Обучающая самостоятельная работа. Её смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель подобных работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала.
Учитель на уроке составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание.
Данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны. При проведении самостоятельной работы непосредственно после объяснения нового материала то, необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке.
Нужно заметить, что данный вид деятельности можно организовать в следующих случаях:
- в процессе установления связи нового материала с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками;
- при создании поисковой ситуации и раскрытии перспективы предстоящей учебной работы;
- в ходе переноса приобретенных приёмов познавательной деятельности при овладении новыми знаниями, умениями, навыками.
На данном уроке по дидактической цели самостоятельная работа – это выработка умения применять знания в решении учебных задач и приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания.
Если ученик в процессе самостоятельной работы продумывает факты, на основании которых излагается новый материал или решается задача, то значительно повышается продуктивность его дальнейшей работы.
Проведение самостоятельной работы надо организовывать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся. Основными видами работы на данном уроке будет работа с книгой; по уровню – реконструктивно-вариативной.
Данный урок по тематическому планированию третий в теме “Классификация растений”. Обучающиеся уже познакомились с основными систематическими категориями; с морфологическими характеристиками представителей семейства Крестоцветные, Пасленовые; с важнейшими с/х растениями данных семейств.
По программе обучающиеся должны:
- Называть: основные систематические категории, признаки вида, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- Приводить примеры: наиболее распространенных видов растений;
- Распознавать: наиболее распространенные виды растений Кемеровской области; растения разных семейств, классов;
- Сравнивать: семейства, классы покрытосеменных растений.
Для увеличения плотности урока все материалы для записей можно распечатать или использовать персональные компьютеры. Необходимо четко следить за временем выполнения учебных элементов (УЭ). Учащиеся, в конце урока проведя тест, самостоятельно оценивают свои знания по данной теме. Экспертизу отметок учитель проводит на следующем при помощи теста и при совпадении выставляет обе отметки (таким образом повышается мотивация повторения материала дома).
Лист инструкции для учащихся для проведения самостоятельной работы по теме "Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика представителей семейства Розоцветные, Бобовые". Важнейшие с/х растения данных семейств на примере местных видов, биологические основы их выращивания. Значение.
Комплексная дидактическая цель: в результате
изучения темы учащиеся должны
Знать: отличительные признаки
представителей семейств Цветковых растений
Учебный элемент | Время выполнения | Содержание учебного элемента | Руководство по усвоению материала | ||||||||||||||||||
Интегрирующая цель: выявить морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений семейства Розоцветные, их биологическое значение, важнейшие с/х растения и биологические основы их выращивания | |||||||||||||||||||||
УЭ 1 | 5-6 мин | Цель: выявить таксономические
признаки семейства: количество видов,
характерные жизненные формы, примеры культурных
и дикорастущих представителей 1. Заполните таблицу:
2. Вставьте в текст пропущенные слова: “Семейство Розоцветных насчитывает около _____ видов очень разных по внешнему виду растений. Одни из них - ___, как яблоня, груша. Другие - ___, как шиповник. Третьи - ___, как земляника, манжетка” 3. Обсудите результаты работы. |
Пользуясь учебником В.В. Пасечника, В.А. Корчагиной, Т.И. Серебряковой и др. найдите материал о семействе и в форме таблицы выполните задания | ||||||||||||||||||
УЭ 2 | 5-6 мин | Цель: выявить основные
морфологические признаки растений семейства
Розоцветные. 1. Заполните таблицу:
2. Выпишите буквенные символыпризнаков, характерных для представителей Розоцветных а) цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок б) венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков в) в цветке пестиков много или один г) венчик цветка состоит из 4-х свободных лепестков д) в цветке много тычинок е) венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков одинаковой формы ж) чашечка цветка состоит из 4-х свободных чашелистиков з) чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков 3. Обсудите результаты работы |
Пользуясь учебником В.В. Пасечника, В.А. Корчагиной, Т.И. Серебряковой и др., Систематика высших растений (практический курс) Сергиевской Е.В. выполните задания | ||||||||||||||||||
УЭ 3 | 5-6 мин | Цель: познакомиться с важнейшими с/х
растениями семейства Розоцветных на примере
местных видов, биологическими основами их
выращивания 1. Сгруппируйте перечисленные ниже растения семейства Розоцветные в 3 колонки: пищевые, декоративные и лекарственные: яблоня домашняя, шиповник коричный, малина обыкновенная, груша обыкновенная, лапчатка прямостоячая, боярышник кроваво-красный, абрикос обыкновенный, земляника лесная, черемуха обыкновенная, слива домашняя, спирея рябинолистная, гравилат речной, вишня обыкновенная. 2. Составьте в виде схемы(с пояснениями) или таблицы описание с/х культур и особенностей их выращивания 3. Обсудите результаты работы |
Пользуясь учебником В.В. Пасечника, В.А. Корчагиной, Т.И. Серебряковой и др., “Систематика высших растений (практический курс)” Сергиевской Е.В., “Книга для чтения по ботанике” Трайтак Д.И. выполните задания | ||||||||||||||||||
УЭ 4 | 5-6 мин | Цель: выявить таксономические
признаки семейства Бобовые: количество видов,
характерные жизненные формы, примеры культурных
и дикорастущих представителей 1. Заполните таблицу:
2. Вставьте в текст пропущенные слова: Семейство ___ (Бобовые) насчитывает более ___ видов и включает ___ и ___ травы, ____ и деревья. Среди них есть ___ (горох), _____ (белая акация), ____ (донник) и другие ценные растения. 3. Обсудите результаты работы |
Пользуясь учебником В.В. Пасечника, В.А. Корчагиной, Т.И. Серебряковой и др. найдите материал и выполните задания | ||||||||||||||||||
УЭ 5 | 5-6 мин | Цель: выявить основные
морфологические признаки растений семейства
Бобовые. 1. Заполните таблицу:
2. Рассмотрите на рисунке строение цветка гороха посевного и запишите названия частей цветка 3. Обсудите результаты работы |
Пользуясь учебником В.В. Пасечника, В.А. Корчагиной, Т.И. Серебряковой и др. найдите материал и выполните задания | ||||||||||||||||||
УЭ 6 | 10 мин | Цель: познакомиться с важнейшими с/х
растениями семейства Бобовые на примере местных
видов, биологическими основами их выращивания 1. Сгруппируйте перечисленные ниже растения семейства Мотыльковые в 3 колонки: пищевые, декоративные и лекарственные: клевер ползучий, донник лекарственный, чина луговая, горох посевной, акация желтая, арахис обыкновенный, душистый горошек, люцерна полевая. 2. Составьте в виде схемы (с пояснениями) или таблицы описание с/х культур и особенностей их выращивания 3. Выполните тест (приложение 1) |
Пользуясь учебником В.В. Пасечника, В.А. Корчагиной, Т.И. Серебряковой и др., “Систематика высших растений (практический курс)” Сергиевской Е.В., “Книга для чтения по ботанике” Трайтак Д.И. выполните задания | ||||||||||||||||||
УЭ 7 | 1-5 мин | Оцените свою работу Проведите рефлексию пользуясь способом “Фразеологизм”:Выбери фразеологизм, отражающий твое состояние и состояние твоей работы на занятии:
|