Цели:
- Реализация принципа умственного развития учащихся;
- Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда;
- Проверка общего уровня эрудиции;
- Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, физикой, расширение кругозора учащихся.
- Формирование ключевых информационных компетенций.
Формирование УУД
Познавательные:
- систематизировать полученные знания, умения и навыки
- использовать возможности Интернет для проведения конкурсных заданий;
- привитие навыков информационной культуры.
- повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях
Регулятивные:
- способствовать развитию творческого мышления и воображения;
- содействовать развитию самостоятельной инициативы и творческой активности;
- способствовать расширению кругозора учащихся.
- системно-информационного подхода к анализу окружающего мира
Коммуникативные
- воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости
- способствовать умению учащихся эффективно работать в микрогруппах;
Личностные:
- воспитание чувства ответственности за себя и других членов команды;
- привитие интереса к предметам.
Участники турнира.
Три команды, сформированные из учащихся 9-11 классов.
Подготовительный этап.
Игре предшествовала длительная подготовка. Творческой группе учащихся было предложено составить несколько вопросов для игры, разбиться на команды. После того, как определились составы команд, участвующих в игре, началась подготовка - надо было выбрать капитана команды, и двух участников для конкурса “Интернет-десерт”.
Оборудование:
- проектор для отображения заданий на экране;
- презентация к игре;
- для каждой команды набор эмблем “Интеллект-кафе”: желтые, зеленые, синие;
- карточки с конкурсными заданиями;
- картонные тарелочки с названием основных конкурсов-блюд: желтые, синие, зеленые. Приложение 1
- поощрительные призы для победителя и активных болельщиков;
- листочки для участников конкурса.
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята и гости! Сегодня мы вас пригласили в “Интеллект-кафе”. (1 слайд) Приложение 2 Нам очень приятно, что вы приняли наше приглашения и все места в нашем кафе заняты. Поскольку это кафе, у нас с вами будет возможность пообщаться и не плохо отдохнуть. Однако, в названии кафе есть слово Интеллект. Давайте попробуем выяснить, как вы понимаете, что такое Интеллект. (ответы учащихся)
(2 слайд) Приложение 2 Интеллект – (от латинского intellect’s – познание, понимание, рассудок) понимается как способность мышления, рационального познания.
Ведущий: В нашем “Интеллект – кафе” вы сможете отдохнуть, а также попробовать блюда комплексного обеда. Над рецептурой блюд трудились лучшие работники нашего заведения, а именно: блюда, начиненные математикой и информатикой, физикой. Шеф повар нашего “Интеллект-кафе” будет предлагать вам по очереди те или иные изыски нашей кухни, а вы будете должны их оценить. Оценка будет производиться по числу набранных вами очков, когда вы будете пробовать, то или иное блюдо. Команда, оценившая блюда нашего шеф повара на самый высокий балл, удостоится чести в дальнейшем помогать ему в приготовлении блюд и даже разрабатывать рецептуру собственных. У нас все готово и чтобы начать, давайте дадим слово хозяйке нашего кафе.
Учитель информатики.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашем заведении. Я надеюсь, что оно вам понравится. В роли хозяйки кафе я совсем недавно, но мне очень хочется, чтобы кафе было всегда полно посетителей и развивалось дальше.
Если тебе одиноко взгрустнулось,
Если в твой дом постучалась беда,
Если судьба от тебя отвернулась.
Не унывай ты даже тогда.
В жизни тебя много встреч ожидает.
Рядом с тобой уживается зло.
Кто ж в Интеллект - кафе побывает,
Может считать, что ему повезло.
Каждый в команде твой друг и помощник,
Вместе с друзьями ответ выбирай,
Если от знаний тебя распирает,
Ты свои знания другим передай!
Ведущий: Вот какая меня посетила мысль. Я смотрю на нас и вижу, что сегодня мы собрались здесь большой семьей старшеклассников. Мы, взрослые должны передавать опыт своим детям и во всем им доверять. Давайте попробуем им доверить приготовление “Интернет десерта”. Для этого необходимо по 2 человека от каждого столика, чтобы в кабинете информатики с помощью сетевой игры приготовить нам “Интернет десерт”. Рецепт приготовления вам предложит учитель информатик (выдает участникам вопросы и объясняет задание). Следить за правильностью приготовления блюда и при необходимости оказывать вам помощь будет наш работник. (ребята отправляются выполнять задание)
Ведущий: А теперь, давайте познакомимся с меню комплексного обеда.
