Интегрированный урок (внеклассное чтение + окружающий мир). С.Маршак "Весенняя песенка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Окружающий мир: признаки весны в неживой и живой природе.

Цели урока:

  1. Познакомить со стихотворением Маршака “Весенняя песенка”, создать условия для выявления признаков весны на основе наблюдений
  2. Способствовать розвитию техники чтения, и умению находить рифму.
  3. Систематизировать знания детей о весне, ее признаках, явлениях через поэтические образы.
  4. Продолжить развитие умений наблюдать за изменениями в жизни живых природных объектов.
  5. Воспитывать любовь к поэзии, бережное отношение к природе.

Оборудование: картина “Грачи прилетели” А. К. Саврасова, музыка “Времена года” П. И. Чайковского, гербарий подснежников.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Подготовка к восприятию стихотворения.

У. – Какое время года наступило?

Кто из вас любит весну и почему?

Какое настроение вам приносит весна?

Какие стихотворения о весне вы знаете?

Д. Читают стихотворения.

Объясняют, почему они выбрали эти стихи.

II. Работа с репродукцией картины.

На доске вывешена репродукция картины “Грачи прилетели” А.К. Саврасова.

У. – Какое настроение вызывает эта картина?

Д. – Радость, веселье, прилетели птицы, принесли весну.

У. – Какие краски использовал художник?

Д. – Неяркие, глухие.

У. – Почему они такие?

Д. – Только начинает пробуждаться весна, еще слабо светит солнце.

У. – А теперь послушаем музыку П. И. Чайковского. Какую весну он изобразил и на каком инструменте она звучит?

Д. – Звонкая, солнечная, яркая. Звучит фортепьяно.

У. – Что вы представляли, слушая музыку?

Д. – Солнечные лучи играют на “зеркалах” луж, появляются первые цветущие растения, тают сосульки, звенит капель.

Учителю нужно постановкой вопросов подвести детей к высказыванию о капели, чтобы перейти к чтению стихотворения.

У. – Что такое “капель”?

III. Первичное чтение.

У. – Сейчас послушайте стихотворение о признаках весны, которые С. Маршак сумел изобразить в стихах.

Читаю стих. С. Маршак. “Весенняя песенка”.

У. – Образ какой весны создал поэт?

Д. – Ранней, начинающейся.

У. – Какое настроение вызвал стих?

Д. – Радостное.

У. – П. И. Чайковский создал образ весы с помощью мелодий, А. К. Саврасов с помощью красок, а С. Маршак – словами.

IV. Вторичное чтение стихотворения.

Чтение стихотворения про себя.

У. – О каких изменениях в неживой природе говорит автор стихами? Отметьте карандашом.

– Чтобы прочувствовать все, что поразило автора, будем читать по строфам.

1 строфа.

У. – Какая весна представляется вам?

Д. – Тает снег, тронулся лед на озере.

У. – Какие изменения неживой природы указывают на приход весны?

(Дети читают 1 и 3 строчки.)

У. – Дайте определение полю и озеру.

Д. – Поле – плоская часть земной поверхности с преобладанием травянистых растений, выращиваемых человеком.

– Озеро – водоем.

У. – Как читаем первую строфу?

Д. – Задумчиво.

У. – Читаем вторую строфу. Находим те же признаки, что и в первой.

1 ученик читает вслух.

У. – Называем изменения в неживой природе.

Д. – Небо стало выше.

У. – Почему небо стало выше?

Д. – Потому, что земля при вращении удаляется от солнца и небо кажется дальше.

У. – А что сказано о живой природе?

Д. – Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

У. – Какие другие птицы сообщают нам о весне?

Д. – Грачи, скворцы, жаворонки.

У. – Назовите пословицу о граче.

Д. – Увидел грача – весну встречай.

У. – Как читаем 2 строфу?

Д. – Весело.

У. – Читаем 3 строфу.

1 ученик читает вслух.

У. – Назовите изменения в неживой природе.

Д. – Чернеют дорожки.

У. – Отчего это происходит?

Д. – Растаял снег.

У. – Что произошло в живой природе?

Д. – На вербе появились сережки.

У. – Отчего они появились?

Д. – Это верба зацвела.

У. – Какие другие раннецветущие растения вы знаете.

Д. – Подснежник.

У. – Что позволяет подснежнику быстро цвести?

Д. – Они имеют утолщенные части под землей, в которых содержатся питательные вещества.

У. – С каким настроением читаем 3 строфу?

Д. – Радостно.

V. Выразительное чтение стихотворения.

У. – Прочитаем стихотворение, показывая разнообразие в настроении по строфам.

Д. Читают вслух.

У. – А какие картины вы нарисовали бы к этому стихотворению. (Обсуждают)

У. – Очень интересные картины.

– Покажите на лице задумчивость, веселье, большую радость.

– Дома изобразите свое настроение красками.

Итог урока:

Какие сведения к уроку по окружающему миру мы нашли в стихотворении Маршака?

Д. Читают строки из стихотворения

У. С каким настроением мы читали стихи о весне?

Д. Высказывают свои мнения

Рефлексия

На доске цветы, раскрасить в синий, красный, жёлтый цвет.

VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение. Понаблюдать за признаками весны в неживой и живой природе и сравнить их с описанными автором в стихотворении.