Тип: изучение нового материала.
Форма: деловая игра, дифференцированная работа в группах.
Цель: выделить основные направления применения фотоэффекта в современной технике.
Задачи:
I. Дидактические:
- применить знания, полученные при изучении темы “Фотоэффект”, в процессе изучения материала урока, рассмотрении устройства и принципа работы фотоэлементов, фоторезисторов, фотореле и т.д.;
- проконтролировать знания учащихся по теме “Квантовые свойства света”;
- повторить ранее изученный материал “Электрический ток в вакууме” и “Электрический ток в полупроводниках”;
- продолжить работу по развитию понятийного содержания понятий “Фотоэффект”, “р-n переход” (при знакомстве с явлением внутреннего фотоэффекта, ознакомлением с устройством полупроводникового фотоэлемента и фоторезистора).
II. Развивающие:
- учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности:
- по созданию знаний (расширение объёма понятия “фотоэффект”);
- по использованию знаний (применение фотоэффекта в конкретной ситуации);
- проведение проблемного эксперимента (разработка идеи опыта, его проектирование и конструирование, проведение необходимых измерений и обработка экспериментальных данных);
- конструирование ответа на задание;
- конструирование вывода в виде обобщённого ответа, полученного при разборе проблемных задач урока;
- по формированию личностных качеств: (в системе базовых национальных ценностей, далее БНЦ):
- формирование у учащихся убеждений:
1. опыт – источник знаний (БНЦ “наука”);
2. упорство и настойчивость в достижении цели – залог успеха в учении (БНЦ “труд и творчество”);
3. значимость, ценность действий каждого ученика в условиях коллективной мыслительной деятельности (социальная культура ученика; БНЦ “социальная солидарность”);
- создание на уроке условий, обеспечивающих каждому ученику возможность реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности (БНЦ “труд и творчество”);
- развитие умений адекватно себя оценивать (личностная культура ученика; БНЦ “социальная солидарность”).
Ожидаемый результат:
- усвоение учащимися различных (по степени сложности восприятия, понимания и осмысления) способов применения фотоэффекта в технике;
- развитие универсальных учебных действий:
- УУД познавательной направленности: знаково-символические, логические, постановка и решение проблем, моделирование, умение осознанно строить высказывание в устной и письменной форме;
- Регулятивные УУД: целеполагание, составление плана последовательности действий, контроль и оценка результатов деятельности, волевая саморегуляция;
- Личностные УУД: смыслоообразование; нравственно-этическое оценивание содержания урока;
- Коммуникативные УУД: учёт позиции других учеников, партнёров по группе, умение слушать и вступать в диалог, продуктивное сотрудничество со сверстниками при работе в группе, владение монологической речью в ходе актуализации опорных знаний и представление проекта решения проблемного задания;
- развитие личностной и социальной культуры учащихся в системе БНЦ.
III. Воспитательные:
Способствовать воспитанию:
- чувства коллективизма, взаимопомощи, настойчивости в достижении цели в ходе групповой формы работы;
- коммуникативных качеств, умения управлять эмоциями, умения работать в группах;
- чувства ответственности за порученное дело, инициативности и исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Примерное оборудование:
- фотореле;
- фоторезисторы типа ФСК-1 и селеновые фотоэлементы из наборов (завод “Электродело”);
- гальванометры демонстрационные;
- микроамперметры;
- солнечная батарея;
- лампы электрические на подставке напряжением 5В и 220В;
- выпрямители лабораторные напряжением 4В;
- выпрямитель универсальный ВУП;
- таблица учебная “Фотоэффект” (автор В.А. Касьянов) – Спектр – Комплексный проект средств обучения. 2012. Таблицы по физике. 11 класс;
- Термисторы и фоторезисторы. Фотоэлемент. Таблицы по физике для 9 класса. Москва, “Просвещение”, 1986.