(3 слайд). Приложение 2 Я предлагаю начать попробовать “Салат - программный”. (Ученик выносит бумажные тарелочки с название блюда и раздает командам) Задача ребят каждого столика узнать компьютерную программу, назвать ее и заработать 1 очко. О том, что вы готовы отвечать, вы подаете знак сигнальной карточкой.
Ведущий: Отслеживать ваш аппетит и заработанные очки будет эксперт нашего заведения.
1 конкурс “Салат – программный”
1.
Чтоб найти программу эту,
Нет нужды гулять по свету;
Чтобы ты ее нашел,
Рассмотри Рабочий стол!
Жму на ПУСК внизу экрана –
Раскрывается МЕНЮ;
Надо выбрать там ПРОГРАММЫ –
Мышку снова применю.
Хоть программ здесь очень много,
Мы идем своей дорогой:
В этот списочек войдем,
Там СТАНДАРТНЫЕ найдем.
Вот еще МЕНЮ раскрылось;
Мышь сюда переместилась,
Выберем строку мы с вами
Ту, где баночка с кистями. (PAINT)
2.
Раскрывается окно,
Сколько здесь всего дано,
Сверху надписи здесь есть –
Нужно будет их прочесть.
Справа, возле уголка
Три знакомые значка.
Минус, крести и квадрат
С ними встретиться ты рад.
Знаешь, как они важны
И программам всем нужны?
Инструментов столько разных
Ниже на окне висит,
Здесь и принтер и дискета
Буква Ж и буква К. (Microsoft Word)
3.
В office программа есть,
Для расчетов создана,
И бухгалтерам нужна.
Ты скажи дружок быстрее,
Как названа была она. (Microsoft Excel)
А сейчас давайте подведем итоги, и каждый поставит свой балл на тарелочке.
2 конкурс Салат “Мышь под шубой”
Ведущий: Вторым блюдом мы предлагаем вам еще один салат, который называется “Мышь под шубой”. У каждого столика будет возможность выбрать свою заправку для салата, т.е. категорию. После того, как ребята выберут категорию, должен выйти один человек от столика и повернуться спиной к экрану.
Задача команды по очереди объяснять слово, не называя его. Стоящий у экрана член команды должен как можно быстрее определить слово. У команды будет 3 минуты. Чем больше слов успеет объяснить команда, тем больше она наберет очков. За каждое верное слово вы получите по 1 очку.
- “Что напишешь пером, не вырубишь топором” (то, что можно записать на диск или дискету)
1. Текст. | 5. График. |
2. Рисунок. | 6. Таблица. |
3. Фотография. | 7. Песня. |
4. Фильм. | 8. Видеоклип. |
“Собери и властвуй” (то, без чего полноценная работа на компьютере не возможна)
1. Оптическая мышь. | 5. Монитор. |
2. Принтер. | 6. Системный блок. |
3. Сканер. | 7. Соединительный кабель. |
4. CD –RW. | 8. Клавиатура. |
“А что там внутри?” (то, что находится “внутри” компьютера)
1. Программа. | 5. Папка. |
2. Файл. | 6. Паскаль. |
3. Интернет. | 7. Код. |
4. Байт. | 8. Меню. |
А сейчас давайте подведем итоги, и каждый поставит свой балл на тарелочке
3 конкурс “Компьютерная окрошка”
(Ученик выносит бумажные тарелочки с название блюда и раздает командам)
Настал черед отведать “Компьютерной окрошки”. В текстовом редакторе зашифровано высказывание. Нужно удалить лишние буквы и напечатать получившиеся высказывание. За правильно выполненное задание команда получит 2 очка. Время для “Компьютерной окрошки” у каждого столика 2 минуты.
Зашифрованное высказывание:
... трппудннных пппредмннетов ннент, нно еннсттть беттздннна вннещттей, коннторттых мнны нтте знннаем, и еттще боннльттше тттакнних, коттторынне знннаем дурттно, дннаже лоттжннно. И эттти-тнно лттожннные сттведеннния етщне бннольттше нттас остттанннавливают и сбнниваттют, чннем ттте, коттторнных мны снновсттем нтте знннаеттм. А.И. Гттерценнн
Расшифрованное высказывание:
... трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А.И. Герцен
А сейчас давайте подведем итоги, и каждый поставит свой балл на тарелочке
4 конкурс “Информационный суп”
(Ученик выносит бумажные тарелочки с название блюда и раздает командам)
Для снятия пробы с “Информационного супа” приглашаются капитаны. Учитель зачитывает некие высказывания, утверждения, а участники высказывают свою точку зрения, верят они или не верят этим высказываниям, утверждениям, показывая всем присутствующим карточку с ответом “да” или “нет” За каждый правильный ответ капитан получает очко.
