Предмет: экономика 6 класс.
Вид урока: урок-изучение нового.
Учащиеся уже знают/умеют:
- Умеют с помощью учителя формулировать тему урока;
- Умеют самостоятельно формулировать цель урока;
- Умеют планировать ход деятельности с помощью учителя;
- Умеют с помощью учителя искать и отбирать необходимую информацию;
- Умеют с помощью учителя формулировать определения различных понятий.
Предметные ожидаемые результаты: учащиеся должны знать\уметь
- Объяснять понятие «налога»;
- Перечислять и понимать смысл федеральных, региональных и местных налогов;
- Перечислять и понимать смысл элементов налога
- Доказывать необходимость налогообложения
Метапредметные ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь
- Анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
- Самостоятельно организовывать и планировать ход деятельности;
- Организовывать поиск и отбор необходимой информации;
- Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;
- Самостоятельно организовывать работу в команде
Личностные ожидаемые результаты: учащиеся должны понимать
- необходимость полученных способов мышления (анализ, синтез, сравнение и обобщение) и работы в команде для дальнейшего обучения.
Краткое описание предметного содержания урока: Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговый кодекс РФ. Налоги выплачиваются физическими и юридическими лицами в федеральный, региональный и местный бюджеты. Федеральные налоги и сборы: НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, НДФЛ (налог на доходы физических лиц),социальные выплаты, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Региональные налоги:Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги:земельный налог, налог на имущество физических лиц. Элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период. Из бюджета налоги распределяются на: социальную политику, национальную экономику, здравоохранение и спорт, образование и культуру, национальную безопасность и национальную оборону, общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства обучения | Время | Комментарии |
Организационный момент | Учащиеся делятся на пять групп, в каждой из которых выбирается куратор, который будет распределять обязанности в ходе выполнения последующих заданий и вносить оценки каждому члену группы в оценочный лист, на основании которого в конце урока каждому учащемуся будет поставлена оценка. | Приложение 2 | 2 мин. | ||
Актуализация знаний | Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока. Для этого предлагается посмотреть презентацию учащейся 6 класса нашей школы, занявшую первое место в областном конкурсе «О налогах и в шутку и всерьёз» | Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока |
Слайд 1: тема урока Гиперссылка на показ конкурсной презентации (слова «тема урока») Слайд 1: тема урока «Налоги» Слайд 2: цель урока |
3 мин. | Исходя из возрастных особенностей обучаемых, интерес к изучаемой теме возникает вследствие победы их ровесницы в конкурсе, что мотивирует их на самостоятельную формулировку темы и целей урока. |
Восприятие | Вопрос: Назовите основные субъекты экономики – Как вы думаете, кто и кому платит налоги? Домохозяйства принято называть физическими лицами, фирмы – юридическими. И те и другие платят налоги в казну государства – государственный бюджет. Итак первый шаг к достижению цели урока: Что же такое налоги? Прежде чем сформулировать понятие налогов, давайте посмотрим высказывания знаменитых людей о них и попробуем объяснить, о чём же говорится в данных высказываниях. Учитель предлагает сформулировать определение налога Учитель предлагает сравнить определения учащихся с определениями, данными в словаре и налоговом кодексе Учитель предлагает рассмотреть самые интересные налоги в истории налогообложения. Второй шаг к достижению цели урока: учащимся предлагается с помощью красочных учебников по налогообложению рассмотреть налоги, которые существуют на данный момент в нашей стране |
Ответ: Домохозяйства, фирмы, государство
|
Слайд 3 Слайд 4 Гиперссылка со слайда 4 (верхнее слово «налоги») Слайд 5 Слайд 6 Слайды 7,8 Учебники по налогообложению |
18 мин. | Фронтальная форма работы позволяет учащимся высказывать все свои гипотезы и взгляды на определённую ситуацию, учит адекватно принимать свои неправильные выводы и прислушиваться к мнению других. Объяснение высказываний о налогах формирует такой способ мышления как анализ Формулировка определения понятия формирует такой способ мышления как синтез. Работа с информационными источниками развивает исследовательский потенциал детей. Они учатся строить план исследования информации, выбирать формы записи необходимого материала. Групповая работа способствует формированию командного духа, толерантности, умению высказывать и доказывать свою точку зрения, умению слушать и принимать точку зрения других. |
Осознание, осмысление | Учитель предлагает сравнить полученные учащимися при работе с книгой данные с данными, представленными на слайдах презентации. Третий шаг к достижению цели урока: Каждый налог обладает элементами налога. Какие встречаются элементы налога рассмотрим на примере НДФЛ. Учащимся предлагается рассчитать НДФЛ по данным, представленным на слайде 11Сверка результатов Остался последний шаг к достижению цели: доказать необходимость налогообложения. Для этого учитель предлагает координаторам команд вытянуть из «волшебной шапки» вопрос и дать на него ответ, полученный в результате обсуждения командой. Учитель предлагает озвучить ответы на поставленные перед командами вопросы. Учителем подводится итог ответа на каждый вопрос. Каждому учащемуся выдаётся лист с теоретическим материалом, изученным на уроке. |
В результате сравнения учащиеся исправляют свои ошибки, добавляют недостающие данные, в результате чего окончательно осмысливают новые понятия.
|
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 «Волшебная шапка» с вопросами Слайд 13 К вопросу №1 гиперссылка на слайд 4 (человечек) К вопросу №5 гиперссылка на видео (человечек) Приложение 1 |
15 мин. | Формирование сравнения как способа мышления. Применение полученных знаний в конкретной ситуации. Элемент игры превносит дополнительную мотивацию и азарт в любой вид деятельности. Групповая работа способствует отработки навыка работы в команде. Систематизированная информация поможет учащимся окончательно осознать и осмыслить изучаемую тему. |
Рефлексия | Учитель предлагает вернуться к цели урока и доказать её достижение. Учитель предлагает выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. |
Учащиеся ещё раз формулируют определение налога, перечисляют их виды, элементы, доказывают необходимость налогообложения. Дети поднимают выбранные ими жетоны (как правило все поднимают красные жетоны, очень редко поднимаются зелёные) |
Слайд 14 Красные, жёлтые и зелёные жетона на каждого учащегося. |
4 мин. | Учитель по ответам учащихся определяет уровень достижения обучающей, воспитательной, развивающей и метапредметной целей урока. Очень наглядный и показательный способ рефлексии. |
Домашнее задание | Выразите своё отношение к налогам в рисунке. | 1 мин. | В этом возрасте дети с удовольствием рисуют и им легче выразить полученные знания с помощью рисунка, нежели просто заучить полученный материал. | ||
Оценка результатов | Учитель предлагает координаторам команд сдать оценочные листы. | 2 мин. | За каждое из трёх правильно выполненных заданий поставлен «плюс». За три плюса – оценка 5, за два плюса – оценка 4, за один плюс – оценка 3, ни одного плюса-оценка 2. |