Урок "Из истории письма" для 1–2-го класса с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Цель урока: познакомить с историей письма как одним из видов письменной речи, показать, что писание письма самый распространённый вид речевой деятельности каждого грамотного человека.

Задачи урока.

  • развивать речь детей;
  • развивать внимание, память, интерес;
  • расширить словарный запас вежливых слов и словарный запас для общения на расстоянии;
  • воспитывать интерес к истории своей Родины;
  • показать, какое значение имеет в жизни человека переписка;
  • закрепить знания о домашнем адресе, фамилии, имени, отчеству:
  • учить правильно оформлять конверт, чтобы письмо дошло до адресата, грамотно и точно писать адрес.
  • воспитание уважения к профессии почтальона.

Оборудование:

  • конверты на каждого ученика;
  • марки почтовые;
  • картинки с изображением различных видов транспорта;
  • карточки с заданием.

Ход занятия

Оргмомент.

Логопед.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Работа по теме.

Логопед. Какие технические средства позволяют людям общаться на расстоянии.

Ответы детей.

Логопед. Кто знает, как общались люди, когда не было телефонов, интернета.

Ответы детей.

Логопед. Сегодня мы будем путешествовать во времени, совершим путешествие в то историческое время, когда не было современных технических видов связи, не было телефонов, таксофонов, спутников. Какие волшебные виды транспорта вы знаете?

Логопед. Полетим мы сегодня на ковре-самолёте. Закройте глаза и представьте, что наш ковёр поднял нас высоко над землёй. Не открывая глаз, расскажите, что вы видите внизу.

Ответы детей.

Логопед. Пора приземляться. Откройте глаза. Начинается наше путешествие по истории. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.

Во время путешествия мы будем отгадывать кроссворд.

Послушайте загадку.
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.

Дети. Письмо. (Слайд 3)

Логопед. Правильно. По вертикали под цифрой 2 впишите слово “письмо”.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Ведь письмо помогает общаться в тех случаях, когда они далеко друг от друга и не могут поговорить. А ещё письмо может преодолевать время. Не зря говорят: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Благодаря сохранившимся древним записям учёные смогли не только узнать, как люди жили раньше, но и понять, как и когда они научились писать. В разных странах люди жили по-разному, поэтому и письменность у них получилась неодинаковая.

Давным-давно и букв-то никаких не было. Как договориться о встрече? Как сообщить о важном? Сохранилось предание, что во время войны одно племя направило своим врагам такое послание: лягушку мышь, птицу и пять стрел. Долго думали мудрецы, что бы это значило? Но не зря звались они мудрецами, разгадали смысл “письма”. Вот что оно означало: “Если вы не умеете прыгать по болотам, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то будете осыпаны нашими стрелами”.

В древности жители Перу (страна в Южной Америке) пользовались письмом кипу: на палочку крепились разноцветные верёвочки с узелками. (Слайд 4). Мы и сейчас говорим “Завязать узелок на память…”.

Индейцы – ирокезы придумали письмо вампум: (слайд 5) на пояс прикреплялись ракушки разного цвета и размера. Цвет ракушек, их количество и расположение передавали содержание послания.

Иероглифы (слайд 6) придумали в Египте и Китае тысячи лет назад. Египтяне называли своё письмо божественной речью. Они верили, что искусство письменности даровано им богом мудрости.

Письма люди стали писать очень давно.

Древние египтяне писали кисточкой и чернилами на папирусе. Его изготавливали из тростника, произрастающего по берегам реки Нила. Тростник так и называли – папирус. (Слайд 7)

Один царь решил создать в своей столице городе Пергаме большую библиотеку. Папирус должны были привезти из Египта. Но египетский царь, опасаясь. Что новая библиотека будет богаче Александрийской, запретил продавать папирус. Тогда в Пергаме придумали новый материал для письма – особенным образом обработанную кожу телят и овец. Этот прочный материал так и стали называть – пергамент. (Слайд 8)Края шкуры обрезали, и получался ровный лист. На пергаменте писали с обеих сторон особыми чернилами, которые прочно впитывались в кожу. На нём были написаны тысячи книг для пергамской библиотеки. Но пергамент стоил дорого. Поэтому и книги представляли большую ценность. В библиотеках такие книги прикрепляли к столам цепями.

В древности на Руси для письма использовали бересту (слайд 8) – мягкую часть коры берёзы, на которой острой палочкой выцарапывали буквы. При раскопках было найдено очень много таких берестяных грамот. В Новгороде археологи нашли письмо на бересте: их писали друг другу новгородцы ещё в десятом веке. Такие письма учёные называют берестяными грамотами.

История почты тесно связана с историей письменности. С зарождением последней информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер.

Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос. Но человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым.

Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, (слайд 9), позднее конные (слайд 10). В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.

Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей. (Слайд 11) Ведь в прошлом не было телефонов, радио, самолётов, а известие надо было доставить быстро. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии.

Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные. В те времена могли говорить: “Statio posita in…”, что означало “станция, расположенная в таком-то месте”. От латинского слова posita вероятнее всего произошло слово post — “почта”. (Слайд 12)

Для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей, что обуславливало длительное время доставки. Так, известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 км.

В VII веке возникла хорошо организованная регулярная почтовая служба. Существовавшие к тому времени почтовые связи стали ещё более развиты. Почтовые курьеры имели особые знаки отличия, чтобы их можно было распознать издалека. Им выдавались специальные таблички, своеобразные удостоверения, которые вешались вокруг шеи и через плечо с помощью жёлтых лент. (Слайд 13).

Трара-ра-ра! Скорей, скорей,
Летит карета сред полей!
Клубится пыль со всех сторон,
Трубит весёлый почтальон!
Рожок сверкает как огонь —
Труби по-громче почтальон.
Трара-ра-ра! Скорей, скорей,
Летит карета сред полей!
Не торопитесь! Всё раздам —
Несите письма по домам,
И письма и пакеты
Посылки и газеты.

Немецкая народная песня (пер. Б. Кисина)

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. (Слайд 14)

О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс. (Слайд 15)

В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

В 1874 году на I Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий единый почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года — Всемирный почтовый союз). В 1878 году была заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.

В 1875 году на конгрессе Всемирного почтового Союза был утверждён праздник – Неделя письма. Он проводится в октябре каждого года. Неделя письма – праздник не только почтальонов, но и всех людей. (Слайд 15)

Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит.
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.

(С.Маршак)

На разных видах транспорта перевозятся письма. Посмотри на картинки, и назови эти виды транспорта.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Руки в стороны – в полёт (Дети бегут по кругу на носочках, руки в стороны)
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, (Поворот через правое крыло)
Левое крыло вперёд, (Поворот через левое крыло)
Полетел наш самолёт. (Бег расставив руки в стороны.)

Но как оказываются вместе те письма, которые нужно доставить в одно и то же место? Из почтового ящика (слайд 16) письмо отвозят на почту. Там их сортируют машины-сортировщики, т.е. раскладывают письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Машины-сортировщики считывают с конверта не весь адрес, а только почтовый индекс. (Слайд 17)

Посмотрите на конверты, которые лежат у вас на столах. Индекс пишется в левом нижнем углу конверта. В индексе – шесть цифр. Первые три цифры обозначают область или город. Три другие цифры – почтовое отделение. Даже в одном городе они разные. Мы живём в городе Саратове, поэтому первые три цифры 410. Посмотрите на конверты, которые лежат у вас на столах. Запишите первые три цифры индекса, а номер почтового отделения узнаете дома у мамы.

На конверте обязательно указывается улица, номер дома и номер квартиры, фамилия, имя и отчество человека, кому адресуется письмо. Человек, который получает письмо, называется получатель или адресат. (Слайд 18)

Также на конверте указывается обратный адрес, т. е. адрес того, кто отправляет письмо. Человек, который отправляет письмо, называется отправитель. (Слайд 19)

С помощью письма осуществляется общение на расстоянии. Важным признаком письма является наличие в нём обращения, подписи.

Сейчас на конвертах вы запишете свой адрес. (Адрес отправителя).

Сначала записываем название города, в котором мы живём.

Потом пишем название улицы, номер дома, номер квартиры и фамилию, имя, отчество того, кто пишет это письмо.

Пальчиковая гимнастика.

Что принёс нам почтальон? (Сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. (“Шагают” пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету. (На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)
В бандероли – две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.

Писание писем – самый распространённый вид речевой деятельности каждого грамотного человека, тренировка в умении связано и чётко излагать свои мысли, передавать чувства.

Когда мы хотим написать письмо знакомому, другу или близкому человеку, то берём чистый лист бумаги красивый конверт. На него можно наклеить не простую, а какую-нибудь особенную марку, с изображением бабочки, птицы, машины. (Слайд 20).

(На столах образцы различных марок, которые дети могут рассмотреть и потрогать руками). Такой конверт с письмом – как маленький праздник, который мы можем в любой момент подарить другу. Однако так было не всегда.

Давайте вспомним, как называлась кора берёзы для письма? (береста)

Как называлась выделанная кожа для письма? (пергамент).

