Продолжительность: 1 урок (45 минут).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, микро-групповая.
Цель урока: формировать умение обучающихся представлять информацию об объекте в виде числа.
Задачи урока:
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;
- совершенствовать навыки работы учащихся в программе “Калькулятор”;
- формировать информационную культуру обучающихся.
Образовательные:
- формировать представление о числе, как об информационном объекте;
- обучать умению представлять информацию об объекте в виде числа;
- формировать практический навык производить математические вычисления с помощью программы “Калькулятор”.
Воспитательные:
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать командный дух;
- воспитывать культуру речи,общения, самостоятельность.
Оборудование и оснащение: компьютер, проектор, экран, компьютеры обучающихся; программное обеспечение: MS Power Point, встроенная стандартная программа ОС Windows Калькулятор; пакет документов (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5); раздаточный материал: варианты заданий для проверочной и самостоятельной работы.
Межпредметная связь: математика.
Этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин).
1.1. Приветствие учителя и учеников.
1.2. Проверка присутствующих.
1.3. Порядок работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания (8 мин):
2.1. Проверка заданий в рабочей тетради (выборочно).
2.2. Проверочная работа в игровой форме по теме “Схема и карта”.
3. Изучение нового материала (12 мин).
3.1. Что можно выразить числом?
3.2. Компьютер и числа.
3.3. Калькулятор – устройство для вычислений.
3.4. Программа “Калькулятор”.
4. Закрепление нового материала (16 мин).
4.1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
4.2. Выполнение задания компьютерного практикума.
5. Физкультминутка: упражнения для глаз (2 мин).
6. Подведение итогов урока (3 мин).
7. Подача домашнего задания (2 мин).
8. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников: “Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что все вы пришли на урок с хорошим настроением?
Проверка присутствующих.
Сегодня нам с вами предстоит сделать очень много: сначала мы проверим, как вы усвоили тему “Схема и карта” и сыграем в игру “Поездка в метро”; потом познакомимся с новым информационным объектом – числом и новой компьютерной программой, которая пригодится нам для различных вычислений. Закрепим новый материал, выполнив задания в тетради и на компьютере. В завершение урока подведём итоги и запишем домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания и качества усвоения материала предыдущего урока
– Проверка заданий в рабочей тетради (выборочно) с разбором сложных вопросов. (Отмечаем учащихся справившихся с заданием на хорошем уровне).
– Проверочная работа в игровой форме по теме “Схема и карта” (возможно выполнение работы учащимися письменно, в соответствии с вариантом задания на заранее подготовленных бланках (Бланк под схему – Приложение 3) или устно у доски с демонстрацией маршрута на слайде вспомогательной презентации “Проверочная работа по теме Схема и карта” – Приложение 2. Кроме того, возможно организовать работу в группах). У всех учащихся раздаточный материал с предлагаемыми вариантами (Работа со схемой метро – Приложение 1):
Помните, на прошлом занятии мы с вами рассматривали схему московского метро? Предлагаю сейчас всем вместе составить схему маршрута (проговариваем путь следования и зарисовываем на доске схему-маршрут с помощью условных обозначений):
– Вариант 1: мы едем от станции метро “Войковская” до станции метро “Бауманская”;
– Вариант 2: мы едем от станции метро “Красные Ворота” до станции “ВДНХ”;
– Вариант 3: мы едем от станции метро “Кутузовская” до станции “Нахимовский проспект”;
– Вариант 4: мы едем от станции метро“Сокольники” до станции “Парк Победы”.
Ну что ж, молодцы! Здесь, пожалуй, мы с вами и закончим наше путешествие.
3. Изучение нового материала. (10 мин.) Презентация “Число”– Приложение 4 (Слайд 1)
Учитель. Сегодня мы продолжим с вами изучать информационные объекты и познакомимся с ещё одним способом представления объектов, на этот раз – в виде числовой информации. Тема нашего сегодняшнего занятия– “Число и программный калькулятор”.
Цель нашего урока – убедиться, что числовая информация (число) является информационным объектом. Выяснить, когда информацию об объекте лучше представлять в виде числа. Познакомиться с компьютерной программой Калькулятор и научиться использовать её.
3.1. Что можно выразить числом?
