Урок литературного чтения. Н.Носов "Огородники", "Клякса". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: добиться первичного восприятия всеми учащимися текста.

Обучающая:

  • Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.
  • Создать установку на выявление первичных впечатлений; выразительность подачи произведения.
  • Способствовать отработке техники чтения.
  • Обобщить знания о жизни и творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу;
  • умение работать в коллективе;
  • сопереживание чувствами другого человека;
  • привлечь детей к чтению;
  • проверить знание произведений Н.Н.Носов.

Воспитательные: 

  • обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом;
  • создать установку на выявление первичных впечатлений;
  • выразительность подачи произведения;
  • способствовать отработке техники чтения;

Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.

Развивающие

  • развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению.

Ход урока

I. Повторение пройденного:

С произведением какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

Презентация к уроку “Н. Носов”. Приложение 1. (Слайд 1).

  • Что Вы узнали о жизни и творчестве Н.Н. Носова? (доклады, сообщения и презентации учащихся).
  • Какие произведения этого писателя Вы читали? (Слайд 2).
  • Какое Ваше самое любимое произведение? (Слайд 3).
  • Назовите героев этой сказки, выполнив задание:

Это картины, созданные художником Тюбиком. Но когда Незнайка их развешивал в картинной галерее, он потерял таблички с надписями. Определи, чьи это портреты. Выбери правильные ответы из предложенного списка. (Слайд 4).

Давайте проверим, как внимательно читали сказку?

На инструментах музыкальных
Играет Гусля гениально.
А на каком играл Незнайка?
Ты сам попробуй отгадай-ка!
Всё впишешь в клетки по порядку -
Найдёшь подсказку на загадку. (Слайд 5).

II. Проверка домашнего задания.

1. Какое произведение Вы читали дома?

2. Ответы на вопросы. (Слайд 6).

  • К какому жанру относится это произведение?
  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Как звали одного из героев произведения?
  • Расскажите о том, каким был этот герой: внешний вид, характер, отношение к делу?
  • Какой это рассказ по настроению: смешной, грустный, серьёзный, забавный, поучительный, глупый, скучный? Какой ещё?
  • Расскажите о том, что в этом рассказе больше всего смешного?
  • Как вы понимаете, что такое чувство юмора? (Слайд 6).

3. Работа над содержанием текста по плану: какого пункта не хватает? (Слайд 7).

  • Будем соревноваться!
  • Начало работы.
  • “Когда в товарищах согласья нет...”
  • Хитрый план.
  • Нас взяли на буксир.
  • Красное знамя всё-таки досталось нам.

4. Проверка домашнего чтения отрывка “Ах, мы – ослы!” по ролям. (Учебник, стр. 84).

5. Выводы по прочитанному.

6. Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм. В каждом фильме есть изображение, т.е. картинка и текст в виде титров. (Слайд 8).

7. Найдите слова в тексте для кадра.

  • Кадр № 1. Учебник, стр. 79. (Слайд 9).
  • Кадр № 2. Учебник, стр. 83. (Слайд 10).
  • Кадр № 3. Учебник, стр. 85. (Слайд 11).
  • Кадр № 4. Учебник, стр. 87. (Слайд 12).

8. Подведем итоги нашей работы.

  • Передали мы в нашем фильме главную мысль автора?

Что же делали мальчики, чтобы добиться хороших результатов в работе?

(Ответы учащихся: старались и добивались).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

9. Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? (Слайд 13).

Продолжи пословицы:

  • Терпенье и труд ...
  • Работа мастера ...
  • Поспешишь - ...

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 14).

2. Подготовка к восприятию текста рассказа Н.Носова “Клякса”:

- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем этот текст.

3. Чтение текста учениками по отрывкам.

4. Обсуждение прочитанного:

  • Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
  • Похож ли Федя из рассказа “Клякса” на Мишку из рассказа “Огородники”? Чем?
  • Как учительница отнеслась к проделке Феди? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?

5. Повторное чтение и работа с текстом по заданиям:

  • В учебнике, на странице 93, прочитайте и выполните задание № 2.
  • Выполнение учащимися задания № 3.
  • Выполнение учащимися задания № 4.

6. Деление текста на сценические действия:

- Сколько сценических действий?

7. Составление плана рассказа “Клякса”.

План:

  1. На перемене.
  2. Урок.
  3. После урока.
  4. Учащиеся устно “рисуют” декорации.
  5. Дети описывают костюмы действующих лиц.

IV. Подведение итога урока.

Выводы.

- С какой целью Н.Н. Носов написал этот рассказ?

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного.

- Высказывания учащихся.

V. Итог урока.

Выставление отметок, рефлексия.

- Что запомнилось, чему научились на уроке?

– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. 

VI. Домашнее задание.

  • Выучить слова близко к тексту: (девочки – слова учительницы; мальчики, по выбору, слова мальчиков).
  • Провести совместные репетиции.