Цели урока:
- способствовать усвоению орфографического правила “Буквы Е-И в корнях с чередованием;
- обеспечить усвоение понятий: опознавательный признак орфограммы, условия выбора гласных Е-И в корнях с чередованием;
- закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий с помощью современных сервисов Web2.O : документ, рисунок Диска Google;
- совершенствовать умение аналитически мыслить и аргументировать выбор правильного ответа;
- формировать умение работы в группе: слушать других, выполнять роли в соответствии с ролью, доносить свою точку зрения до других, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебник (УМК): Образовательная система “Школа 2100” Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В. Текучёва. Русский язык. 5-й класс.
Оборудование: учебник, нетбуки, учительский компьютер, проектор, программа управления классом, документ и рисунок диска Google(разработанные и созданные учителем на основе поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”) Wi-fi с выходом в сеть Интернет, экран, тесты, (разработанные и созданные учителем на основе поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Актуализация опыта.
Учитель читает строки посвящения к поэме “Руслан и Людмила” и предлагает детям вспомнить, из какого произведения А.С.Пушкина этот отрывок (Приложение 1).
Затем учитель задаёт вопросы классу:
- Чем нам интересны произведения А.С.Пушкина?
- Только ли на уровне содержания нам интересны его произведения?
- Может ли великий поэт научить нас в совершенстве владеть языком?
Выслушав ответы, сообщает, что к тексту поэмы будут не раз обращаться в течение урока, а затем ответят на эти вопросы ещё раз.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель обращает внимание детей, что урок русского языка проводится в кабинете информатики, поэтому предстоит групповая работа на нетбуках с документом диска Google. Группы были сформированы заранее по желанию детей, а также распределены роли: “оператор”, “генератор идей”, “оратор”.
Учитель предлагает открыть вкладку первого документа диска “Google” и внимательно прочитать задание, комментирует его, отвечает на вопросы детей: необходимо вставить пропущенные буквы в слова, выделив их красным цветом. (Приложение 2)
После того, как дети справились с заданием, учитель просит открыть следующую вкладку и сравнить свой результат с результатом другой группы.
3. Осознание и формулирование проблемы
Затем обращает внимание детей на то, что они заметили. Спрашивает, какие вопросы появились. Каждая группа задаёт тот вопрос, который им непонятен.
Примерные вопросы, которые могут возникнуть в группе:
- Увидели разное написание слов. Кто из нас прав?
- А как писал эти слова А.С.Пушкин? Какое правило он использовал?
- Есть ли правило, объясняющее выбор той или иной гласной в слове?
- Почему написание некоторых слов у нас не совпадает?
Вопросы фиксируются на доске, чтобы к ним можно было обратиться в течение урока. После того, как учитель выслушал ответы детей, формулируется тема урока, которая записывается учителем на доске, а детьми – в тетради. (Правописание букв Е-И в корнях с чередованием). Учитель обращает внимание на то, что к данному виду работы вернутся в конце урока.
II. Планирование учебных действий.
Учитель задаёт вопрос : “А что для этого нам нужно сделать?”. Дети вместе с учителем планируют дальнейшую работу, составляя план действий.
План действий:
- Нужно познакомиться с новой орфограммой.
- Научиться применять её, объясняя условия выбора орфограммы.
- Видеть слова с чередованием гласных Е-И в корнях, находить их в предложении и тексте.
III. Поисково-исследовательский этап:
1. Построение знаний
1. Выбор методов исследования
Учитель обращается к детям с вопросом: “Что нам необходимо сделать, чтобы решить поставленные вопросы?”
Учащиеся предлагают записать слова и сравнить их написание, выделить морфемы в словах, выдвинуть гипотезу, почему они так пишутся (гипотеза после корня суффикс а – пиши И, нет суффикса – пиши Е). Интересуются, а есть ли ещё корни, в которых тоже происходит подобное чередование.
2. Сбор информации
Подтверждение гипотезы находим в учебнике, анализируя таблицу на стр. 124 Ученики убеждаются в том, что есть ещё корни с чередованием и приходят к выводу, что их нужно запомнить. Чтобы проверить свои предположения, обращаются к правилу учебника на стр. 124, составляя к нему вопросы в группе, которые затем классу задаст “оратор”.
3. Организация информации
Учитель обращается к детям, с предложением ответить на “Интересные вопросы” (Приложение 3) и подумать, не содержат ли они подсказок, помогающих лучше запомнить орфограмму. В ходе фронтальной беседы ученики задают вопросы друг другу и отвечают на них
“Интересные вопросы”
Формулировки подсказок:
1. Ира Ерой быть не может.
2. Правило ослика
4. Построение объяснения
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и поделиться своими наблюдениями. Ученики делятся своими выводами, сделанными на основе анализа и обобщения содержания вопросов, формулируют способы-подсказки написания слов.
5. Побуждение к постановке вопросов, углубляющих понимание условий выбора букв Е-И.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение 565, формулируют ещё один способ-подсказку, связанную с видом глагола.
6. Формулирование выводов
Учащиеся приходят к выводу, что выбор гласные Е-И в корнях с чередованием связан с видом глагола: сов.в. Е, нес в. -И, ещё раз проговаривая способы проверки таких слов.
7. Физкультминутка. Тренажёр для глаз
IV. Практический этап.
1. Работа с рисунком Диска “Google” (Приложение 4)
Учитель просит открыть рисунок во вкладке и поясняет задание: необходимо распределить все словосочетания на две группы (проверяемые гласные корня и гласные в корнях с чередованием), с помощью мышки перетащить словосочетания в нужный столбец. Учащиеся приступают к его выполнению в группе. Учитель наблюдает за работой групп за своим компьютером с помощью программы управления классом, не вмешивается в ход работы. После выполнения задания, дети сравнивают свои результаты с результатами других групп. Затем правильный вариант учителем проецируется на экран, происходит коррекция знаний детей, делаются выводы, проговаривается орфограмма, указывается опознавательный признак и условия выбора орфограммы
2. Тест, предполагающий самостоятельную работу, связанную с нахождением в предложении слов, в которых есть корни с чередованием. (Приложение 5)
Учитель комментирует задание, объясняет условия выполнения, предлагает работу для 2-х вариантов. Нужно выписать слова из предложений, где в корне происходит чередование гласных. Задание осложняется тем, что в него включены слова, в которых есть корни с чередованием на ранее изученную орфограмму “ Гласные О-А в корнях с чередованием”. Тест составлен на основе поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.
3. Взаимопроверка
Учитель предлагает обменяться тетрадями и проверить работу друг друга с учётом предложенных ответов-ключей, Дети оценивают работы, выполняя взаимопроверку. Учитель анализирует ошибки, поясняет их.
IV. Рефлексия.
1. Обращение к шаблону первого документа диска “Google” (Приложение 2).
Учитель обращает внимание на шаблон и просит ещё раз проверить написание слов и прокомментировать ошибки, допущенные группами при выполнении данного задания в начале урока.
2. Ответы на вопросы:
- О какой орфограмме вы сегодня узнали много нового?
- Было ли вам трудно на уроке?
- Что показалось интересным?
- Почему нужно читать книги?
- Могут они научить нас грамотно писать?
V. Д/з. Написать творческую работу “Уроки А.С. Пушкина”.
VI. Учитель: Всего доброго, спасибо за урок.