Учитель:
Числа играют большую роль в жизни человека и встречаются нам на каждом шагу в нашей повседневной жизни: выполнение классной и домашней работы, поход вмагазин, измерение размеров объектов – нигде нам не обойтись без числовой информации.
Давайте подумаем, что ещё мы можем с вами выразить числом, то есть представить в виде числовой информации?
Слайд 2
Сейчас вы наблюдали, как появлялись один за другим объекты на экране. Как вы думаете, что в этом случае обозначают числа, которые мы видим над объектами? (Ответ: порядковый номер объекта.)
Щелчок на слайде – появляется правильный ответ.
Щелчок на слайде: Объекты остались те же, но что в этом случае обозначает число под фигурной скобкой? (Ответ: сколько всего объектов, то есть их количество.)
Щелчок на слайде – появляется правильный ответ.
Раз мы можем представить количество объектов в виде числа, то, значит, при необходимости, мы можем над этими объектами совершать математические операции. Какие? (Ответ: сложение, вычитание, умножение, деление.)
Давайте разбираться дальше с вопросом “Что можно выразить числом?”.
Слайд 3: Всем вам известны эти персонажи из деревни Простоквашино. И текст газетного объявления, я надеюсь, тоже: “Пропал мальчик, глаза голубые, рост– метр двадцать, зовут – Дядя Фёдор. Родители его ищут”. Давайте подумаем, где в этом газетном объявлении спряталась числовая информация? (Ответ: рост – метр двадцать.)
Ну что ж, есть у меня на примете похожий мальчик (Щелчок на слайде) – и глаза у него голубые, и зовут его Дядя Фёдор. Что нужно сделать, чтобы убедиться, что это именно тот мальчик? (Ответ: надо его измерить.)
Сейчас мы нашего мальчика измерять будем (Щелчок на слайде.) Что скажете? (Ответ: это не тот мальчик, потому что он меньше ростом.)
А что ещё мы могли бы измерить в этом случае и выразить числом? (Ответы детей.) Щелчок на слайде.
То есть – размеры объекта или другие количественные характеристики объекта.
Слайд 4:
Продолжаем выяснять дальше “Что ещё можно выразить числом?”.
На что похожа эта картинка? (Ответ: на фрагмент карты.) Вы знаете, что Москва – столица нашей страны, самый главный город. Санкт-Петербург называют второй столицей, так как долгое время в России главным городом был именно он. Две столицы соединены дорогой, которая проходит через наш город. (Щелчок на слайде.)
Что мы выразили числом на нашей карте? (Ответ: расстояние между этими объектами.) (Щелчок на слайде.)
Слайд 5:
Идём дальше? У меня есть два мешка. В одном – килограмм ваты, в другом – килограмм золота. Что тяжелее? (Выслушиваем ответы детей. При необходимости проводим голосование.)
Конечно – это был шуточный вопрос, ну, а теперь продолжим наше исследование.
Слайд 6:
У меня есть два абсолютно одинаковых внешне чемодана, но вот вес этих чемоданов разный. Что я должна сделать, чтобы убедиться в этом? (Ответ: надо их взвесить.)
Щелчок на слайде. Взвесили и получили вот такие результаты.
Как мы записали вес объектов? (Ответ: с помощью чисел.)
Что мы теперь можем сделать, зная вес объектов? (Ответ: можем сравнить и определить какой из них тяжелее (легче) и на (во) сколько (раз).)
Щелчок на слайде: Соотношение между разными величинами.
Слайд 7:
Ситуация следующая: мы идём в магазин. Где в магазине мы можем столкнуться с числовой информацией? (Ответ: ценники на товары, кассовый чек, знаки на денежных купюрах, количество денег в кошельке.)
Щелчок на слайде: Стоимость товаров и услуг, заработная плата.
Кто из вас ходит в магазин за покупками? Как вы определяете, достаточно ли у вас денег на приобретение товара?
А теперь вспомним из математики задачи на движение. Внимание!
Слайд 8: (Просматриваем слайд до конца движения объектов.)
А причём же здесь числа? Что здесь можно выразить числом? (Ответ: скорость движения объектов.)
Слайд 9:
Наши объекты перемещались, причём с разной скоростью.
У какого из этих объектов самая большая скорость? (Ответ: самолёт.)
