Цель урока: Сформировать представление о ветре.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием “ветер”;
- познакомить учащихся с причинами возникновения ветра;
- показать роль ветра;
- кратко познакомить учащихся с местными ветрами, постоянными ветрами, циклонами и антициклонами.
Оборудование:
1. Свеча
2. Папиросная бумага
3. Компьютерная презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Что такое атмосферное давление?
- Что такое нормальное атмосферное давление?
- Как изменяется атмосферное давление с наступлением холодной погоды?
- Как изменяется атмосферное давление с наступление тёплой погоды?
- Что влияет на изменение атмосферного давления?
3. Изучение нового материала.
а) Демонстрация опыта (проводит учитель)
Учитель держит полоски папиросной бумаги над зажжённой свечой. Они поднимаются.
Объяснение: тёплый воздух (как более лёгкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
б) Рассказ учителя.
Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи. А от чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается?
Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с тёплым и холодным воздухом.
Вы уже знаете, что тёплый воздух более лёгкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей перемещается на его место. Движение воздуха является причиной образования какого-то процесса.
Попробуем отгадать загадку: (Презентация. Слайд 2)
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде. (Ветер.)
Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении. (Учащиеся записывают определение в тетрадь.) Слайд 3
Белым – бело на свете белом,
Льдом звонким скованы пруды.
В саду наигрывает ветер,
Как музыкант, на все лады.
(И. Осьмухина.)
в) Характеристика ветра.
(Во время рассказа и просмотра презентации учащиеся делают записи в тетрадях.)
Слайд 4
– Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого давления;
– Ветер обладает скоростью и направлением;
– Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер;
– на направление ветра влияет отклоняющая сила полушарий, вправо – в северном,
влево – в южном.
Слайд 5
Скорость ветра определяется с помощью прибора – анемометр.
Слайд 6
Значение ветра:
Ветер великий в природе работник. Ещё А.С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…..
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:
Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго.
Слайд 7
Ветер очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.
Слайд 8
Ветер вырабатывает электроэнергию
На ветряных станциях вырабатывается электрическая энергия.
Слайд 9
Ветер “съедает горы”, сглаживает их, создавая причудливые формы.
Слайд 10
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Слайд 11
Люди ещё в древности поняли, что лодка и без вёсел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С. Пушкин.
Слайд 12
На берегу озера “Боровое” привлекает отдыхающих берёзовый танцующий лес. Белоствольные красавицы произрастающие на берегу, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля – ветер.
Слайд 13
Показатели ветра:
Направление ветра – это направление, откуда дует ветер (западные ветра дуют с запада, восточные – с востока).
Главные направления – С. Ю, З, В.
Промежуточные – С–В, Ю–В, С–З, Ю–З.
Сила ветра – измеряется по шкале, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. В 1974 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе.
Слайд 14
Шкала Бофорта.
Работа с учебником, форзац 2.
Физкультминутка.
Слайд 15
На метеорологических станциях направление и скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливается на высоте 10 метров.
Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения.
Слайд 16
Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры, вызванные местными условиями; ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы.
Слайд 17
К местным ветрам термического происхождения относятся бризы – это ветры силой 4 балла на побережье больших водоёмов, озёр, рек, водохранилищ, морей, меняющий своё направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время года, когда контраст температуры (вода – суша) наибольший.
Ночной (береговой) бриз дует со стороны остывшей суши в сторону водоёма, дневной (морской) бриз – со стороны водоёма в сторону нагретой суши. Они охватывают слой воздуха в сотни метров и проникают вглубь суши (моря) на несколько километров или десятки километров. Лучше выражены в безоблачную погоду.
Слайд 18
Циклоны и антициклоны.
В циклонах ветра дуют от периферии к центру, где наиболее низкое давление. В северном полушарии они отклоняются вправо и образуют круговые вихревые поднимающиеся потоки воздуха диаметром до 1000–2000 км против часовой стрелки. В южном полушарии они отклоняются влево, по часовой стрелки.
В антициклонах ветры дуют от центра, где наиболее высокое давление к периферии.
Слайд 19
Постоянные ветры.
Название ветра | Районы распространения | Направление |
Пассаты | Тропики | С–В, Ю–В |
Ветры западного переноса | Умеренные широты | З, С – З |
Муссоны | Восточное побережье Евразии и Северной Америки | Летом – с океана на материки, зимой – с материка на океан |
Стоковые ветры | Антарктида | От центра материка к периферии |
4. Закрепление.
Слайд 20
Что такое? Кто такой?
- Ветер – ?
- Бриз – ?
- Муссоны _ ?
- Пассаты – ?
- Бофорт – ?
- Штиль – ?
5. Домашнее задание.
Параграф 39.