Цели урока: повторение и обобщение изученного материала путём решения комбинированных задач; развитие познавательного интереса к математике.
Задачи: Слайд 2. Презентация
Образовательные:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
- Умение применять полученные знания при решении задач.
- совершенствовать навыки решения разнообразных задач по использованию формул арифметической и геометрической прогрессий;
- применять свои знания в практических ситуациях;
- расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач;
Развивающие:
- развивать математический кругозор, мышление, математическую речь;
- Развитие умения слушать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; воспитывать чувство прекрасного;
- Воспитание активного желания работать до конца.
- Привития внимания, чувства ответственности, самоконтроля.
- формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе;
Оборудование:
- Листы с текстами задач.
- Карточки с самостоятельной работой.
- Таблица результатов по самостоятельной работе.
Тип урока: отработка умений и навыков, применение знаний при решении комбинированных задач.
Форма проведения: личное соревнование с использованием презентации.
Эпиграф урока. Слайд 3. Презентация
“Прогрессио – движение вперёд”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
Какой ответ?
Задание. Слайды 4-5. Презентация.
Задача очень непроста:
Как сделать, чтобы быстро
От единицы и до ста
Сложить в уме все числа?
Пять первых связок изучи,
Найдешь к решению ключи!
Давным-давно сказал один мудрец,
что прежде надо
Связать начало и конец
У численного ряда.
1) 5000; 2) 4949; 3) 5050; 4) 5151.
III. Сценка.
Легенда о шахматной доске (инсценировка) Слайды 6-8. Презентация
Действующие лица:
- Автор;
- Раджа Шерам;
- Раджа Садху;
- Сета (мудрец)
- Казначей;
- Слуга.
Автор: Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания. Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных в ней положений.
(Индусский царь Шерам играет в шахматы со своим другом, раджой Садху).
Раджа Садху:
Вся в квадратах – белых, чёрных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Раджа Шерам:
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Интересная игра!
Раджа Садху:
…Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперёк и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Возвышается король.
Раджа Шерам:
Тут герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать!
Раджа Садху: Я теперь знаю, что ферзь – сильная шахматная фигура. Оказывается 5 ферзей способны держать под обстрелом все свободные поля доски. Это великолепно.
Раджа Шерам: О, многоуважаемый Садху. А знаешь ли ты кто придумал эту игру? Я тебя сейчас с ним познакомлю. Слуги, позовите сюда моего подданного Сету.
(К трону повелителя подходит скромно одетый мудрец).
Раджа Шерам: Я желаю достойно наградить тебя за прекрасную игру и готов исполнить самое смелое твоё желание. Проси что хочешь.
(Сета молчал).
Раджа Шерам: Не робей. Выскажи своё желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
Сета: О, властелин наш. Велика доброта твоя. Я прошу выдать за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую (в 2 раза больше) – 2 пшеничных зерна, за третью (в 2 раза больше) 4 пшеничных зерна, за четвёртую ( в 2 раза больше) – 8 и т.д.
Раджа Шерам: Эй, казначей, повелеваю выдать изобретателю его ничтожную награду. – Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию. Но знай, что просьба твоя не достойна моей щедрости. Слуги вынесут тебе твой мешок пшеницы. (Обращаясь к казначею). А ты, казначей, пересчитай каждоё зёрнышко, чтобы не было сомнений в том, что я честно с ним расплатился.
(Сета улыбнулся и стал дожидаться у ворот дворца. Вельможи продолжают играть в шахматы).
Раджа Шерам: (слуге) Эй, слуга, позови-ка мне казначея!
(Вбегает расстроенный казначей).
Раджа Шерам: Скажи – ты выплатил положенные зёрна Сете за его прекрасные шахматы?
Казначей: О, раджа, нужного количества зерна в закромах не оказалось! Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли.
Раджа Шерам: Как? Почему? Ведь мы собрали хороший урожай зерна .
Казначей: Я произвёл расчёты и они оказались печальными: (на клетках шахматной доски). Вот количество зёрен, которые нужно положить на клетки.
