Повышение уровня знаний у учащихся с низкими образовательными результатами

Разделы: Математика


“Поверь в человека и он превзойдёт самого себя”. Эти слова принадлежат современному психологу, журналисту Татьяне Мегеря. Хочется добавить: помоги, протяни ему руку. И тогда результат не заставит себя ждать. Вы увидите, как незаметный ни в чём себя не проявляющий ученик соберёт все силы и поднимется хоть на немного, добьётся чего-то большего. И нам, педагогам, всего-то и нужно – обратить внимание, не остаться равнодушным к таким детям, которых сейчас в педагогике называют детьми с низкими образовательными результатами. Вспоминая сказку о горбуне Татьяны Граббе “Город мастеров”. Старушка-предсказательница говорит герою: “Посмотри на птицу. Если ей крылья поднять да сложить, сбоку покажется, будто у нее тоже горб за спиной. Как у тебя. А расправь птица крылья – и никакого горба нет”. И действительно нет детей бесталанных: у каждого есть крылья, и задача учителя – помочь расправить эти крылья, проявить себя, добиться признания в коллективе.

Выявить таких детей нетрудно: они пассивны, не тянут руку, даже если знают ответ, отвлекаются на уроке когда идёт поиск, требуется напряжение мысли. Почему им не интересно? Как построить урок и увлечь таких детей в мир знаний, чтобы потом они смогли достойно выдержать испытание экзаменом и в дальнейшем реализовать себя в жизни.

Важнейшим открытием 2-ой половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором повышения мотивации обучения. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее может переживать любой школьник, в том числе и учащийся с низкими образовательными результатами.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя работу со школьниками на уроке, неаудиторные занятия, а также внеклассную работу по предмету.

Рассмотрим условия моделирования ситуации успеха на уроке:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.
3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?
4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)
7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится “сверху”, она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Рассмотрим этапы уроков, на которых учитель применяет различные формы и методы работы, способствующие повышению уровня мотивации обучающихся.

Проверка домашнего задания.

Ни для кого не секрет, что для полноценного усвоения нового материала необходимо закрепить, практически освоить пройденное ранее – без этого прозвучавшие в классе формулировки и даже бездумно переписанные с доски примеры и задачи просто “повиснут в воздухе”. В этом плане проверка домашнего задания – не просто “дежурный” элемент методики, а поистине такой этап урока, который трудно переоценить. Вот почему проверке домашнего задания уделяется особое внимание.

Обязательное доброжелательное требование выполнения домашнего задания. Для этого ведется специальный “Дневник учета выполнения домашнего задания”, где выставляется “+” за верное выполнение домашнего задания Минусов нет, т.к. даётся возможность исправить, выполнить задания, если по той или иной причине его нет. В конце четверти ставится “ЗАЧЕТ”, ЕСЛИ “+” 90% – 100% и это является допуском к четвертной контрольной работе “Плюсы” очень эффективно действуют на самостоятельную коррекцию выполнения домашнего задания учеником. И каждый ученик радуется своим “плюсовым” Успехам, повышается интерес к окончательному получению “зачета”. Можно любой урок начать с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то оно проверяется устно. Учитель во время взаимопроверки домашнего задания обходит класс, поощряет словом, оказывает помощь в случае необходимости, слушает ответы учащихся и дает свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание.

Устная работа.

Практика показала, что каждому ребенку 5–6 класса хочется выглядеть знающим и умеющим, успешным. И этот период нельзя упускать. Нужно искать пути, творчески подходить к каждому уроку, усвоению материала; деятельность строить на основе обучения и воспитания успехом. Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно проводится устный счет – “гимнастика ума”.

Как правило, в 5–6 классах учащимся на дом даются вычислительные примеры. Обычно учитель спрашивает, какой ответ получен в результате вычислений. Эту работу можно разнообразить, задавая вопросы в такой форме: “Сколько к вашему ответу надо прибавить, чтобы получилось … (какое-либо круглое число)? Сколько надо вычесть из вашего результата, чтобы получилось …? На сколько надо умножить ваш результат …? На сколько надо разделить …?”

Наиболее распространенное затруднение, с которым сталкивается учитель 5-6 классов, это повышенная активность учащихся на этапе устного счета – каждому хочется ответить, некоторые поднимают руку еще до того, как выполнены вычисления. Даже опытный учитель в такой ситуации не может опросить всех. Это приводит к тому, что постепенно дети теряют интерес к работе – какой смысл стараться, если тебя все равно не спрашивают? В итоге к 7 классу от былой активности не остается и следа. Учитель использует следующие формы организации устных упражнений, способствующих предупреждению этого негативного явления.

Светофор”. Это самая простая форма, знакомая детям еще с начальной школы. “Светофор” – это карточки красного, зеленого и желтого цветов, которые должны быть на парте у каждого учащегося. Работа организуется следующим образом: 1) учитель задает вопрос (дает вычислительный пример); 2) некоторое время учащиеся обдумывают ответ (вычисляют); 3) по просьбе учителя один из учеников озвучивает ответ; 4) по вопросу учителя “Ребята, ваше мнение?”, каждый поднимает карточку – зеленую, если согласен с ответом, красную, если не согласен, желтую, если не знает правильного ответа. Заметим, что использование желтой карточки возможно, если учителю удалось установить с детьми доверительные отношения, и они не боятся признаться в своем непонимании, незнании или неумении выполнить то или иное задание. Скорее всего, с учеником, поднявшим желтую карточку, требуется индивидуальная работа.

