Физика - одна из основных наук о природе и имеет огромное познавательное, политехническое, экологическое и мировоззренческое значение для школьников. В настоящее время достижения науки и техники стали настолько масштабными, а человек так существенно влиять на природу, что в какой-то степени ставит под угрозу само существование живого на планете Земля. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся умение видеть проявление явлений и законов физики в окружающей действительности, поэтому в учебном процессе невозможно обойтись без использования местного краеведческого материала. “Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города, деревни, других поселений местным населением, для которых эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю родного края и области” /БСЭ, т.3, стр.475/. Что касается предмета физики, выбор информации о крае и метода обучения зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Основная цель – способствовать духовно-ценностной, практической ориентации учащихся, научить их осознавать проблемы родного края, сформировать понятие о единстве природы и человека, показать связь его деятельности и природы. При отборе краеведческого материала для уроков физики необходимо придерживаться следующих положений:
- Связь имеющихся местных сведений с изучаемым материалом.
- Доступность понимания данного материала для учащихся.
- Связь с другими предметами (химия, география, биология, экология, история).
- Значимость данного материала и активизация интереса учащихся.
- Содействие экологическому воспитанию и формирование научного мировоззрения.
- Отражение основных направлений научно-технического прогресса и перспектив развития региона.
Для реализации этих положений можно использовать следующие методы и приемы:
- Беседы и лекции на уроках для актуализации знаний, постановка проблемы;
- Подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений, презентаций по конкретным темам курса физики;
- Составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из местного краеведческого материала;
- Экскурсии по объектам региона;
- Проведение исследовательских лабораторных работ по физике с использованием краеведческого материала;
- Оформление стендов и альбомов для иллюстраций использования местного материала на уроках;
- Организация внеурочной работы.
К примеру, ученикам можно дать такие задания:
1. Подготовить сообщения или презентации на темы: “Физика и экология почвы Астраханской области”, “Физика и экология жилища”, “Физика и водные ресурсы области”, “Экологические проблемы Астраханской области и пути их решения”; “Региональные проблемы радиоактивного загрязнения”, “Энергетика региона” т. п.
2. Использовать краеведческий материал для составления и решения качественных и вычислительных задач.
Приведу примеры таких задач. При изучении темы “Давление в жидкости и газе”.
Задача №1. Самый крупный водоем нашего региона - Каспийское море, максимальная глубина которого достигает 980 м и занимает в России по глубине 2-е место после озера Байкал. Вычислите давление воды на этой глубине. Какая сила давления действует на рыбу площадью 50 см 2 на данной глубине, плотность воды равна 1030 кг/м3.
При изучении темы “Плотность”.
Задача №2. Один из древних типов жилища кочевых народов, населяющих Астраханскую область- юрта, для установки которой используют пласты войлока из шерсти овец. Известно, что на 1 юрту требуется шерсти 50 овец. Найти массу шерсти, необходимой для изготовления юрты, если размер пласта 300 см*150 см* 1,5 см. С одной овцы можно получить шерсти примерно 2,5 кг, а для юрты необходимо 6 пластов войлока. Плотность шерсти принять за 300 кг/м3.
При изучении темы “Количество теплоты. Теплота сгорания топлива”.
Задача №3. С 1986 года на территории Красноярского района работает крупнейшее в регионе предприятие “Газпром Добыча-Астрахань” по добыче и переработке серогазосодержащего конденсата. Из него получают бытовой газ, бензин, керосин, серу и др. Определите количество теплоты, выделяющейся при сгорании бытового газа для отопления вашей квартиры, используя справочный материал и показания газового счетчика за 1 день, месяц.
При изучении темы “Архимедова сила”.
Задача №4. Плотность солевого раствора озера Баскунчак 1210 кг/м3 . Вычислить архимедову силу, действующую на человека, объем которого 1,5 м3. Сравнить полученное значение архимедовой силы с силой, действующей на человека в пресной воде.
Тема “Атмосферное давление”.
Задача №5. Используя значение высоты местности относительно уровня Мирового океана на северо-западе (15-20 м ниже уровня) и юго-востоке (3-28 м ниже уровня) области, вычислить атмосферное давление.
Задача №6. Почему чилим (водяной орех), произрастающий в Астраханской области не тонет, несмотря на то, что после цветения орех дает под водой тяжелые плоды, какая сила уравновешивает силу тяжести?
Тема “Интерференция света”.
Задача №7. Объяснить радужную окраску крыльев стрекозы, обитающей в регионе. Почему чилим (водяной орех), произрастающий в Астраханской области не тонет, несмотря на то, что после цветения орех дает под водой тяжелые плоды, какая сила уравновешивает силу тяжести?