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 |
256 | 512 | 1024 | 2048 | 4096 | 8192 | 16384 | 32768 |
65536 | 131072 | ||||||
Из легенды об изобретателе шахмат, которая гласит, что изобретатель шахмат Сета попросил у индусского царя Шерам за своё изобретение столько пшеничных зёрен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в два раза больше, т. е. 2 зерна, на третью – ещё в два раза больше, т.е. 4 зерна, и т.д. до 64-й клетки. Одно из домашних заданий заключалось в том, чтобы посчитать современными способами и записать, сколько зёрен должен был получить изобретатель шахмат?
S64 = 264 – 1 = 18 446 744 073 709 551 615.
18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда (биллиона) 709 миллионов 551 тысяча 615.
Это число 18 446 744 073 709 551 615. (Читается: 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615).
Современники сказали бы так:
S64 = 1, 84•1019 – стандартный вид данного числа.
Если бы индусскому царю Шерам удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный результат, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.
Если желаете представить себе огромность этого числа, то прикиньте какой величины амбар потребовался бы для вмещения всего количества зерна.
При высоте амбара 4 м и ширине 10 м длина его должна была бы простираться на 300 000 000 км, - т.е. вдвое дольше, чем от Земли до Солнца.
Раджа Шерам: Да-а-а, я не силён в математике. Видно надо брать уроки математики.
“Так о чём же, ребята, пойдёт сегодня речь?”
IV. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 9-13. Презентация.
Конечно о прогрессиях. Но встретим мы её в комбинированных нестандартных задачах. Сегодня мы должны обобщить и систематизировать знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, а также вспомнить, насколько математика может быть занимательной. Нам предстоит поработать и с формулами, вспомнить, как решаются уравнения и строятся графики, посадить “волшебное дерево” и услышать исторические факты, решить задачу и написать тест.
В то время пока двое подсчитывают суммы, следующий ученик комментирует решение и находит ошибку в решенном неравенстве:
x2+ х(-1-1/2-1/4-…) – 8 < 0,
Имеем в скобках сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии, которая равна S=1/(1-1/2)=2, и тогда неравенство приобретает вид
x2 -2x -8 <0.
Рассмотрим функцию у = x2 -2х -8. График парабола, “ветви” вверх, т.к. а=1, 1>0.
Нули функции: -2. 4
Построим параболу схематично:
Ответ (-2; 4)
Вопросы к формулам Слайд 11. Презентация
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Формулы | |
|
V. Активизация изученного материала.
Великому Эйнштейну приходилось делить время между политикой и уравнениями. Он говорил: “Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Слайды 12 -14 . Презентация
3. Итак, уравнение, содержащее прогрессию.
x2 -3 |х | = 2+1+0,5+…
Решение: S = = 4.
Уравнение приобретает вид x2 - 3 |х | - 4=0.
1) Если х 0, то x2 -3х – 4 =0. Его корни 4 и -1;
х= -1 не удовлетворяет условию х 0.
2) Если х < 0, то x2 +3х – 4=0. Его корни -4 и 1;
х=1 не удовлетворяет условию х < 0.
Ответ: 4; – 4.
4. Построить график функции:
у = .
Решение. 1 + sin300 + sin2 300 + sin3 300 +... = + … – сумма
бесконечно убывающей геометрической прогрессии, т.к. q=1/2.
S = =2.
Функция приобретает вид: 1) у = х +2, если х > 0. 2) у = х – 2, если х < 0.
Область определения х 0. У доски работают 2 ученика, каждый строит свою часть графика.
5. Логическая задача. Слайд 15. Презентация
Волшебное дерево, первоначальная высота которого 1 м, каждый день увеличивает свою высоту в 2 раза. При этом через 36 дней оно “достанет” до Луны. Через сколько дней оно достало бы до Луны, если бы его высота в начальный момент времени была 8м?
Решение: через 33 дня. Один день – 2 м. Два дня – 4 м. Три дня – 8 м. 36-3=33 дня.
