Актуальность
В сборнике обобщен опыт по организации, подготовке и проведению летних экологических практикумов за период 2004-2011гг. Собранный материал представляет собой реализованную программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также разработки вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе.
Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, практикумов и летних смен эколого-биологического направления.
Организация летнего экологического практикума
Экология в широком понимании этого термина, представляет собой науку о существовании на Земле животных, растений и человека. В системе экологических знаний выделяется несколько направлений (экология растений, экология животных, геоэкология, промышленная экология и др.). Для каждого из направлений составлены свои методики теоретического и практического изучения. Настоящий интерес представляет комплексное изучение экологических проблем, среди которых важнейшее значение имеют полевые экскурсии. В дополнительном экологическом образовании с помощью этих методик проводятся обычно полевые практикумы.
Целью полевого практикума является экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников посредством исследований территории.
Перед участниками экологического практикума стоят следующие задачи:
- Закрепить, дополнить, углубить и конкретизировать теоретические знания по экологии и биологии, которые были получены в процессе обучения в школах, на занятиях кружков.
- Приобрести практические навыки по использованию полевых экологических методов.
- Прочувствовать гармонию в природе между органическим и неорганическим мирами.
- Научиться определять экологическое состояние природных и антропогенных объектов.
Проведению полевого экологического практикума должна предшествовать значительная подготовительная работа педагогов. Необходимо ознакомиться по литературным источникам разного характера с экологической характеристикой района, где будет проводиться практикум. Следует получить и устные сведения от научных сотрудников, административных работников и местных жителей.
При отборе участников экологического практикума необходимо обратить внимание не только на степень подготовки детей по биологии и экологии, но также и на их физические данные и психические особенности. Все дети должны иметь справки о прививках против клещевого энцефалита и справки о состоянии здоровья.
Данный экологический практикум рассчитан на детей 10-14 лет, имеющих дополнительную подготовку по экологии и биологии. Задания экологического практикума могут выполняться как индивидуально, так и микро-группами. Если работа будет организована в группах, то это позволяет привлекать ребят, не имеющих специальной дополнительной подготовки (доля таких участников не должна превышать 20-25% общего количества участников практикума).
Продолжительность экологического практикума может составить от 5 до 10 рабочих дней в зависимости от площади исследуемой территории. Предложенные рекомендации могут быть использованы как для организации выездного практикума в условиях экологической экспедиции, так для практикума вблизи образовательного учреждения. Форма проведения занятий практикума - это лекции, экскурсии, полевые и лабораторные работы. Кроме того, необходимо предусмотреть время для самостоятельной работы участников практикума (оформление дневников, составление отчетов и др.). Экскурсии и полевые работы во время летнего экологического практикума лучше организовывать в первой половине дня, а лекции, лабораторные работы и составление отчетов после обеда. Такое распределение очень удобно для проведения выездного практикума. Если летний экологический практикум организован на базе образовательного учреждения с дневным пребыванием, то продолжительность его проведения увеличится в два раза. Всю работу экологического практикума лучше организовать в учебных группах по 3-5 человека. Очень хорошо будет, если состав группы останется постоянным на время всего практикума.
При организации экологических практикумов большую роль играет проведение мероприятий досуговой направленности. На первом этапе они позволяют сплотить детский коллектив, привить чувство ответственности за результат совместной деятельности (Приложение №5).
Завершить работу экологического практикума просто необходимо проведением конференции, на которой участники представляют отчеты в форме минипроектов и обменяются полученными выводами.
В сборнике представлены апробированные методики исследовательских работ в природе, предложены досуговые мероприятия.
Программа летнего экологического практикума.
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теор | практ., экскур. | ||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | |
2. | Экологическое картирование местности | 12 | 2 | 10 |
3. | Почвы Хабаровского края | 12 | 2 | 10 |
4. | Водные ресурсы Хабаровского края | 12 | 2 | 10 |
5. | Мини конференция | 4 | ||
Итого | 42 |
Используемые методики.
Экологическое картирование местности
Цель работы: научить учащихся сопоставлять геоэкологические карты как одного из способов отображения на местности состояния экообстановки и выявления отношений в системе «Природа – Общество».
Геоэкологические карты представлены 3-мя группами:
- карты природы (ландшафтные, климатические, гидроэкологические, почвенные, карты растительности, животного мира и др.);
- карты антропогенных нагрузок ( степень использования территории в промышленности, сельском хозяйстве, для развития транспорта, размещения населения и его отдыха и др.);
- карты последствий воздействия человека на природу (карты загрязнения воздуха, воды, почвы, состояния растительности, животного мира или экологического состояния территории в целом) и карты последствий воздействия окружающей среды на человека (карта заболеваемости, медико-экологическая карта и др.).
Топографическая основа карты – это карта или картосхема изучаемой местности. Ее можно разработать самостоятельно или под руководством учителя.
Сбор информации осуществляется в процессе наблюдений, работы с литературными источниками опроса населения или работников экологических служб города и районов.
Комплексный анализ созданных карт позволит объективно дать оценку состояния окружающей среды и ее влияния на человека.
