Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цели урока
- знакомство с понятием функции и ее свойств;
- совершенствование навыков чтения графиков;
- развитие интереса к предмету.
Задачи урока
обучающие:
- научить по графику функции находить область определения и область значения функции;
- находить область определения и область значения функции, заданной формулой;
развивающие:
- развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
- вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
- формировать эмоциональную культуру и культуру общения,
- воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать самостоятельно.
В ходе урока учащиеся:
- развивают умения грамотно описывать основные свойства функции;
- приобретают знания о происхождении функций.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- печатные средства (раздаточный материал).
Мотивация учащихся: Вряд ли нужно еще раз доказывать огромное образовательное и воспитательное значение элементов историзма в преподавании математики. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: систематически и правильно поставленное вкрапление сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней, делает ее не столь “сухой”, какой она кажется многим ученикам. Все это сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сейсмолог, анализируя сейсмограмму, узнает, когда было землетрясение, где оно произошло, определяет силу и характер толчков.
Врач, исследующий больного, может по кардиограмме судить о нарушениях сердечной деятельности; изучение кардиограммы помогает правильно поставить диагноз заболевания. Слайд 1
Можно перечислить еще много примеров и профессий, где необходимо уметь работать с графиками.
Как Вы думаете, что, в первую очередь, необходимо знать, чтобы правильно ответить на те или иные вопросы? Конечно, нужно знать, что такое функция и изучить ее свойства. Мы с вами сегодня будем вести разговор о функции и ее свойствах (учащиеся записывают тему урока) Слайд 2
Слайд 3
В ходе изучения темы мы познакомимся с понятием функции. Свойств у функции много, но все постепенно, сегодня мы остановимся только на первых двух и научимся определять их для функций, заданных графически и формулой, а также совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое.
2. Объяснение нового материала.
Функция - одно из основных математических и общенаучных понятий. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира.
Идея функциональной зависимости восходит к древности. Ее содержание обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах действий над числами. В первых формулах для нахождения площади и объема тех или иных фигур. Так, вавилонские ученые (4-5тыс.лет назад) пусть несознательно, установили, что площадь круга является функцией от его радиуса посредством нахождения грубо приближенной формулы: S=3r2. Примерами табличного задания функции могут служить астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев, а примерами словесного задания функции - теорема о постоянстве отношения площадей круга и квадрата на его диаметре или античные определения конических сечений, причем сами эти кривые выступали в качестве геометрических образов соответствующей зависимости.
3. Исторический экскурс.
Материал помогали искать и готовить в виде презентации совместно учащиеся 9 классов
Слайд 3
Понятие функции уходит своими корнями в ту далекую эпоху, когда люди впервые поняли, что окружающие их явления взаимосвязаны.
Чем дольше горит костер, тем теплее будет в пещере.
Чем больше животных удастся убить на охоте, тем дольше племя будет избавлено от голода.
Слайд 4
В древнем Египте с началом строительства гигантских пирамид, понадобились писцы, которые учитывали поступающие налоги, определяли количество кирпичей, необходимое для возведения дворцов.
В древнем Вавилоне, чтобы облегчить вычисления, вавилоняне составили таблицы обратных значений чисел, таблицы квадратов и кубов чисел и даже таблицы для суммы квадратов чисел их кубов. Говоря современным языком, это было табличное задание функции y = 1/x.
Слайд 5
Начиная лишь с 17 века, в связи с проникновением в математику идеи переменных, понятие функции явно и вполне сознательно применяется.
Путь к появлению понятия функции заложили в 17 веке французские ученые Франсуа Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Введено было единое обозначение: неизвестных - последними буквами латинского алфавита - x, y, z, известных - начальными буквами того же алфавита - a, b, c, ... и т.д. Под каждой буквой стало возможным понимать не только конкретные данные, но и многие другие; в математику пришла идея изменения. Тем самым появилась возможность записывать общие формулы.
