Цель урока: Знакомство учащихся с внутренним устройством буддийского храма, традициями, поведения в нем, помочь осознать взаимосвязь культуры и религии.
Задачи урока:
- Воспитывающая: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
- Образовательная: узнать о назначении и устройстве буддийского храма, раскрыть понятие “Храм – дом Божий”, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий культуры религий.
- Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, инсценирование притчи, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия:
- Религия.
- Мировые религии.
- Храм.
- Будда.
- Пагода.
- Ступа.
Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, презентация, учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, иллюстрации .
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. Учитель здоровается. – Проверим
готовность к уроку. |
Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация ранее полученных
знаний. Вы, конечно, слышали, слова – церковь, мечеть, иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? – С чем связаны эти слова? (Все эти слова тесно связаны с верой в Бога.) |
Ученики слушают и обдумывают ответ на
вопрос. Религия – вера в Бога. |
– В нашей многонациональной стране исповедуются разные религии. – Как вы понимаете слово “религия”? – Какие религии называются мировыми? Почему? |
Буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Большинство людей в мире исповедуют эти религии. |
3. Опрос домашнего задания. (Православный храм.). | Ответы учеников. |
– Назовите самую распространенную религию в мире и в нашей стране, которой более тысячи лет. | – Православие. |
– Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили? – Что такое храм? – Для чего люди строят храмы? (Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может молиться, раскаиваться в своих грехах и просить о заступничестве.) – Чем отличается храм от церкви и собора? (Храм – от древнерусского слова “хоромы”, т.е. большой дом. |
– Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог. |
– Чего много в православном храме? – Что символизирует церковная свеча? |
– Свечей, икон. Свеча символизирует любовь верующего к Богу. |
4. Постановка темы и целей. Ребята, откройте учебники на стр.79 и Леонова Арина прочтет нам историю о мальчике. – О ком прочитала Арина?
|
Ученики следят за чтением, внимательно
слушают. – О Будде. |
– Что же необычного произошло в семье царя Суддходаны во время рождения сына? Найдите и прочитайте в учебнике. |
В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние. |
– В мире ежедневно рождаются тысячи детей и ничего сверхъестественного
не происходит. |
– Потому что родился Будда. |
– Кто такой Будда? По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества”. |
– Основатель буддийской религии. |
– Почему его называют Просветленным? Найдите слова в тексте и прочитайте вслух. |
– “Впервые он почувствовал полную свободу. Сиддхартха наблюдал восход солнца и смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Он стал Буддой – Просветленным. Ему открылись тайны Вселенной и законы человеческой жизни. Эту мудрость Будда старался передать людям. |
Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек. Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования. Формой существования буддизма стала – община монахов, которые читают проповеди. Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов. Главное в проповеди – терапевтический эффект. Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей. Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения. На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии. |
|
– А теперь прочитайте на листочках о
правилах поведения в буддийских храмах.
(Слайды 1, 2, 3, 4, 5). Частью буддийского храмового комплекса может быть пагода – многоступенчатая башня, состоящая из нескольких ярусов – этажей. (Слайды 6, 7, 8, 9 ). Ступа похожа на половину шара, на купол. “Ступа” – что значит “погребальный холм”. Строят из 3 частей – ступенчатого основания, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка– “дворец богов” – для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. (Слайды 10, 11, 12, 13). А теперь наглядно попробуем войти в буддийский храм. Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари. |
Ученики внимательно читают, затем по
одному ученику читают вслух. (Листочки лежат на партах.) |
А сейчас, инсценирование буддийской
притчи: “Будда и его отец”.
Автор: Баркова Анастасия Будда: Худяков Дмитрий Отец: Барков Андрей |
Ученики внимательно слушают. |
– А теперь, выскажите свои мнения, к чему может привести нетерпимость людей друг другу? |
Ответы учеников. – Могут обидеть друг друга, разругаться и больше никогда не увидеться, хотя в душе всегда будут переживать друг за друга. |
Подведение итогов – Какова главная тема сегодняшнего
урока? |
Ответы учеников. – Буддийский храм. |
Рефлексия. – А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения. |
На партах карточки с предложениями. |
Я узнал(а)__________________________ Я хочу узнать _______________________ Я был(а) удивлен тем, что_____________ Я хочу рассказать родителям__________ Для меня храм – это________________ – Обменяйтесь листочками с соседом по парте. |
По окончании работы карточки сдаются. |
Домашнее задание Стр. 82–84 прочитать, приготовить сообщение об исламе; вылепить из пластилина макет любого храма. |