Цели:
Обучающая:
- дать понятие интерьера;
- ознакомить учащихся с деловым и художественным описанием помещения;
- научить учащихся описывать помещение в художественном стиле.
Развивающая:
- развитие речи учащихся;
- наполнение речи учащихся лексикой, необходимой для описания помещения (общественного и бытового).
Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование:
- учебник “Русский язык 6 класс” (автор: М.Т.Баранов);
- распечатки текстов (Приложение 2);
- памятка “Как работать над сочинением-описанием помещения” (Приложение 2);
- мультимедийное оборудование;
- презентация к уроку (Приложение 1).
План урока
№ | Этап урока | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент. | 1 минута |
2. | Определение понятия интерьера. | 7 минут |
3. | Ознакомление с деловым и художественным описанием помещения. | 12 минут |
4. | Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”. Анализ текста сочинения ученика. | 12 минут |
5. | Запись примерного плана описания помещения. | 8 минут |
6. | Итог урока. | 4 минуты |
7. | Домашнее задание. | 1 минута |
Ход урока
1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).
Дать понятие интерьера.
2. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием интерьера и будем учиться описывать помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.
- Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
- Ответы на вопросы по прочитанному:
- Что такое интерьер?
- Какие два типа интерьера различают?
- Что относится к общественному интерьеру?
- Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная. Различают два типа интерьера:
- общественный и жилой.
3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.
- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.
- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).
- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).
- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.
- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер ...
(Из путеводителя)
Слово учителя:
- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?
- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
- Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.
- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
- Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка
- Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
- Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
- Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
- В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
- Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для анализа:
- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?
- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?
- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.
6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.
План
1. Само помещение: (какое?)...
- Стены – (какие?)...
- Дверь – (какая?)...
- Полы – (какие?)...
- Окна – (какие?)...
2. Мебель, обстановка.
- Стол – (какой?)...
- Стулья – (какие?)...
- Гардероб, шкаф – (какой?)...
- Диван – (какой?)...
- Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
7. Итог урока. Обобщение по вопросам.
- Что такое интерьер?
- В каком стиле можно описать помещение?
- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?
8. Домашнее задание.
Собрать материалы к сочинению “Моя комната” по примерному плану.