А кто движется медленнее всех? (Ответ: пешеход.)
Итак, мы с вами убедились, что числовая информация встречается нам на каждом шагу. С помощью чисел можно выразить очень многие свойства объектов. Исходя из этого, скажите – число является информационным объектом? (Ответ: да.) Все ли в этом убедились?
3.2. Компьютер и числа.
Слайд 10:
На уроках информатики мы учимся работать на компьютере. Он – наш помощник. С помощью компьютера мы создаём и обрабатываем тексты, графическую информацию, звуковую информацию, видеоинформацию. Но при этом мы помним, что вся эта информация храниться в памяти компьютера в виде данных. А данные – это что такое? (Ответ: данные – это закодированная информация.) То есть компьютер работает только с закодированной информацией, представленной числами. Существуют большие кодировочные таблицы для преобразования букв, цифр, цвета, звука в числовую информацию. Упрощённая таблица для представления различных цветов графических объектов имеется у вас в учебнике на странице 167.
3.3. Калькулятор – устройство для вычислений.
Слайд 11: Мы с вами выяснили, что некоторые свойства объектов мы можем представлять в числовом виде, что в дальнейшем позволит нам производить над ними необходимые математические операции. Для более качественных расчётов и, главное, в целях экономии времени, затрачивающегося на произведение этих операций, было придумано устройство, которое наверняка вам всем уже знакомо – это калькулятор.
Кто-нибудь из вас пользовался этим устройством?
Калькуляторов выпускается великое множество, все они очень разные по внешнему виду, но назначение у них одно – это устройства для вычислений.
3.4. Программа “Калькулятор”.
Слайд 12: В компьютере есть программа “Калькулятор”, которая, подобно обычному калькулятору, помогает справиться со сложными вычислениями. Посмотрите как выглядит эта программа. Те же клавиши-кнопочки с цифрами, что и на обычном калькуляторе для набора числовых данных. Есть кнопки, обозначающие математические действия: “+” – сложение, “- ” – вычитание, “/” – деление, “×” – умножение. Кнопка “=” – для получения результатов вычислений. Можно набирать данные, пользуясь кнопками на экране или использовать цифровые кнопки клавиатуры.
4. Закрепление нового материала (16 мин).
4.1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
А теперь давайте посмотрим, насколько понятной для вас оказалась информация, полученная на уроке и попробуем выполнить задания в Рабочей тетради.
(Выполняются заранее отобранные учителем задания (возможно выполнение некоторых заданий в устной форме. Работаем все вместе, поясняя сложные моменты.)
Рабочая тетрадь к учебнику № 2: стр.97 – задание № 1, 3, 5(а).
Молодцы!
4.2. Выполнение задания компьютерного практикума.
Ну, а теперь переходим к заданиям, выполняемым на компьютере. Вам необходимо заполнить таблички, используя для вычислений программу “Калькулятор”.
(Все вместе находим на компьютерах и запускаем программу “Калькулятор”. На рабочих местах заранее разложены карточки с заданием. (Образец заполняемой учащимися таблички – Приложение 5). Учитель комментирует, как надо выполнить задание, что должно получиться в итоге. Задание достаточно объёмное, поскольку рассчитано на разный уровень возможностей детей.)
5. Физкультминутка: упражнения для глаз (2 мин).
Молодцы! Неплохо потрудились. Заполненные вами карточки я проверю и выставлю отметки за работу на компьютере. А сейчас поможем нашим глазкам и дадим им немножко отдохнуть. (Выполняются упражнения для глаз)
6. Подведение итогов урока (3 мин).
Слайд 13:
Итак, что нового мы сегодня узнали?
- Число – это информационный объект?
- Что можно выразить числом?
- С помощью каких ключевых слов можно сравнивать числовые данные?
- Что может выполнять программный калькулятор?
Объявление отметок за работу на уроке.
7. Подача домашнего задания (2 мин).
Слайд 14:
1) прочитать материал по теме “Число и программный калькулятор” и ответить на вопросы в конце параграфа;
2) в рабочей тетради выполнить задания № 2, 3, 5(б), 7.
8. Итог урока.
Слайд 15:
“Урок окончен. Молодцы! Спасибо за работу на уроке!”