- Верите ли вы, что можно к материнской (системной) плате одного компьютера подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска? (ДА)
- Верите ли вы, что на старом механическом вычислительном устройстве – арифмометре можно было умножать восьмизначные число на четырехзначные? (ДА)
- Верите ли вы, что в Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (НЕТ)
- Верите ли вы, что на логарифмической линейке (на которой умели считать ваши родители, дедушки и бабушки) точность вычислений составляла 3 знака после запятой? (ДА)
- Верите ли вы, что первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск? (ДА)
- Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (ДА)
- Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше? (НЕТ)
- Верите ли вы, что в программе Microsoft Excel возможно указание адресов ячеек в виде R4C2? (ДА для этого следует изменить настройку программы Microsoft Excel)
- Верите ли вы, что для оптических манипуляторов типа “мышь” используют специальные коврики? (ДА)
5 Конкурс “Интеллектуальное жаркое”
(Ученик выносит бумажные тарелочки с название блюда и раздает командам)
А сейчас мы будем с вами пробовать “Интеллектуальное жаркое”. Вашему вниманию будут приведены словосочетания, полученные из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой. Слова в них заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т. п. Например, “функциональная клавиша” по этим правилам была бы записана как “бесполезная кнопка”. Необходимо определить исходные словосочетания. Команды дают ответ....... Конкурс оценивается по количеству правильных ответов.
Перевертыш | Исходное словосочетание |
1. Алгоритмическая трата. | 1. Программное обеспечение. |
2. Беззвучный микрофон. | 2. Звуковая колонка. |
3. Безусловное служебное слово в алгоритме. | 3. Условный оператор в программе. |
4. Видимая папка. | 4. Скрытый файл. |
5. Гибкое кольцо. | 5. Жесткий диск. |
6. Глобальный одиночный компьютер. | 6. Локальная сеть. |
7. Долговременный склероз. | 7. Оперативная память. |
8. Дробночисленной умножение. | 8. Целочисленное деление. |
9. Разгрузочный винчестер. | 9. Загрузочная дискета. |
10. Естественное отсутствие ума. | 10. Искусственный интеллект. |
11. Капельная клавиатура. | 11. Струйный принтер. |
12. Коллективные счеты. | 12. Персональный компьютер. |
13. Кроновый (от слова крона дерева) файл. | 13. Корневой каталог. |
14. Локальный компьютер. | 14. Глобальная сеть. |
15. Наименьшее личное делимое. | 15. Наибольший общий делитель. |
16. Отцовский транзистор. | 16. Материнская плата. |
17. Первый сектор. | 17. Нулевая дорожка. |
18. Пиратский Алгоритм. | 18. Лицензионная программа. |
19. Постоянная цифра. | 19. Переменная величина. |
20. Разветвляющая программа. | 20. Линейный алгоритм. |
21. Разъединительная нить. | 21. Соединительный кабель. |
22. Расшифровка отсутствие новостей. | 22. Кодирование информации. |
23. Реальное ненастоящее. | 23. Виртуальная реальность. |
24. Единичная деталь. | 24. Системный блок. |
25. Физический объект. | 25. Математическая модель. |
26. Цветная клавиатура. | 26. Черно-белый монитор. |
27. Темная авторучка. | 27. Световое перо. |
6 конкурс “Информационный коктейль”
(Ученик выносит бумажные тарелочки с название блюда и раздает командам)
Мы надеемся, что вы уже сыты и пришло время дегустировать “Информационный коктейль”. У каждого столика будет возможность выбрать название коктейля и степень сложности его компонентов. (на примере “Своя игра”)
Подведем итоги конкурса, выставим баллы.
7 конкурс “Интернет десерт”
Как правило, любой обед заканчивается десертом. В нашем кафе “Интернет десерт” сегодня готовили представители от каждого столика и мы их просим выйти к нам. (учитель зачитывает вопросы, дети представляют свои ответы). Каждый верный ответ оценивается 1 очком.
Выставление баллов, подведение итогов игры
Ведущий:
Дорогие друзья подходит к концу время работы нашего интеллект-кафе. Хочется отметить, что аппетит был у вас хороший. Вы попробовали все предложенные вам интеллектуальные блюда. И самое главное их оценили. Мы вас хотим поздравить. Каждая команда имеет свои интеллектуальный результат, и в подарок от нашего кафе мы презентуем вам наш фирменные торты. А подарком от вас нам будет активное посещение нашего “Интеллект-кафе”.