Урок литературы по теме "Баллады В.А.Жуковского". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • выявить идейно-художественное своеобразие баллад Жуковского;
  • развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление;
  • формировать интерес к поэзии;
  • приобщать к отечественномукультурному наследию.

Оборудование: учебник «Литература 9 класс» С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев.

Урок составлен на основе деятельностного подхода. Составление кластеров в ходе беседы (Результат работы см. стр. 7 настоящего конспекта)

Домой было дано задание. Составить кластеры по материалам учебника.

Прочитать страницы 97-100

1-я группа о балладе «Светлана»; 2-я группа о балладе «Лесной царь»

Ответить на вопросы

  1. Переводом какой баллады, какого автора является баллада?
  2. Что нового внёс Жуковский в балладу?
  3. Как изменилась баллада.
  4. Тема баллады
  5. Образы, созданные в балладе
  6. Мотив баллады
  7. Какую роль в развитии литературы сыграла баллада?
  8. Художественные достоинства баллады.

Ход урока

1. Слово Учителя:

С именем В. А. Жуковского связана русская баллада.

Записываем определение баллады

БАЛЛАДА –  (от франц. ballade –  танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. –  один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

Всего Жуковским написано 39 баллад, 5 из которых оригинальные. Однако его поэтические переводы могут соперничать с оригиналом. Ведь поэт берет лишь сюжетную канву, изменяя и внося свои поправки в изображение душевного состояния.

Самые известные баллады Жуковского – баллады «Светлана», «Людмила», «Лесной царь».

2. Реализация домашней работы. Обмен кластерами

3. Баллада «Ивиковы журавли».

Чтение баллады (возможно комментированное чтение)

1) Какие слова непонятны? Объяснение слов, которые могут быть непонятными

  1. Под словом Посейдонов пир разумеются здесь игры Истмийские, которые отправляемы были на перешейке (Истме) Коринфском, в честь Посейдона (Нептуна). Победители получали сосновые венцы. Гела, Элла, Эллада –  имена древней Греции. (Прим. Жуковского.)
  2. Гелиос –  имя солнца у греков. (Прим. Жуковского.)
  3. Хор Эвменид (Эринний, Фурий). Сии богини, дщери Нощи и Ахерона, открывали тайные преступления, преследовали виновных и мстили им на земле и в аде. (Прим. Жуковского.)

Чада Гелы — дети Гелы (Эллады), греки.

2) Слово учителя: Ивиковы журавли. Написано в 1813 г. Напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», 1814, N 3. Перевод баллады Шиллера «Die Kraniche des Ibykus» («Журавли Ивика»). В основу ее положена легенда, согласно которой Ивик, странствующий древнегреческий певец живший в VI веке до н. э. в Южной Италии, был убит разбойниками по дороге к Коринфу, где, по обычаю, раз в два года происходило состязание певцов в честь морского бога Посейдона («На Посидонов пир веселый...»). Предание о том, как благодаря свидетелям-журавлям преступление было раскрыто, известно нам по позднейшему пересказу, сложившемуся через 400 лет после убийства Ивика.

3) Беседа по вопросам. Составление кластера.

Как начинается баллада?

Начало баллады Жуковского обычно, почти повседневно:

На Посейдонов пир веселый.
Куда стекались чады Гелы
Зреть бег коней и бой певцов,
Шел Ивик, скромный друг богов.

Какой мотив произведения, что общего он имеет с теми балладами, о которых мы сегодня говорили?

Главным мотивом, “пронизывающим” все баллады Жуковского, является мотив странничества, пути («Светлана», «Людмила», «Лесной царь»). Все герои показаны в дороге, не исключение, баллада «Ивиковы журавли».

Слово учителя: Жуковский прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации, проникаясь чувствами героев. Он решался отступать от подлинника или дополнять его; так это случилось и с балладой «Ивиковы журавли». Поэт чувствовал себя полноправным творцом, он как бы сочинял балладу на заданную тему, и уверенная рука мастера оставляла на них печать самобытного дарования, в чем поэт отдавал себе полный отчет. В одном из писем Гоголю он писал: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надо импровизировать в выражение или дополнение чужих мыслей». Да, действительно, это скорее не переводы, а импровизации на тему, талантливые, самобытные, интересные.

Какова идея стихотворения?

(Возмездие, правосудие, справедливость. Рано или поздно, по убеждению Жуковского, гуманность предъявит свой строгий счет, тайное становится явным, и всем воздастся по заслугам. Таков общий благой и мудрый закон, управляющий миром. Всевидящая судьба всегда защищает невинных. Древнегреческий певец Ивик убежден, что жизнь разумна, что законы Зевса святы и нарушивший их будет наказан. И хотя убийство Ивика свершилось без свидетелей, наказание все же настигло преступников.)

Докажите примером из текста

Какой мотив лежит в основе легенды?

Шиллер ввел новый мотив — воздействие искусства на человеческую душу. Под впечатлением представляющейся на сцене трагедии Эсхила «Эвмениды», в частности — хора Эринний (богинь мщения), убийцы теряют самообладание и выдают себя.

