Основы духовно-нравственной культуры народов России. Тема: "Войдем в буддийский храм". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: Знакомство учащихся с внутренним устройством буддийского храма, традициями, поведения в нем, помочь осознать взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

  • Воспитывающая: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
  • Образовательная: узнать о назначении и устройстве буддийского храма, раскрыть понятие “Храм – дом Божий”, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий культуры религий.
  • Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, инсценирование притчи, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

  • Религия.
  • Мировые религии.
  • Храм.
  • Будда.
  • Пагода.
  • Ступа.

Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, презентация, учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, иллюстрации .

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.

Учитель здоровается.

– Проверим готовность к уроку.
– Улыбнитесь друг другу.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация ранее полученных знаний.

Вы, конечно, слышали, слова – церковь, мечеть, иудаизм, Будда, мусульманин, Православие?

– С чем связаны эти слова?

(Все эти слова тесно связаны с верой в Бога.)

Ученики слушают и обдумывают ответ на вопрос.

Религия – вера в Бога.

– В нашей многонациональной стране исповедуются разные религии.
– Как вы понимаете слово “религия”?
– Какие религии называются мировыми? Почему?
Буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Большинство людей в мире исповедуют эти религии.
3. Опрос домашнего задания. (Православный храм.). Ответы учеников.
– Назовите самую распространенную религию в мире и в нашей стране, которой более тысячи лет.

– Православие.

– Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?
– Что такое храм?
– Для чего люди строят храмы?

(Предназначение храма состоит в предоставлении человеку места, где он может молиться, раскаиваться в своих грехах и просить о заступничестве.)

– Чем отличается храм от церкви и собора?

(Храм – от древнерусского слова “хоромы”, т.е. большой дом.
Церковь – означающее “дом Господа”, небольшой храм. Если куполов меньше трех, то это значит церковь.
Собор – русское слово, происходящее от слова “собираться”. Собор – большой храм, где собирается много людей.)

– Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.

– Чего много в православном храме?
– Что символизирует церковная свеча?
– Свечей, икон.
Свеча символизирует любовь верующего к Богу.
4. Постановка темы и целей.

Ребята, откройте учебники на стр.79 и Леонова Арина прочтет нам историю о мальчике.

– О ком прочитала Арина?
– О какой религии идет в рассказе речь?
– Назовите тему урока.

Ученики следят за чтением, внимательно слушают.

– О Будде.
– О буддийской религии.

– Что же необычного произошло в семье царя Суддходаны во время рождения сына? Найдите и прочитайте в учебнике.

В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние.

– В мире ежедневно рождаются тысячи детей и ничего сверхъестественного не происходит.
– Почему же все это произошло в семье царя Суддходаны?

– Потому что родился Будда.

– Кто такой Будда?
– Открыли рабочие тетради по ОРКСЭ, записали дату.
– Прочтите запись на доске, запишите себе в тетради.

По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества”.

– Основатель буддийской религии.

– Почему его называют Просветленным?

Найдите слова в тексте и прочитайте вслух.

– “Впервые он почувствовал полную свободу. Сиддхартха наблюдал восход солнца и смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Он стал Буддой – Просветленным. Ему открылись тайны Вселенной и законы человеческой жизни. Эту мудрость Будда старался передать людям.

Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек.

Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования.

Формой существования буддизма стала – община монахов, которые читают проповеди.

Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов.

Главное в проповеди – терапевтический эффект.

Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей.

Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

 
– А теперь прочитайте на листочках о правилах поведения в буддийских храмах.
  1. В буддийский храм нужно заходить с бокового входа, спокойно.
  2. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор.
  3. Обходить храм по ходу солнца, т.е. слева направо.
  4. При входе в зал надеть бахилы.
  5. Внутри зала можно спокойно посидеть на специальных скамьях.
  6. Не разговаривать громко, нельзя бегать и играть.
  7. Отключить мобильные телефоны, ничего не жевать.
  8. Если вы встретили монаха на территории буддийского храма, рекомендуется приветствовать полупоклоном.

(Слайды 1, 2, 3, 4, 5).

Частью буддийского храмового комплекса может быть пагода – многоступенчатая башня, состоящая из нескольких ярусов – этажей.

(Слайды 6, 7, 8, 9 ).

Ступа похожа на половину шара, на купол. “Ступа” – что значит “погребальный холм”. Строят из 3 частей – ступенчатого основания, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка– “дворец богов” – для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

(Слайды 10, 11, 12, 13).

А теперь наглядно попробуем войти в буддийский храм.

Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари.

Ученики внимательно читают, затем по одному ученику читают вслух.

(Листочки лежат на партах.)

А сейчас, инсценирование буддийской притчи: “Будда и его отец”.

Автор: Баркова Анастасия

Будда: Худяков Дмитрий

Отец: Барков Андрей

Ученики внимательно слушают.

– А теперь, выскажите свои мнения, к чему может привести нетерпимость людей друг другу?

Ответы учеников.

– Могут обидеть друг друга, разругаться и больше никогда не увидеться, хотя в душе всегда будут переживать друг за друга.

Подведение итогов

– Какова главная тема сегодняшнего урока?
– Что интересного вы узнали на уроке?
– что вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы учеников.

– Буддийский храм.

Рефлексия.

– А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

На партах карточки с предложениями.

Я узнал(а)__________________________

Я хочу узнать _______________________

Я был(а) удивлен тем, что_____________

Я хочу рассказать родителям__________

Для меня храм – это________________

– Обменяйтесь листочками с соседом по парте.
Узнайте его мнение.

По окончании работы карточки сдаются.
Домашнее задание

Стр. 82–84 прочитать, приготовить сообщение об исламе; вылепить из пластилина макет любого храма.