«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь», - говорил Д. Пойа
Задача 1. Слайд 16-19. Презентация
Последовательность чисел а1, а2, а3,… является арифметической прогрессией. Известно, что а1+а5+а15=3. Найти а5+а9.
Решение.
Запишем а5=a1+ 4d, а9= a1+ 8d; а15=a1+14d
По условию 3a1+18d=3, и нужно найти 2a1+12d.
Получаем 3(a1+6d)=3, то a1+ 6d =1. Тогда
2a1+12d.= 2(a1+ 6d)= 2.1= 2.
Ответ: 2.
Задача 2
Числа а, в, с, d является последовательными членами геометрической прогрессии. . Известно, что а+ d =10, аd =7. Найти в3+ с3.
Решение
Решая систему уравнений
Из симметрии условия задачи ясно, что достаточно рассмотреть любой из двух вариантов, поскольку ответ не зависит от выбора варианта. Рассмотрим, например, случай
а=5+3; d =5-3.
Обозначив величинойq знаменатель прогрессии, имеем
аd =7; а аq3=7;
q3=.
Преобразуем выражение
в3+ с3=а3q3+ а3q6= а3q3(1+ q3)= а3.(1+)=(а2+7)=
((5+3)2+7)=.(25+18+7+30)= (5-3)(50+302)
=250-150+150-180=70.
Ответ: 70.
Задача 3.
Найти сумму .
Решение.
Прежде чем найти данную сумму, вычислим 9+99+999+...+.
Sn = (10-1) +(102-1) + (103-1)+…+ (10n-1)= (10+102+103+ …+ 10n)-n;
Sn = ;
Sn = -n= ;
Тогда =(10n+1-10-9n)
Ответ. (10n+1-10-9n).
Задача 4.
Найти семнадцатый член арифметической прогрессии, если сумма ее членов с нечетными номерами с третьего по двадцать девятый (включительно) на 13 меньше суммы членов с четными номерами со второго по тридцатый.
Решение.
Запишем равенство а3+ а5+…+ а29= 13+ (а2+ а4+…+ а30).
Найдем сумму S29-S2= а3+ а5+…+ а29
а3= а1+2d,
тогда S29-S2=
Найдем сумму S30-S1=а2+ а4+…+ а30
S30-S1=
Подставим в равенство полученные суммы
13a1+208d=13+ 14a1+224d;
Отсюда - ( a1+16d) =13, а a1+16d= - 13.
Ответ. – 13
VI. Физминутка.
VII. Самостоятельная работа.
Слайд 15. Презентация.
Следующий тест позволит проверить вашу готовность к нему по теме “Прогрессии”. (Текст теста по вариантам).
Решается тест в тетради, записывается номер ответа на карточку, тесты сдаются и выполняется проверка по коду. Привожу пример теста.
VIII. Подведение итогов.
Слайд 21-22. Презентация
Итак, сегодня мы в нестандартных комбинированных заданиях обобщили и систематизировали знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, , поработали с формулами, вспомнили, как решаются уравнения и строятся графики, встретились с занимательной математикой и посадили “волшебное дерево” при решении занимательной логической задачи, услышали исторические факты, решили задачу и написали тест. (Итоги подводят ученики)
IX. Выставление оценок.
За работу с формулами и тестом каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают те, кто был активен на уроке.
X. Домашнее задание.
Слайд 23. Презентация
- Мама предложила сыну на выбор два варианта: давать ему ежедневно на карманные расходы в течении месяца по восемь рублей или дать в первый день 50копеек, зато в следующий на 50 копеек больше, в следующий еще на 50 копеек больше и так далее в течении месяца. Какой вариант выгоднее для сына, если мама с сыном договаривается на апрель? На март?
- Найдите значение выражения: (12+32+52+…+1992) – (22+42+…+2002)
- Решите уравнение: 1+4+7+…+х =176
- Найти сумму
- Найти девятнадцатый член арифметической прогрессии, если сумма ее членов с нечетными номерами с девятого по двадцать девятый (включительно) на 14 больше суммы членов с четными номерами с восьмого по тридцатый.