Урок русского языка по теме "Большая буква в именах собственных". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: познакомить учащихся со словами, которые могут быть именами собственными, а могут ими и не быть.

Задачи урока:

  • Повторить правила написания слов, обозначающих клички животных.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, переключать и распределять внимание.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным.
  • Учить находить и объяснять изученные орфограммы.
  • Развивать фонематический слух учащихся.

Ход урока

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Мотивация познавательной деятельности
- Oрганизационный момент

Учитель говорит о том, что сегодня, идя на работу, у него было такое настроение, что невольно вспомнились строчки А. Плещеева:

“И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
“Весна!” - читаешь в каждом взоре!”

Учитель спрашивает: “Предположите, пожалуйста, какое у меня могло быть настроение, когда я шла в школу?”

Учитель соглашается с ребятами и сообщает о том, что сегодня солнышко будет согревать класс весь урок и помогать красиво писать, рассуждать, сочинять, рассказывать. Солнышко — символ урока.

(учитель на доску вывешивает игрушечное солнышко)

- Минутка чистописания

 

 

 

Ученики предполагают: “Настроение — веселое, солнечное, радостное”.

Учитель повторяет о том, что настроение веселое. И просит подобрать антонимы к слову “веселый”.

Учитель спрашивает о том, что делает солнышко, когда тучки хотят его закрыть?

Ученики подбирают антонимы: печальный, грустный.

Ученики дают различные ответы, среди которых слово - “хмурится”.

Появляется Слайд №1, на котором изображено хмурящееся Солнышко. Под рисунком — напечатана слово “хмурится”.
Учитель просит дать характеристику первого звука в слове хмурится. Ученики дают характеристику звука [х] – согласный, твердый, непарный, глухой.
Появляется Слайд №2, на котором изображено палящее солнце. Рядом с ним термометр, который показывает очень высокую температуру.
Учитель спрашивает: “Что говорят о погоде, когда сильно печет солнышко? Какая погода?” Ученики отвечают, что жаркая.
На слайде появляется слово “жаркая”
Учитель просит дать характеристику первого звука в слове “жаркая”.

Учитель спрашивает: “А какими буквами эти звуки [х], [ж] обозначаются на письме?”

Учитель говорит о том, что именно эти буквы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания. И просит открыть учебник на странице 53 и предположить, почему на строчке эти буквы сегодня заглавные?

Учитель соглашается и сообщает, что, действительно, одной из задач на уроке, будет работа с именами собственными.

Ученики дают характеристику звука [ж] — согласный, твердый, парный, звонкий.

Ученики дают ответ: “Буквами “ха”, “жэ””.

 

 

Ученики предполагают, что сегодня на уроке продолжится работа с именами собственными. Поэтому буквы в минутке чистописания тоже заглавные.

Учитель просит записать строчку из учебника так же красиво, как в образце, помня о трех правилах. “Каких?” - спрашивает учитель.

 

 

 

 

Учитель просит проверить свою работу, сравнит с образцом. Оценить работу, помня о критериях оценивания.

Ученики вспоминают о том, что

1). буквы не должны выходить за пределы строчки

2). соблюдать наклон букв

3). выполнять правильные соединения букв

Ученики выполняют работу по чистописанию.

Ученики берут “Солнечный листочек”, который лежит у них на партах, рисуя себе “улыбающееся”, “спокойное” или “хмурое” солнышко.

На Слайде № 3 появляются образцы этих солнышек.
Учитель обращает внимание ребят на написанную ими строчку и спрашивает: “Что является словом из того, что вы записали?”

Учитель просит дать характеристику этого слова. Просит сказать все, что можно про это слово рассказать.

Учитель просит выделить из всего сказанного то, что больше всего должно интересовать на сегодняшнем уроке.

Ученики называют слово “Женя”.

 

Ученики говорят, что в слове “Женя” - два слога, ударение падает на первый слог, это имя собственное, пишется с большой буквы, может быть именем девочки и мальчика.

Ученики предполагают, что главное, что слово “Женя” - имя собственное.

Актуализация необходимых знаний. Самоопределение к деятельности.

Появляется Слайд №4. На Слайде — два предложения.

 

 

 

Учитель спрашивает о том, какое слово в этих предложениях произносится одинаково, а написано по-разному? Почему?

