“Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский
Общепризнано, что усвоение школьного курса родного языка зависит прежде от уровня практического владения учащимся устной речью. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития.
Но в последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности и затрудняет общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.
Помимо всего, сложный комплекс речевых нарушений в большинстве случаев
откладывает отпечаток и на другие стороны психического развития ребенка:
– внимание у таких детей может быть неустойчивым нестабильным и
иссякающим;
– объем памяти может быть снижен по сравнению с нормой, а это приводит к
тому, что ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить
заданный материал;
– отмечаются особенности в протекании мыслительных операций.
Сотрудничество семьи и школы – важнейшая задача в процессе воспитания и обучения. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.
Поэтому в работе с родителями всю коррекционно-развивающую работу для получения эффективных результатов, целесообразно проводить по следующим направлениям:
Первое направление – ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях, о речевых особенностях своих детей, потребностях их развития и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности. (Приложение 1)
Второе направление – изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка. Сюда же входит выявление образовательных потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития через анкетирование. Т.е идет установка контакта с членами семьи учащихся, согласование воспитательных воздействий на ребенка.
Такая форма общения поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, а также наметить тактику общения с каждым родителем.
Третье направление – предполагает ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической работы в школе.
Четвертое направление – предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком. Участие родителей в организации коррекционно-развивающего пространства: изготовление поделок из различных материалов, рисунков, дидактических игр, участие родителей в подготовке праздников и пр.
Как правило, ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому я не стремлюсь к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам русского языка или чтению, а стараюсь максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Огромное значение на своих занятиях я уделяю дидактическим играм.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
- освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Т.е дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.
Однако я считаю, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития
интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо
придерживаться следующих принципов:
– правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры
посилен для всех детей;
– дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по
использованию;
– в игре должен принимать активное участие каждый ребенок, т.к. длительное
ожидание своей очереди снижает интерес к игре;
– подведение результатов игры должно быть четким и справедливым и должно
проводиться сразу по окончании игры;
– выделение достижений каждого ребенка во время игры, подчеркнув успехи
отстающих детей.
Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.
Для большей эффективности в достижении результатов своей работы при помощи дидактических игр, я решила привлечь к сотрудничеству родителей первоклассников, проведя анкетирование (Приложение 3) и консультацию на тему “Дидактические игры – как средства развития познавательной активности младших школьников”.
Посмотрев презентацию о роли дидактических игр на процесс коррекционного обучения (Приложение 5), родители стали спрашивать, где можно приобрести такие игры? А так как я ожидала такого вопроса, то показала им заранее приготовленную литературу, в которой были представлены рекомендуемые игры, с указанием цели и ее кратким описанием, и предложила самим изготовить подобные игры совместно с детьми.
После ознакомления с методической литературой, родители между собой договорились: кто и какую игру будет делать, приходили консультироваться по вопросам оформления игры, по значимости для процесса обучения, для определения целей и задач.
И через недолгое время коллекция дидактических игр логопедического кабинета начала пополняться. Игры были разного размера и оформления (Приложение 6).
Но именно это и было самым интересным! Но самое главное, что родители стали осознавать, что у них есть способности и таланты, а их дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство, со стороны взрослых. И если в начале года некоторых родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет ко мне с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.
Теперь на занятиях я стараюсь использовать только эти игры, в ходе работы с
которыми, решается ряд дополнительных задач:
– развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
– формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога,
целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную
задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
– формирование предпосылок обучения грамоте;
– профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Дети гордятся тем, что могут поделиться своими играми не только между собой, но и научить играть своих одноклассников. А родители берут игры домой на выходные дни, используют их в работе с детьми, тем самым имея возможность посмотреть оформление других игр, и обдумать создание новой игры (усовершенствовать свою или чужую).
Вывод.
Взаимодействие учителя – логопеда с семьей ученика – необходимое условие полноценного речевого развития, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Проанализировав проведенную работу, я поняла, что взаимодействие с семьёй подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь – контроль, который должен быть ненавязчивым, опосредованным. А результатом такого содружества становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года видимые речевые нарушения.
Список используемых источников.
Литература
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.– Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.: Астрель, 2005. – 127 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 – 240 с.
- Елецкая О. В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 180 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
- Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
- Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил
- Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: Айрис-пресс, 2007.– 17.
Интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/vzaimodeistvie-logopeda-i-roditelei-v-protsesse-korrektsionnoi-raboty-s-detmi