Метапредметная тема: Алгоритм. Действие по алгоритму.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель: создание условий для систематизации знаний учащихся о корневых орфограммах, формирования умения действовать по алгоритму.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- правильно списывать слова, проводить самопроверку;
- видеть несоответствие произношения и написания в слове;
- находить в словах изученные орфограммы по определенным признакам;
- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением;
- обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
- писать слова с удвоенной согласной в корне слова.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль орфографии и речи в жизни людей;
- формировать потребность быть грамотным человеком;
- устанавливать нравственные нормы при работе в малых группах;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий; работать по плану, инструкции, алгоритму;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала, его классификацию и систематизацию;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- аргументировать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других;
- учиться общаться, переписываться;
- учиться работать в группе.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация в PowerPoint (... 1);
- раздаточный материал: рабочий лист, текст “Коми край” (... 2).
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. Не удивляйтесь, но сегодня в начале урока я даю вам задание решить пример (Слайд 2):
- Загадайте число.
- Прибавьте столько же.
- Прибавьте 10.
- Разделите на два.
- Отнимите задуманное.
В результате у всех должно получиться число 5. Как вы думаете, почему у всех получился одинаковый результат?
Учащиеся: Все выполняли определенные шаги, действовали по заданному учителем порядку.
Учитель: Как вы думаете, определенный порядок действий (алгоритм) применим только в математике? Если нет, то попробуйте привести примеры.
Ответы учащихся.
2. Мотивация к деятельности.
Учитель: Тема нашего урока звучит так: “Красиво – значит верно…”. Как вы думаете, чему может быть посвящен урок? (Слайд 3).
Предположения учащихся.
3. Целеполагание и актуализация знаний.
Открываются карточки со словами: безударные гласные; проверяемые; непроверяемые; согласные; парные; непроизносимые; удвоенные; запоминаем, проверяем по словарю; ставим под ударение; ставим гласную или сонорную, непроизносимый “делаем” произносимым; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-шу, чк-чн. (Слайд 4).
Учитель: На доске слова, словосочетания, с которыми, я думаю, вы знакомы. Можно ли эти понятия объединить какой-то общей темой?
Учащиеся: Эти понятия связаны с темой “Орфограммы”. (Слайд 5).
Учитель: Что такое орфограмма?
Учащиеся: Буква, которая пишется по определенному правилу.
Учитель: Что такое правило?
Учащиеся: Описание порядка действий, следуя которым можно получить результат.
Учитель: Какого результата вы хотели бы достичь по теме “Орфограммы”?
Учащиеся: Писать без ошибок.
Учитель: А писать без ошибок – это красиво? В каком случае вы будете писать грамотно, без ошибок? Учащиеся: Знаю правила орфографии. Умею применять. Могу объяснить. (Слайд 6).
Учитель: В рабочем листе найдите таблицу “Я знаю, я умею, я могу”. Оцените свои знания и умения по этим позициям в столбике “В начале урока” символами: уверен - !; сомневаюсь - ?; не знаю, не умею, не могу - . (Слайд 7).
Я знаю, я умею, я могу
Начало урока | Итог урока | ||
1 | Я знаю правила орфографии. | ||
2 | Я умею применять правила. | ||
3 | Я могу объяснить, почему применяю это правило. |
Учитель: Все уверены, что знают правила правописания, все умеют применять их, а объяснять? Тогда скажите, какие задачи стоят перед вами?
Учащиеся: Повторить правила, учиться их применять и объяснять. (Слайд 8).
Учитель: Для чего? Какова цель?
Учащиеся: Писать без ошибок.
4. Проблемная ситуация.
Учитель: Можем ли мы сказать, что сейчас перед нами определенный алгоритм, порядок действий? Почему? Что предлагаете сделать? (Слайд 9).
Учащиеся: Это не алгоритм, т.к. нет порядка, все понятия разбросаны. Надо навести порядок.
Учитель: Каков будет результат?
Учащиеся: Мы повторим все правила, приведем знания в систему, будем действовать по алгоритму.
5. Систематизация знаний по теме “Корневые орфограммы”.
