Тема лексическая: “Профессии”.
Тема грамматическая: употребление глаголов в совершенном виде.
Словообразование: образование слов приставочным способом.
Цель занятия: способствовать расширению общей осведомленности детей через знакомство с профессиями.
Задачи занятия: развитие артикуляционной моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия, представлений, ориентировки, зрительной памяти, зрительно-моторной координации и наглядно-образного мышления; развитие слухоречевой памяти, слухового восприятия, фонетико-фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений; развитие сукцессивных способностей и произвольного внимания.
Оборудование: интерактивная доска, лист для каждого учащегося, индивидуальное зеркало, красный и зеленый карандаши для каждого ребенка, материал для конструирования, ковер.
Предварительная работа: формирование понятий “слово-предмет”, “слово-действие”.
Ход занятия
Оргмомент. Знакомство с темой занятия.
Слайд 1.
Это кто накрыт в кровати
одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
перед столиком с едой
и, одевшись еле-еле,
не убрав своей постели,
осторожно моет щеки
кипяченою водой?
Это, верно, дряхлый дед
ста четырнадцати лет? Нет!
Хорошенько посмотрите –
это просто мальчик Витя.
Мамин Витя,
папин Витя
из квартиры №6.
Если утром сладок сон –
целый день в кровати он.
Если в тучах небосклон –
целый день в сапожках он.
Почему?
А потому, что все прощается ему,
и живет он в новом доме
не готовым ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
быть отважным моряком,
чтоб лежать за пулеметом,
управлять грузовиком.
- Понравился ли вам Витя? Почему? Легко ли ему будет в дальнейшей жизни?
- Что такое профессия? Профессия – это то, что делает человек на работе. Для этого нужно получить специальное образование. В мире более 40 тысяч профессий.
- Чтобы познакомиться с профессиями, мы отправляемся в путешествие по городу Мастеров.
Слайд 2.
- В нем живут люди разных профессий. Назовите, людей каких профессий вы видите.
- Послушайте, какая профессия звучит?
- Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми профессиями.
Слайд 3. Артикуляционная гимнастика
Встреча 1. Мы в гостях у плотника. Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий.
- Какие инструменты нужны плотнику для работы? (молоток, пила)
Встреча 2. Кто это? (маляр). Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений. Человек, который дружит с красками и делает красивым наше жилье.
- А сейчас потренируем язычок инструментами плотника и маляра.
Мы хотим построить дом,
Постучим-ка молотком
ДДД, ДДД,
Постучим-ка молотком!
ДДД, ДДД,
Постучим-ка молотком!Торчат бревна там и тут:
Нам помочь пилу зовут:
Вжик-вжик, вжик, вжик,
Сверху подравняли,
Вжик-вжик, вжик-вжик,
Снизу подравняли.
Дом построен! Все! Ура! Приглашаем маляра.
Молоток
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой “ударять” по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: “д-д-д...”. Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы “работал” только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Пила
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Маляр
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
Блок I. Задачи: развитие зрительно– пространственного восприятия, представлений, ориентировки, зрительной памяти, зрительно – моторной координации и наглядно – образного мышления.
Слайд 4.
- Мы сегодня утром встали
И домишко не узнали:
Был покрашен маляром
Даже градусник с ведром!
Вы хотите жить как в сказке?
Позовите в гости краски!
Пройди по дорожкам и узнай, какой краской маляр будет красить забор, а какой – крышу. Выполни штриховку сверху вниз. (Зад.1, лист)
Послушай звук и назови профессию.
Слайд 5.
- На главной площади города собрались люди различных профессий. Что делают люди каждой профессии? Подчеркни слово-действие. Назови профессию, к которой относится это слово-действие (зад.2, лист)
- Послушай звук и назови профессию, которая звучит.
Слайд 6. Динамическая пауза
Переходим на ковер. Удобно ложитесь на спинку и на минутку закройте глаза. Представьте, что вам предстоит построить дом. Каким он будет? Что будет расти возле вашего дома? Какие цветы будут цвести в саду?
А теперь садимся на коврик и по движениям вспоминаем слова нашей песенки (звук выключен). А теперь поем и изображаем свой дом (под звуковое сопровождение).
Песня
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем.
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял.
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок.Солнце было, дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел,
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ежик жил.
Слайд 7.
Встреча 3.
- Кто принимает участие в строительстве?
- Найди отличия (зад.3, лист).
Блок II. Задачи: развитие слухоречевой памяти, слухового восприятия, фонетико – фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.
Встреча 4.
- Догадайтесь, кто живет в районе, в который мы сейчас отправимся.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор)
Слайд 8.
- Назовите инструменты, необходимые врачу, и обведите их кружком. (зад. 4, лист)
- Что делают следующие врачи: хирург, стоматолог, врач скорой помощи, ветеринарный врач, окулист, лор-врач.
Встреча 5.
- Для какой профессии необходимы оставшиеся инструменты? (парикмахер)
- Назовите и обведите их прямоугольником.
О каком инструменте парикмахера идет речь в загадке:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Слайд 9.
Выложи из палочек и спичек расческу – такую же, как на картинке. Скажи одним словом, что можно сделать расческой? Что нужно сделать, чтобы из расчески получилась буква Ш?
Слайд 10.
Блок III. Задачи: развитие сукцессивных способностей и произвольного внимания.
Встреча 6.
- А сейчас мы отправляемся по магазинам.
- Кто работает в магазине? Продавец — очень интересная профессия, так как можно работать в магазинах с различным товаром. Вы, наверно, слышали, что бывают продавцы продовольственных и непродовольственных товаров. Давайте попробуем разобраться, что же это за товары.
- Распределить товары в два магазина (зад.5, лист)
Слайд 11.
Встреча 7.
- Мы так проголодались!
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты. (Повар)
- Послушай звук и скажи, что делает повар?
- Отгадай профессию по запаху.
Слайд 12.
Для разных профессий необходимы разные автомобили. Дострой слово-действие в стихотворении:
Только утро настает –
Весь работает народ.
Целый день водитель Вова
Вёз учебники для школы.
Вёз Володя книжек ВОЗ –
Только к вечеру _ _ _ вёз.
Слайд 13.
Если вдруг пожар случится –
К вам на помощь вмиг примчится
Ярко-красный грузовик!
И пожар _ _ тушит вмиг!
Слайд 14.
На машине он катается,
“Скорая помощь” называется.
Добрый доктор _ _ _ _ вяжет
И ранку зеленкой _ _ мажет.
Слайд 15.
Покоряет океан
Корабельный капитан.
Пароход большой, на нем
Океан _ _ _ _ плывём!
Слайд 16. Итог занятия: Кем хотят стать мальчики?
Кем хотите стать вы? Что для этого нужно?
Слайд 17.
Домашнее задание:
Расскажи Вите, в каком порядке нужно строить здание.
Слова – помощники: Начнем с … Затем… Потом… После этого… А закончим …