Урок по основам православной культуры по теме "Россия – наша родина". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Дидактическая цель: создать условия для качественной организации восприятия нового материала.

Тип урока: “Урок – проект”.

Задачи

– образовательная: понять, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют.
– развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;
– воспитывающая: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средство обучения: презентация (приложение).

Оборудование:

– Учебник А.В.Кураев “Основы православной культуры” 4-5 класс системы “Школа России и “Перспектива”.
– Компьютерная презентация.
– Карточки для самостоятельной работы.
– Карточки – помощницы.

Слайд 1

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сегодня на уроке основы православной культуры вас ждёт очень интересная и увлекательная работа.

Слайд 2

Учитель. Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

Мы уважительно называем нашу страну Отечество, потому что наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родина, потому что родились и живём в ней.

Слайд 3

Учитель. Назовите тему нашего урока.

Дети. Россия – наша Родина.

Учитель. Что такое окружающий мир

Дети. Это – живая и неживая природа, люди и вещи, которые окружают нас.

Учитель. А куда можно отнести знания, которые мы получаем, картины, музыку?

Дети. (Дают свои ответы.)

Учитель. И вот тут дети задумались. Сегодня у нас необычный урок, а урок – проект.

Почему я предлагаю метод проекта?

Существует проблема – К какому миру нужно отнести знания, музыку, . Эту проблему можно решить путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.

Понимание этого вопроса нам необходимо в дальнейшем обучении.

Эту проблему вы будете решать самостоятельно в ситуации выбора и должны составить карточку – помощницу.

Сегодня на уроке будут работать 4 группы. За первым столом дети выполняют роль “Аналитиков”, за вторым столом – “Экспериментаторы”, 3 стол – “Конструкторы”, 4 стол – “Испытатели”.

Учитель. Можем ли мы уверенно сказать, что знания, музыка – это окружающий мир?

Дети. Нет..

Учитель. А как вы думаете, какой это мир?

Дети. Ответы детей.

Учитель. Мир , окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. В духовном мире есть свои дороги . Они называются традициями. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? Высказываются все, а “Аналитики” выбирают главное.

Дети. “Аналитики” Мы должны понять: Что такое духовный мир. Что такое традиции.

III. Формирование темы и целей деятельности.

Учитель. Ещё раз назовите тему урока.

Слайд 5

Дети. Россия – наша Родина..

Слайд 6

Учитель. На доске записаны этапы проектной деятельности:

  1. Обдумывание проекта и составление плана (выполняют “Аналитики”).
  2. Разработка составных частей проекта (выполняют “Эксперты” и “Аналитики”).
  3. Конструирование карточки – помощницы (выполняют “Конструкторы”).
  4. Испытание (выполняют “Испытатели”).

Следуя этим этапам, мы должны составить карточки – помощницы для понимания: что такое духовный мир и что такое традиции.

– Какие цели поставим перед собой?

Дети. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на карточки – помощницы, понять значения слов “духовный мир”, и “Традиции”.

Учитель. Высказываются все, а “Аналитики” выбирают главное.

Дети. “Аналитики” Мы должны понять: Что такое духовный мир. Что такое традиции.

Учитель. А моя цель, как учителя – помочь применить ваши знания для достижения цели.

IV. Подготовительный этап.

Учитель. Обращаю внимание на доску. Она разделена на части в зависимости от предполагаемого вида деятельности.

Экспериментальная
лаборатория
Сборка
 
Площадка
 испытателей

Слайд 7

V. Разработка составных частей проекта и конструирование карточки – помощницы.

Учитель. Возвращаемся к нашей проблеме. Что такое духовный мир? Какие будут предложения? Высказываются все, а “Аналитики” выбирают главное.

Дети. Знания, которые получают дети в школе. Они учат нас доброму, хорошему.

Картины художников, музыкальные произведения, все предметы в школе – это духовный мир и др.

“Аналитики”. Мы считаем, что знания, книги, музыка, картины – это духовный мир человека.

Учитель. Теперь работают “Экспериментаторы”. В экспериментальной лаборатории пробуем найти доказательства сказанных слов.

“Экспериментаторы”. У доски один из детей читает стихотворение о Родине.
Слушаем музыку (весёлую и грустную).
Рассматриваем картину.

Учитель. Какие чувства возникают у вас, прослушав это стихотворение, музыку, увидев картину?

Ответы детей.

Учитель. Теперь работают “Конструкторы”. Вам нужно составить карточку – помощницу по этому примеру .

“Конструкторы”. Литературное чтение – даёт нам что-то новое и важное.
Музыка – создаёт настроение .
Картины – радуют глаз.

Учитель. “Аналитики”, подтвердите слова “конструкторов”.

“Аналитики”. Все произведения нас чему – то учат, создают настроения, радуют глаз..

Учитель. Теперь работают “Испытатели”. Они получают учебник. Открывают страницу, читают правило и доказывают, что знания этого правила – духовный мир человека.

Иллюстрация (мальчик уступает девочке место) Докажите, что это духовный мир человека.

Учитель. Давайте проверим. Откройте учебник на странице 4.

Прочитайте самостоятельно от слов “Духовный мир…” до второго абзаца на стр. 5.

Дети читают учебник.

Учитель. Что же является духовным миром человека?

Ответы детей.

Учитель. А как еще называют этот мир?

Дети. Мир культуры.

Учитель. Приведите свои примеры.

Ответы детей.

Учитель. Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким. Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет “Основы духовно-нравственной культуры народов России” для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важные для каждого человека.

Слайд 8

Учитель. Как вы понимаете слово “традиции”?

Дети. Ответы детей.

Учитель. “Аналитики”, а что вы скажите?

“Аналитики”.

Учитель. Традимция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Учитель. Теперь давайте заглянем в лабораторию.

Слайд 9

“Экспериментаторы”. Новый год – наряжают ёлку.
Пасха – красят яйца.
Большая беда – помощь людей.

“Конструкторы”. Традиция – общие действия разных народов, добро справедливость.
И записывают т на доске в части “Сборка”.

Слайд 11

Учитель. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции.

“Испытатели”. 9-е мая. –
Пост. –

Приведите свои примеры.

Слайд 12

Учитель. Прочитайте о традициях на странице 5. Что нового вы узнали?

VI. Самостоятельная работа.

Учитель. А теперь проверим, как работает карточка – помощница. Сейчас самостоятельная работа. У нас три варианта. На столе лежат карточки с вопросами. На зелёной карточке – простой вопрос, на синей – сложнее, а на розовой – самый трудный . Каждый из вас самостоятельно выбирает себе карточку и отвечает на вопросы.

Учитель. Проверьте самостоятельно свою работу.

На экране правильные ответы.

Кто не допустил ошибок? Кому помогла карточка – помощница?

VII. Самоанализ проектной деятельности.

Рефлексия.

Учитель. А теперь давайте подведём итоги. Ответьте на вопросы

– Я узнал(а) ……..
– Мне понравилось .......
– Мне бы хотелось …….
– Интересным было ……
– Трудно было …….
– Я работал(а) на уроке …….

Учитель.

Как вы оцените себя.
Мы все хотим узнать, друзья?
Бывает так – не всё усвоил,
Придётся книгу вновь открыть.
И почитать ещё немного,
Чтоб тему эту не забыть.
А если сразу всё ты понял,
И знаешь всё ты на зубок.
В других хороших добрых книжках
Получишь новый ты урок.

VIII. Домашнее задание.

Учебник стр. 4–5 прочитать.

Учебник стр. 4–5 и первое задание.

Составить свои примеры к пониманию “Духовный мир” и “Культурные традиции”.