Олимпиада Сочи-2014. В цифрах, числах, задачах

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8


Класс: 6.

Тип урока: комбинированный, сочетание различных форм учебных, познавательных видов деятельности и технологий, обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока: урок-соревнование, эстафета.

Цель урока: создание условий для формирования универсальных познавательных действий

Задачи урока:

образовательные:

  • Ознакомление учащихся с уникальным наследием “Олимпийские Игры. Сочи – 2014”.
  • Понимание полученной информации.
  • Вовлечение учащихся в различные виды деятельности.
  • Актуализировать опорные знания и умения.
  • Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся при решении задач.
  • Сформировать познавательные действия, необходимые при решении задач.
  • Повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Прививать навыки беглого счета, интерес к предмету через применение нетрадиционных форм работы.

развивающие:

  • Мотивация на дальнейший поиск информации и интерес к спортивным играм.
  • Развить приёмы логического мышления: сравнения, анализа, синтеза и подведение под понятие.
  • Формировать познавательный интерес к предмету через практическую деятельность.
  • Создание позитивного эмоционального состояния.
  • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.
  • привитие интереса к математике; формирование навыков общения, умения работать в коллективе. Самостоятельности мышления, любознательности.
  • Развивать коммуникативные и рефлексивные умения учащихся через организацию индивидуальной, групповой и коллективной работы на уроке.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину на примерах известных спортсменов.
  • Создать условия для формирования универсальных познавательных действий.
  • Развивать логическое мышление, математическую зоркость.

воспитательные:

  • Побуждение школьников к занятию спортом.
  • Воспитание толерантности.
  • Воспитание в духе взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игре.
  • Воспитывать целеустремлённость.
  • Воспитывать у детей основы здорового образа жизни; дружелюбное отношение друг к другу.

Формирование УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах и следовать им.
  • Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать состав числа. Уметь составлять задачи по схемам и рисунку. Уметь правильно оформлять решение задачи. Умение читать числа

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель урока. Работать по коллективно составленному плану. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Метапредметные связи: история, русский язык, информатика, география, биология, физкультура.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная презентация, плакаты с олимпийской символикой,карточки с заданиями для работы в группах,раздаточный материал.

План урока: Длительность урока – 80 минут.

  1. Организационно-мотивационный момент – 5 мин.
  2. Приветствие, посадка, организация внимания, объявление темы урока.

  3. Актуализация знаний, представление команд, зачитывание подготовленных сообщений – 25 мин.
  4. Ответы учащихся на вопросы ранее изученных тем.

  5. Представление мини-проектов “Олимпиада в цифрах” – 10 мин.
  6. Команды представляют результаты исследовательской деятельности (стенгазеты, плакаты, презентации)

  7. Решение задач с олимпийской тематикой – 30 мин.
  8. Учащиеся работают в группах, выполняют упражнения самостоятельно с последующей проверкой, учитель видит, как каждый ученик и класс вцелом справились с заданием.

  9. Подведение итогов урока. Рефлексия – 10 мин.
    Учитель подводит итог урока, объявляет оценки, задаёт домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

– Начало урока; установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

Цели для учащихся:

– сконцентрировать и организовать внимание, снять эмоциональное напряжение, активизировать готовность к учебной деятельности;

Цели и задачи для учителя:

– создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке; включить всех учащихся в работу

Способ организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.

Деятельность педагога: Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Садитесь, примите удобное положение.

Начинаем наш урок, а он у нас не совсем обычный. Все вы, наверное, знаете, что в 2014 году у нас в России, в городе Сочи пройдут 22 Зимние Олимпийские Игры. Подготовка к данному уроку, как и к самой олимпиаде, была проведена заранее, ребята были разбиты на группы и получили домашнее задание: выбрать цвет кольца, свой талисман и пояснить выбор.

Итак, встречайте 5 команд, они сами себя представят.

Деятельность детей: Учащиеся принимают удобную позу, делают дыхательные упражнения и настраиваются на работу.

  • Представление команд. Учащиеся зачитывают сообщения по выбранным темам.