- самодельные плакаты, изготовленные учащимися, по темам “Телевидение” и “Применение фотоэффекта”;
- звонок электрический, рассчитанный на напряжение 220В.
Урок проводился как открытый на городском семинаре “Поиск вариантов адаптивного обучения”. К подобным урокам ученики заранее создают много самодельного наглядного материала: или создают свои плакаты (как правило, на листах формата А-3), или используют готовые рисунки из предложенной учителем литературы.
Такие уроки я провожу в классах, где у большинства учащихся хорошо развиты художественные способности. Эти ученики имеют развитое образное мышление, и образная бедность учебников создаёт проблемы в восприятии ими учебного материала.
Состав групп формируется учителем до начала урока в соответствии с учебными возможностями и способностями учащихся. Дифференцированный подход к выполнению экспериментальных заданий по ходу урока позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика и помогает воспринимать изучаемый материал через образ.
Плакаты, изготовленные к уроку, впоследствии служат самодельными наглядными пособиями для последующих уроков по данной теме в других классах. На их основе учащимися создаются мультимедийные презентации, также развивающие образное мышление учеников.
Надеюсь, что моя разработка будет небезынтересна учителям физики, преподающим в классах и учебных заведениях гуманитарного профиля. Также её можно будет применить для проведения внеклассных занятий по физике.
Примерный сюжет для создания проблемной ситуации на первом этапе урока
На демонстрационном столе фотореле, подключённое к электрическому звонку. В затемнённом кабинете выключен свет. Учитель просит учеников представить, что ночью, например, в магазин забрался жулик. И чтобы осмотреться в темноте он включил фонарик (зажёг спичку). Это проделывается в тёмном классе, фотореле срабатывает, все слышат звуковой сигнал от электрического звонка, учитель кратко поясняет роль фотоэффекта в сигнализационных устройствах, определяет тему, цель и задачи урока.
Схема для опыта с фотореле “Электронный сторож”
Рисунок 1
Комментарии к 4 и 5 этапам урока: критерии оценивания работы групп
При оценке работы групп оценивается:
- Качество выполнения задания (Заполнение кроссворда, составление схемы и сборка электрической цепи и проведение опытов, правильность выводов в ходе проведённого экспериментального задания, построение графика по полученным экспериментальным данным).
- Объём его выполнения.
- Качество представления выполненной работы у доски перед всеми учениками класса.
- Соблюдение правил техники безопасности при выполнении эксперимента.
- Степень участия всех членов группы в выполнении задания.
Как правило, все участники группы получают одинаковые отметки за работу в группе. Однако, в отдельных случаях, после коллективного обсуждения итогов урока членами группы её руководитель может довести до учителя мнение всей группы:
1) о повышении отметки одному – двум её членам за особую активность при выполнении задания;
2) или, наоборот, не ставить отметки отдельному ученику, если он слабо или вообще не участвовал в коллективной работе группы на этом уроке.
Если на уроке присутствует жюри из числа учителей физики других школ, то право оценить деятельность учащихся на уроке предоставляется им.
Комментарии к 6 этапу “Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия”
Учитель оценивает работу учащихся в группах. При оценке учитываются качество ответа, наличие ошибок, активность всех участников группы.
Учитель: Ребята! Вам я тоже предлагаю оценить свою работу на уроке и сделать выводы по уроку. Для этой цели письменно заполните выданную вам схему <Рисунок2>
Рисунок 2
Учитель: Кто хочет озвучить свою схему?
На основании ответов учеников подводится совместный итог урока.
