Цель: добиться первичного восприятия всеми учащимися текста.
Обучающая:
- Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.
- Создать установку на выявление первичных впечатлений; выразительность подачи произведения.
- Способствовать отработке техники чтения.
- Обобщить знания о жизни и творчестве детского писателя Н.Н.Носова.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу;
- умение работать в коллективе;
- сопереживание чувствами другого человека;
- привлечь детей к чтению;
- проверить знание произведений Н.Н.Носов.
Воспитательные:
- обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом;
- создать установку на выявление первичных впечатлений;
- выразительность подачи произведения;
- способствовать отработке техники чтения;
Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению.
Ход урока
I. Повторение пройденного:
С произведением какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?
Презентация к уроку “Н. Носов”. Приложение 1. (Слайд 1).
- Что Вы узнали о жизни и творчестве Н.Н. Носова? (доклады, сообщения и презентации учащихся).
- Какие произведения этого писателя Вы читали? (Слайд 2).
- Какое Ваше самое любимое произведение? (Слайд 3).
- Назовите героев этой сказки, выполнив задание:
Это картины, созданные художником Тюбиком. Но когда Незнайка их развешивал в картинной галерее, он потерял таблички с надписями. Определи, чьи это портреты. Выбери правильные ответы из предложенного списка. (Слайд 4).
Давайте проверим, как внимательно читали сказку?
На инструментах музыкальных
Играет Гусля гениально.
А на каком играл Незнайка?
Ты сам попробуй отгадай-ка!
Всё впишешь в клетки по порядку -
Найдёшь подсказку на загадку. (Слайд 5).
II. Проверка домашнего задания.
1. Какое произведение Вы читали дома?
2. Ответы на вопросы. (Слайд 6).
- К какому жанру относится это произведение?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Как звали одного из героев произведения?
- Расскажите о том, каким был этот герой: внешний вид, характер, отношение к делу?
- Какой это рассказ по настроению: смешной, грустный, серьёзный, забавный, поучительный, глупый, скучный? Какой ещё?
- Расскажите о том, что в этом рассказе больше всего смешного?
- Как вы понимаете, что такое чувство юмора? (Слайд 6).
3. Работа над содержанием текста по плану: какого пункта не хватает? (Слайд 7).
- Будем соревноваться!
- Начало работы.
- “Когда в товарищах согласья нет...”
- Хитрый план.
- Нас взяли на буксир.
- Красное знамя всё-таки досталось нам.
4. Проверка домашнего чтения отрывка “Ах, мы – ослы!” по ролям. (Учебник, стр. 84).
5. Выводы по прочитанному.
6. Как вы думаете, а по этому произведению можно снять фильм? Давайте попробуем создать свой, например, диафильм. В каждом фильме есть изображение, т.е. картинка и текст в виде титров. (Слайд 8).
7. Найдите слова в тексте для кадра.
- Кадр № 1. Учебник, стр. 79. (Слайд 9).
- Кадр № 2. Учебник, стр. 83. (Слайд 10).
- Кадр № 3. Учебник, стр. 85. (Слайд 11).
- Кадр № 4. Учебник, стр. 87. (Слайд 12).
8. Подведем итоги нашей работы.
- Передали мы в нашем фильме главную мысль автора?
Что же делали мальчики, чтобы добиться хороших результатов в работе?
(Ответы учащихся: старались и добивались).
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
9. Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? (Слайд 13).
Продолжи пословицы:
- Терпенье и труд ...
- Работа мастера ...
- Поспешишь - ...
III. Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы урока. (Слайд 14).
2. Подготовка к восприятию текста рассказа Н.Носова “Клякса”:
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем этот текст.
3. Чтение текста учениками по отрывкам.
4. Обсуждение прочитанного:
- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?
- Похож ли Федя из рассказа “Клякса” на Мишку из рассказа “Огородники”? Чем?
- Как учительница отнеслась к проделке Феди? Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?
5. Повторное чтение и работа с текстом по заданиям:
- В учебнике, на странице 93, прочитайте и выполните задание № 2.
- Выполнение учащимися задания № 3.
- Выполнение учащимися задания № 4.
6. Деление текста на сценические действия:
- Сколько сценических действий?
7. Составление плана рассказа “Клякса”.
План:
- На перемене.
- Урок.
- После урока.
- Учащиеся устно “рисуют” декорации.
- Дети описывают костюмы действующих лиц.
IV. Подведение итога урока.
Выводы.
- С какой целью Н.Н. Носов написал этот рассказ?
- Развеселить читателя.
- Подшутить над кем-нибудь.
- Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
- Разбудить фантазию.
- Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного.
- Высказывания учащихся.
V. Итог урока.
Выставление отметок, рефлексия.
- Что запомнилось, чему научились на уроке?
– Покажите свое настроение соответствующей карточкой.
VI. Домашнее задание.
- Выучить слова близко к тексту: (девочки – слова учительницы; мальчики, по выбору, слова мальчиков).
- Провести совместные репетиции.