В результате чего убийцы признались в содеянном?

У Шиллера убийцы видят летящих журавлей («Смотри, смотри, Тимофей!»); у Жуковского они еще только слышат их приближающийся крик («Парфений, слышишь?.. крик вдали»). Впечатление ужаса, производимого пением Эвменид, Жуковским усилено. Он вводит выражение «сверкая взором», эпитеты «диким хором», «в сердцавонзающим боязнь».

Каков мир баллады Жуковского?

Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. И если зло неотвратимо, как в сюжете баллады «Ивиковы журавли», то, по крайней мере, оно будет наказано. В его поэтическом мире царит принцип высокой человечности.

Блажен, кто незнаком с виною.
Кто чист младенчески душою!
Мы не дерзнем ему вослед;
Ему чужда дорога бед...
Но вам, убийцы, горе, горе!
Как тень, за вами всюду мы,
С грозою мщения во взоре.
Ужасные созданья тьмы.

Каковы художественные достоинства баллады? Какими средствами изобразительности пользуется автор, чтобы изобразить этот мир?

4. Особенности поэтики баллады «Эолова арфа»

1) Слово учителя: Среди баллад на средневековые темы, связанных с проблематикой, выдвинутой романтизмом, одно из первых мест занимает «Эолова арфа» (1814).

Трагедия запрещенной любви. Жуковский с подлинным вдохновением совмещает «средневековую» сумрачную таинственность и лирическое волнение, нежность, музыкальность.

Чего больше в балладе: эпического или лирического?

«Эолова арфа» –  произведение лирического характера, но с выраженным сюжетным началом. В балладе преобладают описания героя и героини.

Что главное для автора в балладе?

Важным для автора является здесь психологизм героев. Любовь бедного певца Арминия и Минваны, дочери короля, беззащитна перед внешними, земными силами. Эта беззащитность прекрасного чувства выражена в трогательно-бесхитростном сюжете, хотя действие несколько статично.

На сколько частей можно разделить балладу?

На три

О чём говорится в первой части? Найдите в тексте, в каких тонах рисуется?

Первая часть баллады, описывающая Ордала, его замок, его дочь Минвану, полна ярких красок и веселья.

Какова Минвана в начале баллады?

В описании Минваны использованы традиционные идеализированные образы красоты и юности:

Каким приёмом пользуется автор, чтобы изобразить Минвану в начале? Почему?

Портрет Минваны весь соткан из лирических сравнений, использованы краткие и отвлеченные, в то же время эмоционально впечатляющие детали. Здесь нет ничего, зависящего от национальности, местности, картина выражает романтическую идею автора. Чтобы передать нежность, чувственность, хрупкость героини

Что составляет основную часть текста?

Основную часть текста составляют сцена свидания влюбленных под покровом ночи, и их диалог, некоторыми чертами напоминающий диалог Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира.

При помощи чего автор усиливает эмоциональность этого диалога?

Этот «дуэт» очень музыкален, благодаря богатой строфике и рифмовке. Иллюзия пения усиливает эмоциональность сцены.

Как складывается судьба влюблённых? В чём смысл баллады?

Когда речь идет о встрече влюбленных, в повествование проникают уныние и тоска. Смысл баллады можно увидеть в том, что любовь по самой своей природе трагична, так как чем она сильнее, тем сильнее противодействие враждебных сил.

Как ведёт себя Арминий? Почему?

Еще ничего не случилось, а певец Арминий исполнен пророческой тревоги. К бедному певцу приходит предчувствие надвигающейся беды, он словно знает, что эта встреча последняя для них: он привязывает арфу к ветвям дуба в «залог прекрасных минувшего дней». Душой предвидит трагическое завершение их свиданий. Ненадежность мига их встречи выражена в словах: «Кто скажет, что радость/ Навек не умчится с грядущей зарей!»

Как ведёт себя Минвана?

Но героиня не желает расстаться с ним, задерживает его –  в этом тоже своеобразное предчувствие, которому она не отдает отчета.

Атмосфера трагизма нагнетается далее:

Умолк –  и с прелестной
Задумчивых долго очей не сводил…
Как бы неизвестный
В нем голос: навеки прости! говорил (Там же, с. 190)

Арминий не ушел, а «как призрак пропал». Больше герой не пришел к возлюбленной, его предчувствие оказалось верно. Свидание влюбленных действительно оказалось последним.

Как автор рассказывает о дальнейшей судьбе героев?

Обстоятельства жизни героев почти не интересуют автора. Это всегда детали, краткие факты. Например, изгнание Арминия он изображает с предельной краткостью: «Молва о свиданье/ Достигла отца./ И мчит уж в изгнанье/ Ладья через море младого певца». О смерти героини сказано еще короче: «И нет уж Минваны…» Даже используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает это неравенство лишь потому, что она усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживания влюбленных.

Почему?