Учитель организует работу в парах. Учащиеся, используя слова и словосочетания, заполняют схему в рабочих листах, оказывая по необходимости помощь друг другу, обращаясь за консультацией к учителю. Проговаривают правила. Приводят примеры на каждое правило. Схема выстраивается и на доске. (Слайд 10).
6. Самоконтроль:
Учитель: Сколько орфограмм мы определили?
Учащиеся: 5 корневых орфограмм + сочетания, которые встречаются не только в корне.
Учитель: Сейчас каждый проговорите про себя все правила и поставьте в квадратике “+”, если у вас получилось это сделать, и “?”, если не получилось. В течение урока это затруднение вы обязательно устраните.
Учащиеся проводят рефлексию собственных знаний.
Учитель: У кого какие правила еще не оформились в голове? Что нужно сделать, чтобы устранить это затруднение?
Учащиеся: Учиться действовать по алгоритму, объяснять орфограммы.
7. Применение алгоритма.
Знакомство с текстом “Коми край”. Смысловая работа с текстом, связанная с темой урока. Работа по формированию понимания смысла и ценности грамотного письма. Чтение текста сопровождается демонстрацией Слайдов 11 - 22.
Коми край.
Коми край красив и необычен! Здесь с ослепительных вершин Уральских гор текут прозрачные холодные реки. На огромные расстояния простираются бескрайние просторы тундры и тайги. Зима на севере долгая и суровая. Часто бывают морозы до -400. Но только здесь можно наблюдать удивительное явление – северное сияние, когда посреди ясного звездного неба появляются яркие разноцветные всполохи.
В тайге и тундре водятся редкие звери и птицы. Это осторожная росомаха, робкая куропатка, пушистый песец. Северные олени кочуют по тундре в поисках новых пас…бищ. На б…лотах краснеет сочная клюква и золотится сла…кая морошка. В лесах – заросли ш…повника, смородины, малины.
Недра коми земли богаты п…лезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, марганец, уголь. В Интинском районе найден самый большой кристалл горного хрусталя весом в полторы то…ы.
Одна из достопримечательностей Республики Коми – столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр. Каменные колонны, состоящие из массивных горных валунов, поражают воображение. Это одно из семи чудес России.
Жители нашей республики – замечательные люди. Они знают, что такое терпение, крепкая дружба, железная воля и мудрая сдержанность. Коми земля – чудесная земля!
Учитель: Скажите, ребята, вам понравился текст? Приятно было его слушать? А видеть иллюстрации к нему? Текст ласкает слух, приятен глазу. А теперь представьте, что вы читаете этот красивый, замечательный текст, и в первом же слове видите орфографическую ошибку. О чем вы будете думать дальше? Сможете наслаждаться красотой текста? Почему?
Ответы учащихся.
Учитель: С точки зрения русского языка текст должен быть красиво, т.е. грамотно записан. Не должно быть там орфографических ошибок. Только тогда мы сможем полностью понять его содержание и услышать красоту его звучания.
Задание 1.
Учитель: Представляете, ребята, сколько ошибок можно сделать в таком довольно большом тексте, не зная правил грамотного письма? Проверим? Представьте себе, что вам дали этот текст на проверку. Прочитайте первую часть текста. Что заметили? (Слайд 23).
Учащиеся: Есть слова с выделенными жирным шрифтом и подчеркнутыми буквами.
Учитель: Проверьте, это слова с орфограммами? (Да). Есть ошибки, на ваш взгляд? (Нет).
Учитель: Но не случайно же мы выделили эти орфограммы. Сколько слов? Давайте их прочитаем. А орфограмм? Какое задание можно с ними выполнить?
Учащиеся: Заполнить таблицу № 1 словами с выделенными буквами, записав их в нужный столбик.
Таблица № 1
проверяемая гласная | непроверяемая гласная | парная согласная | непроизносимая согласная | удвоенная согласная |
буквосочетания жи-ши, чу-щу,.. |
Учитель: Как вы будете действовать, по какому алгоритму?
Учащиеся: Читаю слово, нахожу корень, определяю, какая буква находится в слабой позиции (гласная или согласная) и далее по составленному ранее алгоритму. (Слайд 24).