1 команда “Голубого кольца” (капитаны представляют свои команды) (Слайд 1)

Изначально символами Олимпийских игр были только эмблема— пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти стран света в олимпийском движении, и олимпийский огонь. Понятие “олимпийский талисман” официально было утверждено в 1972 году. Талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, которое отражает особенности культуры принимающей страны и символизирующее ценности современного Олимпийского движения.

Мы выбрали кольцо голубого цвета – цвета Европы, а нашим талисманом мы выбрали Белого мишку. За полярным кругом в ледяном иглу живет белый мишка. В его доме все сделано изо льда и снега: снежный душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом, а его друзья – тюлени и морские котики – с удовольствием наблюдают за его победами. Теперь они вместе устраивают соревнования по этим видам спорта, и долгой полярной ночью им некогда скучать!

2 группа “Чёрного кольца” (Слайд 2)

Мы выбрали кольцо чёрного цвета – цвета Африки, а нашим талисманом мы выбрали Зайку. Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на “отлично”, помогать маме в семейном ресторанчике “Лесная запруда”, но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать.

Быстрее, выше, сильнее!!! Этот девиз Олимпийских игр был принят в 1920 году “Жаркие. Зимние. Твои” – такой девиз был озвучен накануне наступления 500 дня до старта игр в Сочи.

Олимпийская клятва – это один из обязательных ритуалов Олимпийских игр. Первоначально легенда гласит, что Зевс устроил первые соревнование по бегу на могиле своего отца, чтобы отпраздновать свою победу над Кроносом. Именно тогда появилась традиция произносить олимпийскую клятву. Издревле клятва чести произносилась спортсменами у алтаря Зевса на стадионе в Олимпии.Позднее с возрождением олимпийских игр возникла идея восстановить клятву в 1913 году были предложены новые слова клятвы Пьером Кубертерном. С 1920 года слова клятвы стали обязательными. Чести произнести Олимпийскую клятву удостаивается лучшие спортсмены той страны, в которой проводятся соревнования, с трибуны, установленной на олимпийском стадионе около знамени своей страны.

3 группа “Красного кольца” (Слайд 3)

Мы выбрали кольцо красного цвета – цвета Америки, а нашим талисманом мы выбрали Леопарда. Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на самой высокой скале в заснеженных горах Кавказа. Он всегда готов прийти на помощь и не раз спасал расположенную неподалеку деревню от лавин. Леопард – прекрасный сноубордист, он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый нрав, он не может жить в одиночестве и очень любит танцевать.

4 группа “Жёлтого кольца” (Слайд 4)

Мы выбрали кольцо жёлтого цвета – цвета Азии, а нашим талисманом мы выбрали Лучика. Лучик прилетел на Землю с планеты, где всегда жарко. Его путешествие было полно приключений. Когда он приземлился, то увидел, что на Земле все по-другому, не так, как на его родной планете. Своей янтарной кожей, искорками в огромных глазах и волосами как языки пламени Лучик очень сильно отличался от землян. Но эти различия были только внешними. Чем больше жители Земли и Лучик узнавали друг друга, тем больше понимали – они одинаковые. Люди научили Лучика кататься с гор на лыжах, лыжным гонкам и биатлону.

Зажжение Олимпийского огня – один из главных ритуалов на торжественном открытии Олимпийских игр. Его доставляют из Олимпии эстафетой к месту проведения игр лучшие спортсмены мира. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Свет Олимпийского огня символизирует чистоту, совершенствование, борьбу за победу, мир и дружбу.

5 группа “Зелёного кольца” (Слайд 5, 6)

Мы выбрали кольцо зеленого цвета – цвета Австралии, а нашим талисманом мы выбрали Снежинку. Снежинка прилетела на Землю с ледяной планеты. Ее кожа была белой и прозрачной, как первый снег, а сама она выглядела как снежный кристаллик. Вместе с Лучиком они придумали абсолютно новые для землян виды спорта – керлинг на колясках и следж-хоккей на льду. Благодаря спорту Лучик и Снежинка поняли – они не другие, они – спортсмены с невероятными возможностями, добрые и преданные друзья. Один из самых узнаваемых элементов дизайна игр в Сочи — лоскутное одеяло — будет использовано на церемонии открытия Олимпиады.

