Окружающий мир: признаки весны в неживой и живой природе.
Цели урока:
- Познакомить со стихотворением Маршака “Весенняя песенка”, создать условия для выявления признаков весны на основе наблюдений
- Способствовать розвитию техники чтения, и умению находить рифму.
- Систематизировать знания детей о весне, ее признаках, явлениях через поэтические образы.
- Продолжить развитие умений наблюдать за изменениями в жизни живых природных объектов.
- Воспитывать любовь к поэзии, бережное отношение к природе.
Оборудование: картина “Грачи прилетели” А. К. Саврасова, музыка “Времена года” П. И. Чайковского, гербарий подснежников.
Ход урока
I. Вводная беседа.
Подготовка к восприятию стихотворения.
У. – Какое время года наступило?
– Кто из вас любит весну и почему?
– Какое настроение вам приносит весна?
– Какие стихотворения о весне вы знаете?
Д. Читают стихотворения.
Объясняют, почему они выбрали эти стихи.
II. Работа с репродукцией картины.
На доске вывешена репродукция картины “Грачи прилетели” А.К. Саврасова.
У. – Какое настроение вызывает эта картина?
Д. – Радость, веселье, прилетели птицы, принесли весну.
У. – Какие краски использовал художник?
Д. – Неяркие, глухие.
У. – Почему они такие?
Д. – Только начинает пробуждаться весна, еще слабо светит солнце.
У. – А теперь послушаем музыку П. И. Чайковского. Какую весну он изобразил и на каком инструменте она звучит?
Д. – Звонкая, солнечная, яркая. Звучит фортепьяно.
У. – Что вы представляли, слушая музыку?
Д. – Солнечные лучи играют на “зеркалах” луж, появляются первые цветущие растения, тают сосульки, звенит капель.
Учителю нужно постановкой вопросов подвести детей к высказыванию о капели, чтобы перейти к чтению стихотворения.
У. – Что такое “капель”?
III. Первичное чтение.
У. – Сейчас послушайте стихотворение о признаках весны, которые С. Маршак сумел изобразить в стихах.
Читаю стих. С. Маршак. “Весенняя песенка”.
У. – Образ какой весны создал поэт?
Д. – Ранней, начинающейся.
У. – Какое настроение вызвал стих?
Д. – Радостное.
У. – П. И. Чайковский создал образ весы с помощью мелодий, А. К. Саврасов с помощью красок, а С. Маршак – словами.
IV. Вторичное чтение стихотворения.
Чтение стихотворения про себя.
У. – О каких изменениях в неживой природе говорит автор стихами? Отметьте карандашом.
– Чтобы прочувствовать все, что поразило автора, будем читать по строфам.
1 строфа.
У. – Какая весна представляется вам?
Д. – Тает снег, тронулся лед на озере.
У. – Какие изменения неживой природы указывают на приход весны?
(Дети читают 1 и 3 строчки.)
У. – Дайте определение полю и озеру.
Д. – Поле – плоская часть земной поверхности с преобладанием травянистых растений, выращиваемых человеком.
– Озеро – водоем.
У. – Как читаем первую строфу?
Д. – Задумчиво.
У. – Читаем вторую строфу. Находим те же признаки, что и в первой.
1 ученик читает вслух.
У. – Называем изменения в неживой природе.
Д. – Небо стало выше.
У. – Почему небо стало выше?
Д. – Потому, что земля при вращении удаляется от солнца и небо кажется дальше.
У. – А что сказано о живой природе?
Д. – Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
У. – Какие другие птицы сообщают нам о весне?
Д. – Грачи, скворцы, жаворонки.
У. – Назовите пословицу о граче.
Д. – Увидел грача – весну встречай.
У. – Как читаем 2 строфу?
Д. – Весело.
У. – Читаем 3 строфу.
1 ученик читает вслух.
У. – Назовите изменения в неживой природе.
Д. – Чернеют дорожки.
У. – Отчего это происходит?
Д. – Растаял снег.
У. – Что произошло в живой природе?
Д. – На вербе появились сережки.
У. – Отчего они появились?
Д. – Это верба зацвела.
У. – Какие другие раннецветущие растения вы знаете.
Д. – Подснежник.
У. – Что позволяет подснежнику быстро цвести?
Д. – Они имеют утолщенные части под землей, в которых содержатся питательные вещества.
У. – С каким настроением читаем 3 строфу?
Д. – Радостно.
V. Выразительное чтение стихотворения.
У. – Прочитаем стихотворение, показывая разнообразие в настроении по строфам.
Д. Читают вслух.
У. – А какие картины вы нарисовали бы к этому стихотворению. (Обсуждают)
У. – Очень интересные картины.
– Покажите на лице задумчивость, веселье, большую радость.
– Дома изобразите свое настроение красками.
Итог урока:
Какие сведения к уроку по окружающему миру мы нашли в стихотворении Маршака?
Д. Читают строки из стихотворения
У. С каким настроением мы читали стихи о весне?
Д. Высказывают свои мнения
Рефлексия
На доске цветы, раскрасить в синий, красный, жёлтый цвет.
VI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение. Понаблюдать за признаками весны в неживой и живой природе и сравнить их с описанными автором в стихотворении.