Руки на парте”. Эта форма работы используется с целью, чтобы предупреждения возможного перехвата инициативы наиболее сильными учащимися в ходе устных упражнений. После того, как учитель задал вопрос, ученики обдумывают его, но рук не поднимают, даже если знают ответ. Учитель спрашивает того, кого считает нужным, и после того как ученик ответил, никак не комментируя его ответ, обращается к другому ученику с вопросами: “N, ты согласен?” После ответа “Да” или “Нет”, следует вопрос “Почему?”. В такой ситуации дети должны внимательно слушать ответы своих товарищей, чтобы иметь возможность грамотно их прокомментировать. Заметим, что эту форму работы целесообразно использовать, начиная с 7 класса.

Карточки”. Для этого вида работы нужен чистый тетрадный листок. Учащиеся подписывают его и складывают вчетверо – получается “карточка”. Устная работа проводится следующим образом: 1) учитель называет номер вопроса; 2) учащиеся записывают его на “карточке” в верхнем левом углу; 3) учитель задает вопрос (дает вычислительный пример); 4) учащиеся обдумывают ответ (вычисляют) и записывают его на “карточке” – крупно, так, чтобы его было видно издалека; 5) по просьбе учителя ребята поднимают “карточки”, а затем, по указанию учителя учащийся, давший неправильный ответ, объясняет, как он был получен. Как правило, в этот момент учащийся сам находит свою ошибку; 6) неправильный ответ исправляется. Затем по указанию учителя “карточка” переворачивается, и следующий ответ записывается на другой ее стороне. После того, как даны ответы на первые два вопроса, листок разворачивается в размер половины листа и перегибается так, чтобы чистое место оказалось снаружи. Там записываются ответы на следующие два вопроса. После этого листок разворачивают полностью и опять складывают его вчетверо, чистой стороной наружу. Здесь учащиеся, действуя таким же образом, записывают ответы еще на четыре вопроса. После этого листки сдаются учителю, который может проверить их и выставить оценки.

Такая форма работы одинаково эффективна для учащихся любой возрастной группы: неважно, выполняют ли школьники вычисления на уровне таблицы умножения или находят значения логарифмов, весь класс находится под контролем – каждый ученик вынужден принять участие в этой работе, не отвлекаясь на какие-то другие дела. В процессе контроля за подготовленностью учащихся учитель создает атмосферу доброжелательности при опросе, снижает темп опроса, предлагает примерный план ответа, разрешает пользоваться наглядными пособиями, стимулирует оценкой, похвалой.

Изучение нового материала.

При изучении нового материала очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Учитель делает это, опираясь, хоть и на небольшой, но все-таки жизненный опыт учеников.

– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему…
– Оказывается, вы много уже знаете, в вашей памяти уже многое хранится, значит, изучение этой темы будет не таким уж и сложным.

С 5-го класса учитель приучает учеников начитать свой ответ со слов: “Я думаю…”, “Я считаю…”, таким образом, подчеркивая его индивидуальность, старается “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия производительность труда, прибыль, кредит, проценты, площадь, длина горных выработок т.е те, которые напрямую связаны с нашим районом. Данные для условия задач ученики собирают сами. Эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера.

Урок можно начать и с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы “куб суммы (разности) двух выражений”. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить.

Урок можно начать также с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы “Сумма углов треугольника” в начале урока проведем мини-практикум: раздадим каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать.

Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

Учитель при изложении нового материала оказывает помощь учащимся с низкими образовательными результатами, соблюдая следующие правила:

  • Поддерживает интерес при усвоении темы.
  • Чаще обращается с вопросами, выясняя степень понимания им учебного материала.
  • Привлекает к высказыванию предложений при проблемном обучении.
  • Использует различные формы выделения наиболее важного материала

Закрепление изученного материала.

На этом этапе урока учитель не ограничивается только “нарешиванием” заданий из учебника, а применяет дифференцированный подход и создание ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы. Решению этой проблемы может служить обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в группе – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 группы разного уровня. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это даёт всем членам команды равные возможности в получении очков для своей группы. Позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой. Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма работы. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Самостоятельная работа учащихся.

Если говорить о самостоятельной работе школьников в процессе проведения урока, то ее значение трудно переоценить. В зависимости от этапа обучения, может быть организована в различной форме.

  1. Самостоятельная работа по образцу.
  2. Самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа. Ученику необходимо преобразовать исходные данные, переформулировать задачу, выбрать из известных способов решения подходящий, наиболее рациональный.
  3. Самостоятельная работа эвристического характера. От учащихся требуется выполнить перенос знаний или способов деятельности в необычную ситуацию.
  4. Самостоятельная работа исследовательского (творческого) характера. Выполняя такое задание ученики выдвигают гипотезы, проверяют их истинность, открывают для себя новые факты, свойства рассматриваемого объекта. Например, “Каким свойством должна обладать трапеция, чтобы четырехугольник, полученный последовательным соединением середин ее сторон был ромбом?”.
  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (используется копирка). Эту форму самостоятельной работы целесообразно применять при первичном закреплении. В ходе самостоятельной работы на уроке учащимся с низкими образовательными результатами даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Очень важно, когда в человека верят, но когда к этому прибавляется ещё и вера в себя, то тогда ему подвластны любые вершины.