Ход урока
Таблица 1
1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. | Опыт с фотореле “Электронный сторож”. Постановка целей и задач урока. Выбор руководителей групп. Общий комментарий к заданиям. |
2. Актуализация опорных знаний. | Решение кроссворда по теме “Квантовые свойства света” (см. Приложение 1) |
3. Инструктаж по технике безопасности. | 1. Собранную цепь включайте с разрешения
учителя. 2. Используйте провода с наконечниками. 3. Приборы включать с соблюдением полярности. 4. Осветительную лампу включаем в сеть U = 220В. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! |
4. Работа в группах. Одновременная работа всех учащихся класса в соответствии с заданиями в группах. Время работы – 15-18 минут. |
Задания по группам: 1 группа исследователей: Исследовать зависимость сопротивления полупроводников от освещенности. 2 группа исследователей: Исследовать зависимость фототока от расстояния между фоторезистором и источником света I=f(r). 3 группа исследователей: Исследовать зависимость фототока от угла освещения фотоэлемента источником света. 4 группа теоретиков: А) Провести круглый стол “Основные направления фотоэффекта в современной технике”. Б) Подготовить краткие сообщения для коллективного обсуждения (работа с учебником, карточками, таблицами, плакатами или мультимедийной презентации (см. Приложение 3, Приложение 5)). В) Выполнить опыт “Действие селенового фотоэлемента”. 5 группа художников: А) Озвучить свои индивидуальные домашние задания (заранее подготовленные плакаты или мультимедийную презентацию по применению фотоэффекта (см. Приложение 4, Приложение 6)). Критерии оценивания: оригинальность выполнения и тезисная подача материала. Б) Выполнить опыт с солнечной батареей. |
5. Коллективное обсуждение заданий. Время работы – до 20 минут. |
Время представления – 3-4 минуты в ходе представления заданий учащиеся самостоятельно заполняют таблицу “Применение фотоэффекта”. Таблица выдается каждому ученику с уже заполненной левой колонкой (см. Приложение 2). |
6 .Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия. |
Итоги урока подводят руководители групп и жюри (группа экспертов – учителей физики, если урок открытый). |
7. Комментарий домашнего задания. | 1. Демонстрация опыта с фоторезистором,
например: почему музыкальные часы не играют
музыку в ночное время? (Домашняя
экспериментальная задача, её можно
продемонстрировать, набросив на “поющие” часы
тёмную ткань). 2. Закончить заполнение таблицы “Применение фотоэффекта” (см. Приложение 2). |
Задания по группам на карточках
1 группа. Исследуйте зависимость сопротивления полупроводников от освещенности.
Оборудование: пластина изоляционная с открытым слоем кристаллического селена ПИ, фоторезистор, источник постоянного тока напряжением 4В, миллиамперметр или амперметр демонстрационный (включенный в качестве гальванометра, чувствительного по току), однополюсный ключ, соединительные провода, источник света (электрическая лампа, рассчитанная на напряжение 220 В).
Опыт 1. Включите фоторезистор в электрическую цепь, собранную из данных вам приборов. Что происходит с электрическим током в цепи при освещении его источником света? Почему? Начертите схему электрической цепи.
Опыт 2. Аналогичное задание проделайте с пластиной селенового полупроводника ПИ. Сравните полученные результаты. Обратите внимание на обозначения<Рисунок3>и <Рисунок4>:
Фоторезистор (фотосопротивление). | Фотоэлемент. |
|
|
Схема электрической цепи для группы 1
Рисунок 5
2 группа. Соберите электрическую цепь, состоящую из прибора для изучения законов освещенности с фоторезистором ФС-К1, микроамперметра. Электрическую лампочку подключите к источнику постоянного тока напряжением 4В.
Исследуйте зависимость фототока от расстояния между фоторезистором и источником света.
Постройте график этой зависимости I=f(r).
3 группа. Соберите электрическую цепь, состоящую из прибора для изучения законов освещенности с фоторезистором ФС-К1, микроамперметра. Электрическую лампочку подключите к источнику постоянного тока напряжением 4В.
Исследуйте зависимость фототока от угла падения световых лучей на плоскость фотоэлемента. Постройте график этой зависимости I=f(?).