2. Представление мини-проектов “Олимпиада в цифрах”.

Теперь команды представят олимпиаду в цифрах

Олимпиада пройдет с седьмого по двадцать третье февраля 2014 года.

1 команда “Голубого кольца” (Слайд 7) цифры, цифры. (Слайд 8)

2 команда “Чёрного кольца” (Слайд 9,10)

Эстафета Олимпийского огня станет самой протяженной и самой продолжительно за всю историю проведения этих соревнований. С 7 октября 2013 года (Москва) по 7 февраля 2014 года (Сочи), Олимпийский огонь преодолеет более 40 тысяч километров, посетит все столицы республик, областей и округов, общее количество которых составляет 83 единицы. Общее число факелоносцев должно составить порядка четырнадцати тысяч человек.

3 команда “Красного кольца” (слайд 11)

Стоимость билетов на олимпиаду в Сочи.

4 команда “Жёлтого кольца” (слайд 12)

На сочинской Олимпиаде будет разыгрываться 98 комплектов наград. Борьба за олимпийские медали пройдет в 15 зимних видах спорта. Общее количество изготовленных медалей для Олимпийских игр — 1 300 штук. Золотая медаль на олимпийских играх – это высшая награда, неоспоримое доказательство того, что спортсмен самый лучший на сегодняшний день во всем мире. Тот, кто получил золотую медаль, навсегда вписал свое имя в историю мирового спорта.

Первая в мире золотая медаль была изготовлена в 1894 гору. Она была выработана из серебра и покрыта 6 граммами золота. Диаметр медали был не более 6 см. Самыми ценными были награды первых официальных ОИ, они были полностью из золота. Последний раз медали из чистого золота были использованы в 1912 году в Стокгольмской олимпиаде. Самые тяжелые золотые медали весили 567г, и были изготовлены для олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. По международному законодательству медаль не может иметь меньше 6 гр золота, нанесённых на серебреную основу. Так, на последних летних олимпийских играх, которые проходили в Великобритании, золотая медаль дизайнера Дэвида Ваткинса, которую отчеканил Королевский монетный двор, была весом 375-400 г, но золота в ней было около 1%. Золотая медаль последних зимних ОИ, что проходили в Ванкувере (Канада) весила 500 г., но вмещала в себя золота те же 6г.

5 команда “Зелёного кольца” Сравним удорожания Олимпиад по мере строительства, начиная с 1988 года. (Слайд 13) Таким образом, олимпиады, в среднем, дорожали в ходе строительства примерно в два раза. При этом зимние Олимпиады дорожали меньше, чем летние.

3. Решение задач с олимпийской тематикой.

Формы организации работы:

– коллективная, индивидуальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

– правильно отвечать на поставленные вопросы.

Цель для учащихся:

– научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение.

Цель для педагога:

– создать познавательное эмоциональное состояние;

– использовать групповую форму организации учебной деятельности учащихся.

Методы организации работы:

– дифференцированный подход в обучении; групповая рефлексия; учитывать индивидуальные и личностные особенности учащихся при организации групповой работы.

Формы организации работы: дифференцировано-групповая.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

– успешное решение задач, удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной активности учащихся:

– групповая работа, дискуссия, рефлексия результатов групповой работы.

1 этап. Эстафета Олимпийского огня.

Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. По традиции олимпийский огонь зажигают в Греции, откуда его доставят в Москву в ночь с 6 на 7 октября 2013 г.   Эстафета олимпийского огня начала свой путь по России 7 октября в Москве.

Задание группам: ответ – значение данного числового выражения.

1 группа “Голубого кольца”

Сколько дней продлится эстафета олимпийского огня?

377:29·25-202=123

2 группа “Чёрного кольца”

Через сколько населенных пунктов пройдет эстафета олимпийского огня?