Кроме того, у Декарта и Ферма (1601-1665) в геометрических работах появляется отчетливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат. В своей “Геометрии” в 1637 году Декарт дает понятие функции, как изменение ординаты точки в зависимости от изменения ее абсциссы; он систематически рассматривал лишь те кривые, которые можно точно представить с помощью уравнений, притом преимущественно алгебраических. Постепенно понятие функции стало отождествляться, таким образом, с понятием аналитического выражения - формулы.
Слайд 6
Само слово “функция” (от латинского functio -совершение, выполнение) впервые было употреблено немецким математиком Лейбницем в 1673г. в письме к Гюйгенсу (под функцией он понимал отрезок, длина которого меняется по какому-нибудь определенному закону), в печати ввел с 1694 года. Начиная с 1698 года, Лейбниц ввел также термины “переменная” и “константа”. В 18 веке появляется новый взгляд на функцию как на формулу, связывающую одну переменную с другой. Это так называемая аналитическая точка зрения на понятие функции. Подход к такому определению впервые сделал швейцарский математик Иоганн Бернулли (1667-1748), который в 1718 году определил функцию следующим образом: “функцией переменной величины называют количество, образованное каким угодно способ из этой переменной величины и постоянных”. Для обозначения произвольной функции от x Бернулли применил знак j (x), называя характеристикой функции, а также буквы x или e ; Лейбниц употреблял x1, x2 вместо современных f1(x) , f2(x). Эйлер обозначил через f : y, f: (x + y) то, что мы ныне обозначаем через f(x), f(x+y).
Слайд 7
Окончательную формулировку определения функции с аналитической точки зрения сделал в 1748 году ученик Бернулли Эйлер (во “Введении в анализ бесконечного”): “Функция переменного количества есть аналитическое выражение, составленное каким-либо образом из этого количества и чисел или постоянных количеств”. Так понимали функцию на протяжении почти всего 18 века Даламбер (1717-1783), Лагранж (1736-1813), Фурье (1768-1830) и другие видные математики. Что касается Эйлера, то он не всегда придерживался выше указанного определения; в его работах понятие функции подвергалось дальнейшему развитию в соответствии с запросами математического анализа.
Слайд 8
Так что же такое функция? Учащиеся знакомятся с определением функции и записывают в тетрадь
Слайд 9
Знакомимся со свойствами функций. Свойств у функции много, но все постепенно, сегодня мы остановимся только на первых двух. Слайд 10-11
Физкультурная минутка Слайд 12
4. Практическая часть урока.
Основное содержание практической части урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Разминка на закрепление нового материала Слайд 13-14 |
Предлагает учащимся по готовым чертежам указать область определения и область значений шести функций |
Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях ответ по готовым чертежам. По окончании проводится взаимопроверка с соседом по парте. Ответы высвечиваются на экране. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа по вариантам Слайд 15-17 |
Предлагает учащимся записать область определения и область значений трех функций. |
Учащиеся по вариантам решают задания, с последующей проверкой. Два ученика с обратной стороны доски записывают решения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение Слайд 18 |
Предлагает учащимся записать основные ограничения, для функций, заданных формулой |
Учащиеся записывают правила в тетрадь |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа по вариантам Слайд 19 |
Предлагает учащимся найти область определения и область значений трех функций, заданных формулой |
Учащиеся записывают решения в тетрадь |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока Слайд 20 |
Каждый ученик ставит “+” за правильный ответ и “-” за неверный ответ в бланк ответов
|
Ребята обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу, заполняют бланк и выставляют оценку.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подводится итог работы
|
Учащиеся отвечают на вопросы Слайд 18 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 19 |
§1, п1 9 (б,г,е); 15,19 |
Получают разъяснение. |
Проверка и оценивание ЗУНКов |
Проверка ЗУНков проводится во второй половине урока Учащиеся работают в парах и оценивают работу каждого участника в паре. (Каждому учащемуся выдается бланк ответов) Каждому учащемуся выставляется общая оценка по результатам трех видов работ
|
Рефлексия деятельности на уроке |
В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало моей фразы: Что нового вы сегодня узнали...
|
Домашнее задание |
По учебнику. Дополнительный материал
|