Но даже после того, как бумага стала обычной, случались времена, когда и простой конверт для письма найти было нелегко. Например, на войне. Рвутся на поле боя снаряды, свистят пули, грохочут гусеницами танки, воют в небе самолёты, где уж тут найти время для письма. Сражаться надо! (Слайд 21). Но стихнет бой, настанет передышка в сражении, сядет солдат в окопе, достанет из кармана листок, маленький карандаш и напишет письмо своей маме: “Дорогая мама, не волнуйся за меня. Я жив и здоров. Не бойся, со мной ничего плохого не случится!” напишет, а конверта нет. Да и почтового ящика поблизости не видно. Где его взять в чистом поле? Сложит солдат своё письмо треугольничком, (слайд 22), напишет прямо сверху адрес, да так и отдаст другому солдату – почтальону. А уж тот доставит его куда надо. Так было во время последней большой и кровавой войны, которую люди назвали Великой Отечественной, ведь солдаты на ней защищали от врагов – фашистов свою Родину, своё Отечество. Получит мама солдата треугольное письмецо, развернёт и заплачет от радости. Жив её сынок, пишет. Ничего не было дороже для её тогда таких простых писем – треугольников. И в этом году наша страна, и всё цивилизованное человечество будет отмечать 65-летие победы в этой страшной войне. Во многих семьях сохранились такие письма – треугольники как бесценная память о самых близких людях, как напоминание о тяжёлых днях войны. (Слайд 23).

Существуют некоторые правила написания письма.

Письмо надо писать по определённым правилам. К взрослым или малознакомым людям часто обращаются со словами “уважаемый”, “дорогой”. К близким людям – родителям, родственникам, друзьям – можно начинать со слов “родной”, “дорогой”, “милый”, “любимый”.

Завершается письмо словами прощания – “До свидания”, “До скорой встречи”, “С уважением”, “С дружеским приветом”.

Когда наступают всенародные праздники, у почтальонов прибавляется работы. Это потому, что и взрослые, и дети спешат поздравить друг друга с праздником и пожелать всего хорошего. Несмотря на то, что в поздравительных письмах встречаются повторяющиеся выражения, всё же для каждого адресата нужно найти особые слова и пожелания, чтобы порадовать того, кому адресовано поздравление.

Как ты думаешь, зачем люди поздравляют друг друга с праздником? В каких случаях ещё пишут поздравительные открытки?

В наше время встречается немало людей, которые считают, что письма писать не обязательно.

Зачем утруждать себя лишний раз, если можно поговорить по телефону , послать телеграмму или SMS-сообщение. Разделяешь ли ты это мнение?

Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой живут далеко друг от друга.

Письма многих писателей, художников, учёных, собранные в специальные книги, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чём думали, что их волновало.

В письмах с фронта запечатлена история нашего народа, нашей Родины.

Письма – бесценное свидетельство времени. Их нужно собирать и бережно хранить. Письма к родным и близким – выражение вашего внимания, заботы, любви. Вот почему писем так ждут, переживают, когда их долго нет. На все полученные письма надо обязательно аккуратно отвечать. Задерживать ответ или не ответить на письмо невежливо. Писать надо чётким, разборчивым почерком.

Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
Их приносит почтальон,
С толстой сумкой ходит он.

(В. Степанов)

(Слайд 24).

Профессия почтальона всегда была уважаемой. При встрече с почтальоном люди спешили снять шляпы, приглашали в дом, угощали чаем. Почтальона ждали как самого дорого гостя.

И почтальону приятно и интересно работать, когда в его сумке письма с хорошими известиями и поздравлениями.

Ждёт письмо мой старший брат.
Я журналу буду рад.
Папа ждёт газету.
Где же взять всё это
Принесёт нам это он –
Наш знакомый почтальон.

(В. Нищеев).

Нам почтальон принёс такое послание. “Вот вам телеграмма от гиппопотама” (К. Чуковский).
Повтори сначала медленно, потом быстро. “Вот вам телеграмма от гиппопотама” (К. Чуковский).

Вот и закончилось наше путешествие. Почтальон подарит каждому из вас марку и конверт.

Домашнее задание.

  • Нарисуй красивую марку и приклей её на конверт.
  • Напиши письмо другу, сказочному герою или бабушке.
  • Подпиши конверт (индекс, адрес получателя и адрес отправителя).
  • На следующем уроке состоится конкурс красивой марки, красивого конверта и интересного письма.

Закрепление.

– Как совершенствовалась система связи? (разложи карточки по порядку). Карточки находятся в конвертах.

Перестукивание, скороходы, почтовые голуби, почта, сигнальные флажки, телеграф, радио, телефон, Интернет.

– Что означает выражение “Сорока на хвосте принесла”?

– Как ты думаешь, что изобретут в будущем для связи?

Использованная литература.

  1. Речь. Речь. Речь. Под ред. Ладыженской Т.А.
  2. Нищеева Н.В. “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”. Санкт-Петербург “Детство-Пресс” 2005.
  3. Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва. 2005.
  4. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. Москва. 2006.
  5. Иолтуховская А.В. Ура! Я иду в школу.
  6. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Русский язык. От игры – к знаниям. Москва 2008.
  7. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 увлекательных игр и занятий для детей 5-8 лет. Москва 2008.
  8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО” 2003.

Презентация