245:7·93-355=2900

3 группа “Красного кольца”

Сколько регионов Российской федерации охватит эстафета олимпийского огня?

322:23·25-267=83

4 группа “Жёлтого кольца”

Какова протяженность маршрута Эстафеты олимпийского огня в России, если она на 20000км больше длины предыдущего рекорда в 45000 км, который прошел в 2010 году на зимних олимпийских играх в Ванкувере? (65000 км)

5 группа “Зелёного кольца”

За сутки с факелом в руке спортсмены пробегают 150 км. Какое расстояние они пробегут за неделю? (1050 км)

2 этап.

Деятельность педагога: Контроль выполняемых заданий.

Деятельность детей:

Каждая группа выполняет задание.

– После выполнения представитель группы записывает решение на доске. Ребята из других групп проверяют правильность решения, при необходимости вносят коррективы, а также записывают решения других задач в тетрадь

– Оценивают собственные знания, делают выводы,

Деятельность педагога: Контроль усвоенных знаний.

Создание эмоционального настроя на работу, снятие статического и эмоционального напряжения.

Древние говорили, что в здоровом теле здоровый дух. Каждый урок – это напряжённая работа, чтобы сохранить на уроке работоспособность и здоровье, я предлагаю провести физкультурную минутку. Мы выполнили 5 упражнений и оценку 5 на этом этапе урока заработали все. МОЛОДЦЫ!!! Думаю, что и оставшуюся часть урок мы будем работать только на отлично. Задания командам. (Слайды 14,15,16,17,18)

4. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. (Слайд)

Деятельность педагога:

Предлагаю подвести итоги вашей работы на уроке. Домашнее задание – составить не менее трёх задач на олимпийскую тематику. Предлагаю учащимся вопросы для рефлексивного анализа своей деятельности на уроке и продуктивности работы групп. (Лист самооценки ученика в ходе урока)

Деятельность детей: Каждый учащийся заполняет лист самооценки. Капитаны, выслушивая мнение ребят, заполняют карточку оценки работы учащихся в группе. Заслушиваются ответы учащихся.

Награждение победителей.

Учитель: Пришло время подведения итогов. Наибольшее количество баллов набрала команда …

1 место – золото: ______; 2 место – серебро: __________; 3 место – бронза: _________

Рефлексия.

Каждая Олимпиада – это открытие новых талантов, это захватывающая бескомпромиссная борьба, это новые мировые рекорды, а с ними и новые познания о возможностях человека.

Каждая Олимпиада – это большая и ничем не заменимая школа спорта, прекрасная возможность общения и обмена опытом между лучшими спортсменами мира.

Хочется верить, что Олимпийские игры останутся большим спортивным состязанием, где действует только один закон: побеждает лучший, но без ненависти, без предрассудков, без деления по расовому признаку!

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.sovsport.ru/sochi/talismans/
  2. http://www.newstube.ru/media/sochi-2014-v-cifrax-istoriya-zimnix-olimpijskix-igr
  3. http://re-actor.net/facts/7419-interesting-facts-about-olympic-games-2014.html
  4. http://www.newstube.ru/media/sochi-2014-v-cifrax-istoriya-zimnix-olimpijskix-igr
  5. http://yurayakunin.livejournal.com/712768.html – А. Соколов
  6. http://videouroki.net/

Использованы материалы учителей: Гусева Любовь Петровна, Воракуто Ирина Ивановна, Кильдеева Ирина Владимировна, Кузнецова Татьяна Алексеевна, Круглова Н.И., Антонова С. Ю. Купавская Г.Ф. СБОРНИК ИЛЛЮСТРАЦИЙ Олимпийский урок №1,2. “ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ВИДАХ СПОРТА для классных руководителей общеобразовательной школы”.

ОЛИМПИЙСКИЙ УРОК НАСЛЕДИЕ ИГР “CОЧИ 2014” МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для классных руководителей общеобразовательной школы, ОАО “Ростелеком” – телекоммуникационный партнер программы образования “Сочи 2014”.

Презентация