Приключения Петушка. Звук [ш]

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить с правилами артикуляции при произношении звука [Ш].

Программное содержание:

образовательные задачи

  • научить правильно произносить звук [Ш];
  • учить преобразовывать слова;
  • учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

коррекционные задачи

  • развивать фонематическое слуховосприятие на акустический образ;
  • закреплять умение определять место звуков в словах;
  • развивать мелкую и общую моторику рук.

воспитательные задачи

  • создание положительных эмоций;
  • умение организовать своё рабочее место.

Оборудование: индивидуальные зеркала (по количеству детей); предметная картинка со Звукошариком синего цвета, карточка с колоколом без била; предметные картинки со звуком [Ш], фишки.

Предварительная работа: гимнастика для губ; гимнастика на развитие целенаправленного выдоха; упражнение на развитие фонематического слуховосприятия; заучивание стишков для динамической паузы и развития мелкой (общей) моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Пришли мы с вами в отдел игрушек магазина “Детский мир”. Здесь можно увидеть и купить любую игрушку: куклу, неваляшку, самолёт и другие. Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает; Мишка танцует; неваляшка качается; лошадка скачет.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком [Ш].

/На фланелеграф выставляется картинка с петушком/

Логопед: Это ПетуШок. /Звук [Ш] произносится акцентировано/

Он принёс с собой скороговорки. Прослушайте их и ответьте на вопрос.

Какой звук часто слышится в них?

/Звук [Ш] произносится логопедом утрированно/

У кроШки матрёШки
Пропали серёЖки,

СерёЖки СерёЖка
НаШёл на дороЖке.

СлуШали старуШки,
Как куковала кукуШка на опуШке.

Логопед: Петушок вместе с нами хочет научиться правильно произносить звук [Ш]. Давайте ему в этом поможем.

/Логопед показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Ш]/

Логопед: Когда мы произносим звук [Ш], то:

  • губки округлены и слегка выдвинуты вперёд;
  • зубы сближены;
  • широкий язык наверху, образует “чашечку”;
  • горлышко “молчит”.

Логопед: Повторите за мной.

/Логопед просит детей произнести звук [Ш] всем вместе; изолированно/

Логопед: Что делают наши губки, когда мы произносим звук [Ш]?

/Приблизительные ответы детей: вытягиваются трубочкой/

- Где находится язык?

/Приблизительные ответы детей: за верхними зубами/

- А какой он – узкий или широкий?

/Приблизительные ответы детей: язык широкий, чашечкой/

- Как мы произносим звук [Ш] с голосом или без голоса?

/Приблизительные ответы детей: без голоса/

- Если звук мы произносим без голоса, значит он какой?

/Приблизительные ответы детей: глухой/

- Звук [Ш] звучит твёрдо или мягко?

/Приблизительные ответы детей: твёрдо/

- Гласный или согласный звук [Ш]?

/Приблизительные ответы детей: согласный/

- Загибайте пальчики повторите какой звук [Ш]

/Приблизительные ответы детей: звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой/

- Почему звук [Ш] согласный?

/Приблизительные ответы детей: зубы, язык мешает воздуху свободно выходить изо рта/

- Для его обозначения мы будем использовать Звукошарик какого цвета?

/Приблизительные ответы детей: Звукошарик синего цвета/

- Колокольчик с билом или без била? Почему?

/Приблизительные ответы детей: без била, так как горлышко “молчит”/

Логопед: Запомните: звук [Ш] всегда твёрдый и для его обозначения мы будем использовать Звукошарик только синего цвета.

3. Развитие фонематического слуховосприятия.

/Ответы детей оцениваются фишкой/

Дидактическое упражнение “Поймай звук”.

/Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребёнок хлопает в ладоши, если услышит звук [Ш]/

- ш, м, п, ш;

- ма, ша, ва, шу;

- ам, ош, уп, уш;

- кот, кошка, малыш, ворона, карандаш, молоко…

4. Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики.

- Как живёшь? /показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх/

- Вот так!

- Как идёшь? /маршировать/

- Вот так!

- Как бежишь? /бег на месте/

- Вот так!

- Ночью спишь? /ладони соединить и положить на них голову (щекой)/

- Вот так!

- Как берёшь? /прижать ладонь к себе/

- Вот так!

- А даёшь? /выставить ладошку вперёд/

- Вот так!

- Как шалишь? /надуть щёки и кулаками мягко ударить по ним/

- Вот так!

- Как грозишь? /погрозить пальцем вперёд или друг другу/

- Вот так!

5. Закрепление материала.

- Дидактическое упражнение “Договори слово”.

/Логопед произносит начало слова, ребёнок последний звук [Ш], а затем слово целиком/

карашда…([Ш])

ланды…([Ш])

шала…([Ш])

малы…([Ш])

беля…([Ш])

камы…([Ш])

- Дидактическое упражнение “3-й лишний”.

/Логопед выставляет на фланелеграф 3 предметные картинки, ребёнок находит картинку в названии которой нет звука [Ш] и объясняет свои действия/

Пуговица, мышка, шуба;

шарф, лодка, шкаф;

кошка, катушка, пила.

- Дидактическое упражнение “Кто больше?”.

/Назвать слова со звуком [Ш]/

6. Итог занятия.

- Что, ребята, мы выполняли сегодня?

- Что вам понравилось?

- Какие задания вызвали у вас трудности в выполнении?

/Подсчёт фишек, определение самого активного ребёнка на занятии/