Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Учитель: Добрый день!

Сегодня у нас необычный урок и начать его хочется необычно. Например, со стихов. (Слово представляется одному из учащихся, хорошо декламирующему стихотворения.)

Ученик читает, выделяя голосом определенные слова:

  1. Много дум я в тишине продумал,
    Много песен про себя сложил,
    И на этой на земле угрюмой
    Счастлив тем, что я дышал и жил.
  2. Пел и я когда-то далеко
    И теперь пою про то же снова
    Потому и дышит глубоко
    Нежностью пропитанное слово.
  3. Несказанное, синее, нежное…
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя – поле безбрежное –
    Дышит запахом меда и роз.

Учитель: Вы, конечно, узнали автора этих отрывков – знаменитого поэта Сергея Есенина. Те, кто слушал внимательно, обратил внимание, на то, что некоторые слова особенно выделялись. Какие это были слова?

Ученики: дышит, дышал.

Учитель: Правильно. Определив эти слова, вы назвали тему нашего занятия – “Дыхание”. (работа со слайдом 1 в Презентации, текст слайда открывается по ходу беседы.)

Какова цель нашего урока, исходя из этой темы?

Ученики: познакомиться с процессом дыхания.

Учитель: Правильно. Но на одном уроке узнать все о дыхании у нас не получится. Давайте попробуем ограничить круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим, определим план нашего занятия и сформулируем задачи урока. Итак, о чем мы всегда начинаем говорить на первом уроке по любой теме?

Ученики: Зачем нужна человеку эта система органов, каково ее значение?

Учитель: Итак, первый пункт плана урока: “Значение дыхания”. А о чем нам нужно узнать в первую очередь, говоря о системе органов?

Ученики: Какие органы входят в эту систему.

Учитель: Второй пункт нашего плана: “Органы дыхательной системы”. Третий вопрос, с которым мы сегодня познакомимся: “Газообмен в легких и тканях”. Мы определили вопросы урока и приступаем к первому. Скажите, а зачем человеку дышать? Организуется беседа на основе ответов учащихся, приходят к выводу, что дыхание необходимо, чтобы окислять органические вещества пищи и вырабатывать энергию для процессов жизнедеятельности.

Учитель: Процесс дыхания в организме человека идет в три этапа: внимание на слайд. (работа со слайдом 2, запись в тетради этапов дыхания). Мы приступаем к рассмотрению второго вопроса нашего плана. Чтобы познакомиться с органами дыхательной системы, я предлагаю вам воспользоваться “подсказками” – слайд 3 или раздаточным материалом – и разгадать кроссворд:

Вопросы к кроссворду читает учитель, обучающиеся работают в парах, заполняя ответы на листочках:

  1. Главный процесс дыхания. (Газообмен.)
  2. Легочные пузырьки. (Альвеолы.)
  3. Орган голосообразования. (Гортань.)
  4. Дыхательная трубка, состоящая из хрящевых полуколец. (Трахея.)
  5. Воспаление гайморовых пазух. (Гайморит.)
  6. Оболочка легких. (Плевра.)
  7. Орган, в котором происходит разделение дыхательной системы и пищеварительного тракта. (Носоглотка.)
  8. Ветвящиеся дыхательные трубки из хрящевых колец. (Бронхи.)
  9. Главный орган дыхательной системы. (Легкие.)
  10. Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полость. (Диафрагма.)

После выполнения задания организуется фронтальная проверка работы.

Учитель: Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть. И наша физкультминутка тоже будет связана с темой занятия. Прошу всех встать. (Один из учеников помогает учителю, показывая движения зарядки.)

Физкультминутка.

Глубоко вдохнули
Руки вверх
Потянулись за руками
Левая – вдох
Правая – выдох

Руки на пояс
Повернулись влево – вдох
Вправо – выдох

Положили правую руку на грудную клетку
Глубоко вдохнули
Выдохнули

Положили правую руку на область диафрагмы
Глубоко вдохнули
Выдохнули
Руку опустили

Глубоко вдохнули
Наклон вперед – выдох
Поднялись. Присаживаемся.

Учитель: Продолжаем нашу работу. Итак, какое слово, зашифровано в выделенном столбике?

Учащиеся: математика!

Учитель: Раз математика, пожалуйста – задача! (Слайд 4)

Учащиеся совместно, с помощью калькулятора решают задачу и называют ответ: 150 м2.

Учитель: Кто скажет, с чем можно сравнить такую площадь? (Ответ на вопрос вспомнят ребята, занимающиеся футболом.) Но, оказывается, футбольное поле может иметь разную площадь, в зависимости от матчей. Организуется работа с раздаточным материалом:

Длина футбольного поля: минимум – 90 метров, максимум – 120 метров;

Ширина футбольного поля: минимум – 45 метров, максимум – 90 метров;

Требования к размерам футбольных полей, претендуемых на проведение международных матчей, более жесткие:

Длина футбольного поля: минимум – 100 метров, максимум – 110 метров;

Ширина футбольного поля: минимум – 64 метра, максимум – 75 метров;

Размеры футбольного поля, рекомендуемые международными футбольными организациями следующие:

Длина футбольного поля – 105 метров;

Ширина футбольного поля – 68 метров.

В результате беседы делается вывод о большой поверхности легких, которая необходима для выполнения основной функции – газообмена между воздухом атмосферы и кровью нашего организма.

Учитель: А ответить на третий вопрос плана урока нам поможет задание из тестов ЕГЭ. (Слайд 5)

Учащиеся: Газообмен в альвеолах; кровь отдает углекислый газ и забирает кислород, из венозной превращается в артериальную.

Учитель: Помочь ответить на последний вопрос задания нам поможет опыт. Ученик показывает опыт растворения в воде марганцевокислого калия. Организуется беседа по объяснению увиденного. В ходе беседы учитель обращает внимание на концентрацию вещества в стакане, на понятие молекулы, давление молекул и подводит учащихся к термину “диффузия”. В наших легких и тканях идет подобный процесс: кислород и углекислый газ стремятся туда, где меньше давление, по принципу диффузии. (Слайд 6)

Учитель: А теперь подошло время вспомнить, о чем мы говорили на занятии и закрепить полученные знания. Организуется самостоятельная работа с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ Слайдов 7 и 8. После выполнения проводится самопроверка и самооценка.