В своем изображении он целиком сосредоточивается на душевных переживаниях героев –  на их возвышенной, нежной и чистой любви, совершенно чуждой житейских интересов окружающей среды.

Мы говорили, что в романтических произведениях особую роль играет пейзаж. Какую роль играет пейзаж в данной балладе?

Пейзаж баллады служит не столько выяснению места, времени и обстоятельств действия, сколько выражением лирических переживаний героев и самого автора, средством создания романтического настроения для предстоящего последнего свидания. Повторяющийся пейзаж играет большую роль в произведении.

Какой образ появляется в описании природы?

В каждой пейзажной зарисовке присутствует слово «холм», в описании самой героини «густые кудри» сравниваются с туманом над холмом. Этот образ, как нам кажется, упомянут не случайно несколько раз. Холм –  это некая возвышенность, так же возвышены и влюбленные над этим миром, и после смерти они совершают полет, возвышаются над землей. В первой строфе холмам сопутствует эпитет «злачные», описание связано здесь с замком Ордала, поэтому холмы представляются с негативной окраской. Свидания Арминия и Минваны на холме под дубом происходили в тайне от владыки Морвены, узнав об этих встречах, Ордал приходит в гнев. При описании же встречи возлюбленных холм приобретает иное, светлое звучание:

На холме, где чистым
Потоком источник бежал из кустов,
Под дубом ветвистым --
Свидетелем тайных свиданья часов --
Минвана младая
Сидела одна,
Певца ожидая,
И в страхе таила дыханье она

Перед тем как арфа заиграла для Минваны снова возникает образ холма:

И ярким сияньем
Холмы осыпал вечереющий день
На землю с молчаньем
Сходила ночная, росистая тень;
Уж синие своды
Блистали в звездах;
Сравнялися воды;
И ветер улегся на спящих листах

Яркая картина словно готовит читателя к невероятному событию в жизни героини, когда душа возлюбленного вернулась к ней.

Говоря о своей смерти, Арминий употребляет метафору «цвет опадет», это говорит о его принадлежности к природе, тождественность с цветами. В финале подобное говорит о себе Минвана: «уж клонится юный/ Главой недоцветшей ко праху цветок». Их души созвучны друг другу.

Какой мотив в балладе?

Мотивы уныния и тоски проходят через все произведение, также здесь много восклицаний и вопросов.

Какой символ появляется в конце баллады?

Борьба бедного певца с обстоятельствами выражается в играющей арфе, куда перешла душа героя, доказав возлюбленной, «что прежние муки:/ Превратности страх,/ Томленье разлуки, / Все с трепетной жизнью он бросил во прах». Звучание арфы виртуозно передано в переходах звуков и в сдержанной, приглушенной, но настойчивой эмоции:

Сидела уныло
Минвана у древа... душой вдалеке...
И тихо всё было...
Вдруг... к пламенной что-то коснулось щеке;
И что-то шатнуло
Без ветра листы;
И что-то прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты...
И вдруг... из молчанья
Поднялся протяжно задумчивый звон;
И тише дыханья
Играющей в листьях прохлады был он.
В ней сердце смутилось:
То друга привет!
Свершилось, свершилось!..
Земля опустела, и милого нет. (Учебник, с. 191)

Внешние изменения не влияют на чувства героя, внутренне он остается верным своей возлюбленной. Звук арфы, с одной стороны, стал для героини символом того, что ее надежда на встречу с милым в этой жизни не оправдалась, но, с другой стороны, в ней рождается уверенность в любви Арминия к ней и надежда на встречу в другом мире. Осознание смерти возлюбленного тяжело для героини, оно влечет за собой тяжкие муки, но ее существование приобретает цель: «мечтала о милом, о свете другом, / Где все без разлуки,/ Где все не на час».

Как вы понимаете финал баллады?

В финале –  воссоединение любящих душ, воплощение мечты. Герои приобретают новые способности, они окрыляются любовью. Снова образ холмов сопровождает героев.

И нет уж Минваны...
Когда от потоков, холмов и полей
Восходят туманы
И светит, как в дыме, луна без лучей --
Две видятся тени:
Слиявшись, летят
К знакомой им сени... (Учебник. С. 192.)

В конце снова возникает мелодия: «струны звучат». Лиризм произведения присутствует в изображении грусти героев, в раскрытии их чувств. Герои преодолевают преграду, являвшуюся между ними при жизни –  их положение в обществе, в финале им дана свобода от любых помех, они могут быть вместе вечно и не бояться прихода денницы.

Баллада заканчивается мистическим аккордом – тени Арминия и Минваны летают над знакомыми местами, любимое дерево приветствует их шорохом листьев, звучит арфа.

5. Рефлексия

Составление синквейна

  1. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. С. 177..
  2. feb-web.ru/feb/zhukovsky/critics/sem/sem-001-.htm
  3. www.google.com/url?q=nsportal.ru/shkola/raznoe/library/izuchenie-ballady-na-urokah-literatury
  4. sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=68:2011-03-03-20-37-33&catid=29:2011-02-12-20-11-13&Itemid=8

Приложение.