при произношении звука [Ш].
Программное содержание:
образовательные задачи
- научить правильно произносить звук [Ш];
- учить преобразовывать слова;
- учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
коррекционные задачи
- развивать фонематическое слуховосприятие на акустический образ;
- закреплять умение определять место звуков в словах;
- развивать мелкую и общую моторику рук.
воспитательные задачи
- создание положительных эмоций;
- умение организовать своё рабочее место.
Оборудование: индивидуальные зеркала (по количеству детей); предметная картинка со Звукошариком синего цвета, карточка с колоколом без била; предметные картинки со звуком [Ш], фишки.
Предварительная работа: гимнастика для губ; гимнастика на развитие целенаправленного выдоха; упражнение на развитие фонематического слуховосприятия; заучивание стишков для динамической паузы и развития мелкой (общей) моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Пришли мы с вами в отдел игрушек магазина “Детский мир”. Здесь можно увидеть и купить любую игрушку: куклу, неваляшку, самолёт и другие. Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает; Мишка танцует; неваляшка качается; лошадка скачет.
2. Сообщение темы. Знакомство со звуком [Ш].
/На фланелеграф выставляется картинка с петушком/
Логопед: Это ПетуШок. /Звук [Ш] произносится акцентировано/
Он принёс с собой скороговорки. Прослушайте их и ответьте на вопрос.
Какой звук часто слышится в них?
/Звук [Ш] произносится логопедом утрированно/
У кроШки матрёШки
Пропали серёЖки,
СерёЖки СерёЖка
НаШёл на дороЖке.
СлуШали старуШки,
Как куковала кукуШка на опуШке.
Логопед: Петушок вместе с нами хочет научиться правильно произносить звук [Ш]. Давайте ему в этом поможем.
/Логопед показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Ш]/
Логопед: Когда мы произносим звук [Ш], то:
- губки округлены и слегка выдвинуты вперёд;
- зубы сближены;
- широкий язык наверху, образует “чашечку”;
- горлышко “молчит”.
Логопед: Повторите за мной.
/Логопед просит детей произнести звук [Ш] всем вместе; изолированно/
Логопед: Что делают наши губки, когда мы произносим звук [Ш]?
/Приблизительные ответы детей: вытягиваются трубочкой/
- Где находится язык?
/Приблизительные ответы детей: за верхними зубами/
- А какой он – узкий или широкий?
/Приблизительные ответы детей: язык широкий, чашечкой/
- Как мы произносим звук [Ш] с голосом или без голоса?
/Приблизительные ответы детей: без голоса/
- Если звук мы произносим без голоса, значит он какой?
/Приблизительные ответы детей: глухой/
- Звук [Ш] звучит твёрдо или мягко?
/Приблизительные ответы детей: твёрдо/
- Гласный или согласный звук [Ш]?
/Приблизительные ответы детей: согласный/
- Загибайте пальчики повторите какой звук [Ш]
/Приблизительные ответы детей: звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой/
- Почему звук [Ш] согласный?
/Приблизительные ответы детей: зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/
- Для его обозначения мы будем использовать Звукошарик какого цвета?
/Приблизительные ответы детей: Звукошарик синего цвета/
- Колокольчик с билом или без била? Почему?
/Приблизительные ответы детей: без била, так как горлышко “молчит”/
Логопед: Запомните: звук [Ш] всегда твёрдый и для его обозначения мы будем использовать Звукошарик только синего цвета.
3. Развитие фонематического слуховосприятия.
/Ответы детей оцениваются фишкой/
Дидактическое упражнение “Поймай звук”.
/Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребёнок хлопает в ладоши, если услышит звук [Ш]/
- ш, м, п, ш;
- ма, ша, ва, шу;
- ам, ош, уп, уш;
- кот, кошка, малыш, ворона, карандаш, молоко…
4. Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики.
- Как живёшь? /показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх/
- Вот так!
- Как идёшь? /маршировать/
- Вот так!
- Как бежишь? /бег на месте/
- Вот так!
- Ночью спишь? /ладони соединить и положить на них голову (щекой)/
- Вот так!
- Как берёшь? /прижать ладонь к себе/
- Вот так!
- А даёшь? /выставить ладошку вперёд/
- Вот так!
- Как шалишь? /надуть щёки и кулаками мягко ударить по ним/
- Вот так!
- Как грозишь? /погрозить пальцем вперёд или друг другу/
- Вот так!
5. Закрепление материала.
- Дидактическое упражнение “Договори слово”.
/Логопед произносит начало слова, ребёнок последний звук [Ш], а затем слово целиком/
карашда…([Ш])
ланды…([Ш])
шала…([Ш])
малы…([Ш])
беля…([Ш])
камы…([Ш])
- Дидактическое упражнение “3-й лишний”.
/Логопед выставляет на фланелеграф 3 предметные картинки, ребёнок находит картинку в названии которой нет звука [Ш] и объясняет свои действия/
Пуговица, мышка, шуба;
шарф, лодка, шкаф;
кошка, катушка, пила.
- Дидактическое упражнение “Кто больше?”.
/Назвать слова со звуком [Ш]/
6. Итог занятия.
- Что, ребята, мы выполняли сегодня?
- Что вам понравилось?
- Какие задания вызвали у вас трудности в выполнении?
/Подсчёт фишек, определение самого активного ребёнка на занятии/