Примечание. В контексте вышеуказанной проблемной ситуации этой группе можно задать вопрос: Под каким углом нужно расположить фоторезистор, чтобы сигнализация срабатывала наилучшим образом?
4 группа. 1. Проведите круглый стол “Основные направления применения фотоэффекта в современной технике”. Не все материалы для карточек обязательны для использования на уроке, группе достаточно выбрать 2–3 карточки, а остальные просто прокомментировать.
Проведите опыт по действию селенового фотоэлемента.
Для этого селеновый фотоэлемент подключите с соблюдением полярности к демонстрационному амперметру (включенному в качестве гальванометра) и, освещая его электрической лампой, наблюдайте за возникновением тока в цепи.
Оборудование: Демонстрационный амперметр, электрическая лампа, рассчитанная на напряжение 220 В, селеновый фотоэлемент.
Схема электрической цепи для группы 4
Рисунок 6
5 группа художников:
1. “Озвучьте” свои индивидуальные задания – плакаты (или заранее приготовленную презентацию на основе плакатов) по применению фотоэффекта в ходе коллективного обсуждения.
Требование: оригинальность выполнения и тезисная подача материала (время выступления - 1 минута).
Оборудование: плакаты, которые вы выполнили дома для этого урока по заданию учителя.
Не все материалы для карточек обязательны для использования на уроке, группе достаточно выбрать 2–3 карточки, а остальные просто прокомментировать.
2. Выполните опыт по действию солнечной батареи.
Для этого солнечную батарею подключите к миллиамперметру или демонстрационному амперметру (или вольтметру), включенному в качестве гальванометра. Поворачивая батарею, наблюдайте за возникновением тока в цепи.
Оборудование: демонстрационный амперметр, солнечная батарея.
Примерная схема подведения итога урока
Что узнали, какие выводы сделали:
- при освещении фоторезистора (фотоэлемента) источником света сила тока в цепи резко увеличивается;
- при уменьшении расстояния между фоторезистором и источником света сила фототока в цепи увеличивается;
- при перпендикулярном падении световых лучей на плоскость фоторезистора (солнечной батареи) сила фототока в цепи максимальна;
- применение фотоэффекта в современной технике широко и разнообразно (автоматика, сигнализация, электроника, радиотехника, телевидение, оптика, гелиоэнергетика и др.)
Практика работы показывает, что уроки, проводимые в такой форме, позволяют в полной мере осуществить системно-деятельностный подход в процессе обучения при изучении любой темы школьного курса физики. При этом учащиеся работают с желанием на протяжении всего урока, самостоятельно “добывая” знания и делая выводы без помощи учителя. На мой взгляд, проведение таких уроков целесообразно на любой ступени обучения, в любом классе, при изучении любого учебного предмета.
Список используемой литературы:
- Браверман Э.М. Создаём уроки, на которых главное – деятельность учащихся. Реализуем системно-деятельностный подход к обучению. Теория и практика: уроки изучения нового материала, уроки повторения и систематизации. Планы анализа уроков в современных позиций – М.: Илекса, 2013. – 84 с.; ил. (Серия “Идеи нового Стандарта образования”.) ISBN 978-5-89237-391-3
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 11 кл.: Учебник базового уровня для общеобразоват. учебных заведений. – 3-е изд. – М.: ИЛЕКСА, 2008. – 320 с.: ил. ISBN 978-5-89237-167-4.
- Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с., 4 л. ил. (Классический курс). – ISBN 978-5-09-022777-3.
- Поляков В.Т. Посвящение в радиоэлектронику. – М.: Радио и связь, 1988. – 352 с.: ил. – (Массовая радиобиблиотека. Вып. 1123). ISBN 5-256-00077-2
- Шахмаев Н.М. и др. Физический эксперимент в средней школе: Колебания и волны. Квантовая физика / Н.М. Шахмаев, Н.И. Павлов, В.И. Тыщук. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.: ил. – (Б-ка учителя физики). - ISBN 5-09-001834-0.