Исходя из сказанного учащимися, учитель просит предположить: о чем может пойти речь на сегодняшнем уроке?

Учитель предлагает проверить предположение, открыв учебник на стр. 53.

Ученики читают предложения:

Собака Жук лаяла и не пускала в дом.

Майский жук сидел на травинке.

Ученики дают ответ, что это слово “Жук”, “жук”. Жук — кличка собаки, имя собственное. И просто жук — имя нарицательное.

Ученики в процессе дискуссии предполагают, что речь пойдет о словах, которые могут быть именами собственными, а могут ими и не быть. (жук, Жук)

Ученики читают, подтверждая свое предположение предложением из учебника.

Организация познавательной деятельности.
- Словарная работа

Учитель читает загадки:

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет по крылечком,
А хвост колечком.

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора?

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Учитель спрашивает: “Какие это слова?”

 

Ученики отгадывают загадки: собака, корова, заяц, медведь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики находят общий признак этих слов — слова с непроверяемой безударной гласной, “словарные”.

На доске появляется Слайд №5 со словами отгадками. В них пропущены безударные гласные, которые необходимо запомнить.
Учитель просит записать эти слова, вставляя нужную букву. Подчеркнуть “опасное место”, поставить ударение.

Учитель просит взять “солнечный листочек” и оценить работу.

Ученики записывают в тетрадь слова, выполняют задание.
Появляется Слайд №6, по которому идет проверка правильности написания “словарных” слов.
Учитель просит обратить внимание на следующий Слайд №7 (два столбика слов: в одном — словарные слова, а в другом клички животных). Учитель просит подобрать каждому животному кличку.

Учитель задает вопрос: “А какие из этих слов-кличек могут и не являться именами собственными?”

Ученики оценивают свою работу, рисуя себе солнышко.

Ученики подбирают клички:

собака — Шарик
корова — Звездочка
заяц — Пушок
медведь — Михаил

Ученики дают ответы: звездочка, шарик, пушок.

- Работа в парах

Учитель дает задание по рядам (каждому ряду свое слово: звездочка, или пушок, или шарик). Одного человека в паре учитель просит придумать предложение с этим словом, как с именем собственным, а другого — как с именем нарицательным. (Пушок-пушок, Звездочка-звездочка, Шарик-шарик)

Слайд №8

 

Ученики выполняют задание и еще раз делают вывод о том, что слова могут являться именами собственными, а могут ими и не быть.

- Работа по учебнику

Учитель просит открыть учебники на стр. 53 упражнение 49 и самостоятельно прочитать задание.

Ученики самостоятельно выполняют задание. Затем происходит взаимопроверка. Один ученик читает, выделяя орфограммы. Другие исправляют ошибки.
Работа оценивается в “Солнечном листочке”.

Физкультминутка

Физкультминутка проводится с помощью интерактивной доски. Дети поют, выполняют движения под музыку. Стихи в физкультминутке тоже связаны с символом урока - “солнышком”.

Учитель говорит о том, что Солнышко очень любит себя, любит, когда о нем говорят, пишут, вспоминают. И вот оно написало несколько предложений, в которых есть слово, называющее его.  
На доске появляется Слайд №9 с предложениями:

Летом Ваня отдыхал в деревне солнышко.

Каждый день ласково светило солнышко.

Корова солнышко давала очень вкусное молоко.

Учитель просит исправить ошибки в предложениях и сделать вывод. (листочки с предложениями у каждого лежат на парте) Ученики самостоятельно выполняют задание. Исправляют ошибки. Делают вывод о том, что некоторые слова могут быть именами собственными, а могут ими и не быть.
Рефлексия

На доске появляется солнышко без лучиков. Лучики прикреплены магнитами отдельно. На каждом луче — надписи: “Я узнал”, “Я запомнил”, “Я повторил”, “Я удивился”, “Я себя хвалю за...”

Учитель: “Кому-то из вас Солнышко улыбалось сегодня много раз, некоторым — не так часто. Но ничего страшного. Я думаю, что в следующий раз оно обязательно вам улыбнется. Ученик выходит к доске. “Дарит” Солнышку лучик (прикрепляет его солнцу) и продолжает предложение, записанное на его луче.

Ученики показывают свои “солнечные листочки”. Ученики с учителем радуются за тех, у кого на листочках одни улыбающиеся солнышки.

Презентация