Оборудование: карта или картосхема местности, определители растений, карандаши, резинка, блокнот, транспортир, линейка.
Выполнение работы.
Экологическое картирование местности осуществляется поэтапно.
Подготовительный этап. Сбор и систематизация необходимой информации о районе исследования в соответствии с задачами исследования (полевые наблюдения, литературные источники, статистические данные, информация, собранная в отделах экологии, лесхозах и лесничествах, учреждениях здравоохранения, с помощью интервьюирования и анкетирования и др.).
Проектирование. Выбор географической основы карты, способов отображения – условных знаков, составление карт или картосхем изучаемого участка местности.
Составление карты. Нанесение собранной информации на географическую основу (обработка информации и нанесение ее на карту в виде условных знаков, столбчатых или круговых диаграмм). (Приложение №1)
Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы
Развитие городов все больше отдаляет людей от естественной природы. Наверное, поэтому горожане с большим удовольствием отправляются в пригородные леса отдохнуть, погулять по лесу. Но, казалось бы, безобидное нахождение людей в лесу является рекреационной нагрузкой на лесную экосистему и вызывает ее постепенное разрушение: уплотнение почв от передвижения людей препятствует прорастанию семян и возобновлению растительности, изменяются условия жизнедеятельности почвенных организмов, сокращается общая численность животных. Малоустойчивые лесные виды сменяются антропогеноустойчивыми и синантропными видами – происходит сукцессия экосистемы, сопровождающаяся обеднением природных сообществ.
Для сохранения разнообразия природных экосистем в условиях антропогенного давления необходимо принимать неотложные меры.
Цель работы: определение степени нарушенности экосистемы лесного сообщества под влиянием антропогенного фактора и разработка мер по восстановлению экосистемы (Приложение №2).
Простейшие методы изучения почв.
Предложенные опыты изучения почвы и воды разработаны на основе книг: «Наблюдай и экспериментируй», ред. В.И. Литвененко. – Издательство Ростовского университета, 1970. – 232с.: ил.; Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 112с.: ил.
Для изучения почвы в поле необходимы: планшет с компасом, складной метр или рулетка длиной 2-5 м, тетрадь для записи, простой и цветные карандаши, резинка, складная лупа 6-8 кратного увеличения, полотняные мешочки (10х15 см) для почвенных образцов, этикетки 7х10 см. кроме того, нужно подготовить садовые остро наточенные лопаты (2 шт.), нож с круглой деревянной ручкой или стамеску.
Чтобы увидеть отличия одной почвы от другой, нужно заложить почвенные разрезы. Разрез – это яма глубиной 1,5-2,0 м, шириной 75-85 см и длиной 1,5-2,0 м. Для работы в разрезе остаются уступы через 25-30 см. Перед описание разреза, передняя стенка зачищается лопатой сверху вниз, а затем препарируется ножом или стамеской наиболее освещенная половина передней стенки. Подготовительный разрез описывается по горизонтам А, В, С. Для каждого горизонта нужно отметить влажность (мокрый, сырой, свежий, сухой), цвет, механический состав (глинистый, супесчаный, суглинистый), структуру (комковая, зернистая, ореховая, пылевая), плотность (плотный, рыхлый, рассыпчатый). Все горизонты опробуют «на вскипание» 10% соляной кислоты.
Простейшие методы изучения воды
Качество воды - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека. С помощью физических, химических, биологических исследований можно оценить качество воды и обозначить тенденции в его изменении. Эти исследования дают понять, какие воздействия на водоемы являются неблагоприятными, и каким образом восстановить здоровье воды (Приложение №4).
Заключение.
Методическое пособие по подготовке и проведению летних экологических практикумов предназначено педагогам дополнительного образования эколого-биологического направления, а также может быть рекомендовано для учителей школ. Его содержание носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении эколого-педагогической деятельности с учетом опыта и интересов педагога, поэтому предложенное пособие может быть дополнено.
Проведение летних экологических практикумов школьников, способствующую формированию экологической культуры подрастающего поколения. Экологические практикумы можно считать вполне доступной и эффективной формой экологического образования. Участвуя в практикумах, ребята приобщаются к научно-исследовательской деятельности, учатся ставить и решать задачи, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. Результаты своих работ многие дети представляют на окружных, городских детских научных конференциях.
Выводы.
Организация летнего экологического практикума школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в области экологии и учит их применять на практике.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. М.: АОМДС, 1996. С. 192.
- Вичканова О.Ф. Интегрированные занятия для проведения мониторинговых исследований в системе дополнительного образования // ЭГБО, 2000. № 4.
- Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. С. 232.
- Здравствуй, лето! Сборник методических материалов // сост. Е.В. Болдинова, А.И. Малофеева, М.В. Михно, Н.Г. Квардакова. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2000. С. 81.
- Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов, методических рекомендаций // Сост. Н.Г. Квардакова, Е.В.Иванова.
- Поломис К. Дети на отдыхе, М., 1995.
- Прутченков А.С., Салекова В.А. Десять уроков по экологии // Биология в школе, 1995, № 4,6; 1996, № 1.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С. 176.