Учитель организует индивидуальную работу. Учащиеся анализируют слова с выделенными орфограммами и записывают их в нужный столбик. После выполнения задания – самопроверка по образцу (Слайд 25). Под каждым правильно записанным словом учащиеся ставят “+”, проводя рефлексию своего знания правил орфографии.
Учитель: Зачем выполняли это задание?
Учащиеся: Распознавали орфограммы. Проверяли, насколько хорошо знаем правила орфографии.
Задание 2.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть в роли редакторов текста. Далее по тексту – слова с пропущенными буквами. Красиво выглядит текст, в котором пропущены буквы? (Нет). Вы, как редакторы, что сделаете? (Слайд 26).
Учащиеся: Вставим пропущенные буквы, применяя правила.
Учитель: Как будете действовать?
Учащиеся: Читаю слово, нахожу корень, определяю, какая буква находится в слабой позиции (гласная или согласная) и далее по составленному ранее алгоритму.
Учитель организует индивидуальную работу. Учащиеся выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами и записывают проверочные слова. Далее учитель организует парную работу с целью взаимопроверки выполненного задания.
Учитель: Как вы считаете, нужно проверить, насколько успешно получилась редакция текста? (Да). Проверять будем так. Поменяйтесь рабочим листом с партнером. Проверьте каждое его слово, и, если вы не согласны с мнением своего коллеги-редактора, подчеркните его. Обменяйтесь листами снова и выполните проверку по образцу. (Слайд 27). Поставьте “+” под правильно отредактированным словом.
Что помогло вам выполнить редакцию текста?
Учащиеся: Знание правила и умение его применять.
Задание 3.
Учитель: Если мы посмотрим далее на текст, мы увидим, что текст написан красиво, без пропусков. Но что может там быть? (Слайд 28).
Учащиеся: Орфографические ошибки.
Учитель: Что можно сделать?
Учащиеся: Проверить.
Учитель: Предлагаю, прочитав оставшуюся часть текста, найти по одному слову на каждую из орфограмм и записать в соответствующий столбик в таблице № 2.
Таблица № 2
проверяемая гласная | непроверяемая гласная | парная согласная | непроизносимая согласная | удвоенная согласная | буквосочетания жи-ши, чу-щу,.. |
Учитель: А теперь докажите друг другу свою позицию, т.е. объясните друг другу по 3 слова. А если у вашего партнера что-то не получилось, помогите ему, обращаясь к составленному нами алгоритму действий.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Какого результата вы хотели достичь на уроке?
Учащиеся: Писать без ошибок.
Учитель: Что для этого нужно?
Учащиеся: Знать правило, уметь его применять, уметь объяснить.
Учитель: Какое из трех заданий было самым сложным? Почему?
Учитель: Вернемся к таблице в верхней части рабочего листа. Найдите графу “Итог урока”. И по все 3 позициям оцените свои знания и умения сейчас, в завершении урока. (Слайд 29). У кого произошли изменения в знании правил, в умении их применять, в объяснении? Мы достигли цели?
Учащиеся: Мы на пути к грамотному письму.
Учитель: Обратимся к теме урока. Объясните теперь ее смысл. (Слайд 30).
Учащиеся: Текст должен быть красиво, то есть орфографически грамотно оформлен. Иначе не поймешь его содержание.
Учитель: Только ли на уроках русского языка необходимо грамотно писать?
Учащиеся вспоминают об смс-сообщениях, переписке в сети Интернет, говорят о том, что культурному человеку просто недопустимо писать с ошибками. Грамотное письмо – это очень важно и ценно.
Учитель: Что помогало на уроке?
Учащиеся: Мы действовали по определенному порядку действий, т. е. по алгоритму.
9. Творческое домашнее задание.
Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание. (Слайд 31).
1 уровень. Из текста “Коми край” выписать по 2 слова на каждую из орфограмм, применяя алгоритм.
2 уровень. Составить алгоритм разбора слова по составу и грамотно его оформить.
3 уровень. Составить любой алгоритм и грамотно его оформить (алгоритм написания сочинения, подготовки к краткому пересказу, алгоритм сложения трехзначных чисел, изготовления поделки, приготовления любимого блюда и т. д.).
10. Итог урока.
Учитель: Спасибо за урок! Желаю вам успехов во всех ваших делах. Думайте! Действуйте! Творите! (Слайд 32).