Урок информатики по теме "Логические функции". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Цели урока:

  • Образовательная: усвоение уч-ся общего вида и правил выполнения логических функций, обучение применению их при решении задач; повторение логических выражений и изучение особенностей записи логических выражений в электронных таблицах;
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
  • Воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Оборудование: компьютеры; программное обеспечение – презентация по теме урока (приложение 1), индивидуальные карточки с заданиями, подготовленные демонстрационные файлы (приложение 2).

Ход урока

I. Сообщение темы и постановка целей урока.

Повторение правил техники безопасности в компьютерном классе.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Устный опрос:

  1. Что обозначает принцип относительной адресации? Ответ: Адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы.
  2. К чему приводит принцип относительной адресации при перемещении формул? Ответ: этот принцип приводит к тому, что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
  3. Если копировать содержимое С15 в С20, то какая формула будет занесена в С20?
А В С D
15 4 9 =А15*В15
16 6 8  
17 8 7  
18 10 6    
19 12 5  
20 14 4 ?

Ответ: При перемещении формулы вниз на одну ячейку всякий раз в именах ячеек номер строки будет увеличивать на единицу. Таким образом, в ячейке С20 будет формула =А20*В20.

  1. Если копировать содержимое С15 в D18, то какая формула будет занесена в D18?
А В С D
15 4 9 =А15*В15
16 6 8  
17 8 7  
18 10 6   ?
19 12 5  
20 14 4  

Ответ: При смещении формулы вправо или влево (вдоль строки) в именах ячеек изменится буквенная часть. Таким образом, в ячейке D18 будет формула = В18*С18.

  1. Что обозначает принцип абсолютной адресации и какой символ используется для задания абсолютной адресации?

Ответ: Адреса ячеек, используемые в формулах, определены абсолютно и при перемещении не изменяются. Для задания адресации используется символ $.

  1. Дан фрагмент электронной таблицы. Если копировать содержимое С1 в Е3, то какая формула будет занесена в Е3?
А В С D E
1 7 5 =$B$2+A1
2 10 7  
3 20 4   ?

Ответ : =$B$2+С3

III. Создание проблемной ситуации.

Мы хотим с помощью электронных таблиц решить следующую задачу.

Задача: Ученики сдают зачет, который предусматривает систему оценивания «зачет» и «незачет». Оценка «зачет» ставится, если из 10 вопросов ученики верно ответили больше чем на половину вопросов, т.е. на 6, в противном случае ставится оценка «незачет». Надо автоматизировать процесс выставления зачета.

Давайте подумаем, какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы. (обсуждение)

После обсуждения с учениками приходим к виду электронных таблиц.

  A B K L M
1 Фамилия Вопрос1 Вопрос 10 Общая сумма Зачет/незачет
2            
3            
4            
5            
6            

В ячейки А2:К6 заносим данные (1- «зачет», 0- «незачет»), а в ячейки L2:M6 – формулы. Воспользуемся формулами автосуммирования. Тогда в ячейке L2 будет формула =СУММ(В2:К2). Эту формулу мы скопируем в ячейки L3:L6. Какую формулу надо задать в ячейке М2?

Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ученикам необходимы новые знания.

IV. Ознакомление с новым материалом.

Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентацииLПриложение1)

Слайд 1:общий вид функции.

  • ЕСЛИ ( <условие >; < выражение1>; <выражение 2>;)

Функция записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки будет равно значению выражения < выражение1 >, в противном случае - <выражение 2>

Слайд 2: построение логических выражений (общий вид)

C помощью операции отношения (<, >, <= (меньше или равно),>=(больше или равно), <>(не равно)) и лог. операций (лог. И, лог. ИЛИ, лог. отр. НЕ). Результатом вычислений лог. выражения является лог. величина ИСТИНА или ЛОЖЬ

Слайд 3: рисунок с аргументами функции

Слайд 4: особенности записи логических операций в электронных таблицах

Записывается имя лог. Операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются лог. операнды.

Пример:

ЕСЛИ (И(А5<=40; A5>=18); «Да»; «Нет»)

Слайд 5: рисунок с аргументами функции (Приложение 2)

Вернемся к решению задачи 1: в ячейку М2 надо занести формулу =ЕСЛИ (L2>=6; «зачет»; «незачет»). Далее надо скопировать эту формулу в ячейки М3:М6.

Слайд 6: простой пример с подробным объяснением учителя.

  • Даны коэффициенты а, b, c квадратного уравнения (а≠0). Определить, имеет ли это уравнение действительные корни?

Решение: готовим таблицу. В ячейки А2:С2 заносим числовые данные коэффициентов. В ячейку D2 заносим формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения =В2^2-4*A2*C2. В ячейку Е2 заносим формулу =ЕСЛИ(D2>=0; “Да”; ”Нет”). Таким образом если выполняется условиеD2>=0, то в ячейке Е2 будет отображаться текст «Да», в противном случае – «Нет»

Слайд 7: простой пример с подробным объяснением ученика.

  • Даны коэффициенты k, b уравнения прямой y=kx+b и координаты (х, у) пяти точек на плоскости. Для каждой точки определить, принадлежит ли она данной прямой.

Решение: если точка принадлежит прямой, то при подстановке координат точки в уравнение этой прямой получается верное равенство. Готовим таблицу. В ячейки А2, В2заносим численные значения коэффициентов k,b;в ячейки С2:С6, D2:D6 – координаты пяти точек; в ячейку Е2 – формулу = ЕСЛИ ($A$2*C2+$B$2=D2; «Да»; «Нет»). Далее копируем эту формулу для ячеек Е3:Е6. таким образом, если условие у=kx+b выполняется для данной точки с координатами (х, у), то в соответствующей ячейке столбца Е будет отображаться текст «Да», в противном случае- «Нет».

V. Закрепление. Самостоятельная работа учащихся за компьютерами.

Предлагаются задания трех уровней сложности.

Задача 1 уровня. В ведомости приведены фамилии и годовые оценки всех учеников класса по информатике. Определите, сколько в классе отличников.

Задача 2 уровня. В ведомости приведены фамилии, средний балл по аттестату зрелости и экзаменационные оценки по четырем предметам, полученные на вступительных экзаменах. Определите, сколько абитуриентов поступило в ВУЗ, если проходной балл >=20 и средний балл по аттестату зрелости 4.

Задача 3 уровня. Пять абонементов звонят из города А в город Б. если телефонный междугородний звонок был произведен в выходные дни (суббота, воскресенье), или в праздничные дни, или в будние дни с 20 часов вечера до 8 часов утра, то он рассчитывается по льготному тарифу со скидкой 50%, во все оставшееся время льготы нет. Подсчитать, сколько каждый из пяти абонементов должен заплатить за переговоры.

VI. Проверка работы учащихся.

VII. Подведение итогов урока.

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

VIII. Домашнее задание.

прочитать §1.5.2. стр.96-99, ответить на вопросы, выполнить практическую работу 1.14

Приложения.