Мне бы хотелось поговорить с вами о массовой одаренности. Я, как и многие мои коллеги, считаю, что не бывает не талантливых детей. Главное, научиться находить их, научиться видеть то, что спрятано внутри...
И не торопиться выносить приговор: мол, серо и неинтересно…
Так бывает, когда приходишь к незнакомым людям. Если не открывать глаза и душу, не увидишь ничего кроме толпы, серой массы… Чуть-чуть усилий и вдруг в сером появляется цвет,.. объем,.. размеры… Маленькое становится большим… а большое вполне может оказаться маленьким… Все дети творческие, все талантливые... Каждый из них ярок и драгоценен уже сам по себе. Наша задача лишь помочь им раскрыться, засверкать разными гранями …
Именно поэтому появление кафедра поддержки и развития одаренности в 2010 году было обоснованным и целесообразным. И хотя название у нас менялось несколько раз, цель создания кафедры и ее задачи оставались всегда неизменными.
Цель кафедры: проработать научную составляющую, а в дальнейшем трансформироваться в Центр по работе с одаренными детьми.
Основная задача кафедры: подготовит научно – методическое сопровождение в работе с одаренными детьми.
Предлагаю вам познакомиться со структурой работы кафедры и остановиться лишь на одном из направлений: развитие интеллектуальной одаренности детей.
Кафедра имеет гибкую структуру, позволяющую быстро адаптироваться к меняющимся потребностям практики, в соответствии с возникающими перед сообществом проблемами образовательного, научно - технического и производственного уровня. Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, кандидатуру которого назначает НМС, в консультации с директором лицея. В состав кафедры входят ученые, представители вузов, члены администрации школы, педагоги, участвующие в реализации инновации. Кафедра может иметь отделения, включать в себя секторы научных исследований и разработок, методической работы и координации внешних связей, организации учебного процесса и другие, обусловленные постановкой проблемы, проектом или программой ее реализации. Всё это прописано в положении Кафедры.
Основные направления работы:
- Организационно – аналитическая деятельность
- Целеполагание
- Проектирование содержания работы
- Мониторинг качества обучения
- Формирование траектории одаренности по каждому вектору
- Подбор кураторов по каждому направлению
- Инновационно – экспериментальная работа
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная работа
- Проектно-творческие лаборатории
- Подбор содержания форм и средств работы с одаренными детьми
- Научно – исследовательская работа
- Изучение понятия «одаренность», условий возникновения, составление программы развития
- Создание банка методик определения различных видов одаренности
- Подбор методов обучения и определение условий интериоризации знаний для работы с одаренными детьми
- Исследование возможностей профилактики эксклюзии одаренных детей
- Изучение феномена «Обученной беспомощности»
- Учебно – методическая деятельность
- Постоянно действующий методический семинар
- Создание электронной карты школьника
- Изучение методов продуктивного обучения
- Участие в профессиональных конкурсах
- Переход к работе по индивидуальным маршрутам
- Социальное партнерство
- Олимпиады и конкурсы
- СГУ кафедра психологии
- Школа «Поиск»
Хочу предложить вашему вниманию те формы и методы работы, которые на мой взгляд приносят наиболее высокий результат в работе по развитию интеллектуальной одаренности детей в условиях лицейского образования.
В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:
- Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
- Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
- Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели».
С точки зрения структурного подхода, совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер).
Хотелось бы обратить Ваше внимание на структуру интеллекта по Гилфорду. Его кубическая модель выделяет 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы думаем об этом (операция) и к чему приводит умственное действие (результат).
Однако с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие).Особенно важно- общение с семьей. На одной из международных конференций знаменитому Игорю Семеновичу Кону был задан сакраментальный вопрос «Кто должен воспитывать: семья или школа?» Мудрый Кон ответил так: «Семья детей не воспитывает, дети в семье живут». Вдумайтесь в мудрость этой фразы. Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и в конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка.
Например, наши традиционные научные лицейские чтения, к которым готовятся лицеисты под руководством педагогов в течение года, всегда проходят очень ярко и эффективно. Совместные исследовательские работы, ученические проекты стали неоднократными победителями городских, краевых и всероссийских конкурсов. Наши ребята являются постоянными участниками различных социальных проектов. Разновозрастная команда лицеистов стала призерами краевого математического турнира «Квадратура круга». Не отстают от ребят и преподаватели. Традиционный педагогический фестиваль педагогических инноваций, в котором принимают участие все желающие учителя школы. Лауреаты и победители нашего фестиваля становятся участниками конкурсов различного уровня. Все педагоги, показавшие на фестивале интересные задумки, необычные формы работы, приглашаются в летнюю предметную школу «Антропоника», которую организует и проводит кафедра поддержки и развития одаренности. О летней предметной школе можно говорить очень много. Лето – это маленькая жизнь… Время для отдыха и восстановления своих сил после учебного года, но вместе с тем это великолепная возможность эффективно повысить уровень своих знаний по любимому предмету, попробовать себя в различных социальных и профессиональных статусах, получить массу приятных впечатлений от исследовательской работы. На базе лицея кафедрой поддержки и развития одаренности открыта Летняя предметная школа «Антропоника». Преподаватели и учащиеся сами выбирают, какие курсы они будут вести и какие посещать. Поэтому в школе нет фиксированных учебных групп. В первый день школы каждый её участник знакомится с полным набором учебных курсов с краткими аннотациями, - и сам составляет себе учебное расписание свою личную траекторию(этому тоже учат в ЛПШ). У школьников появляется возможность осознанно отнестись к своему образованию, к выбору дальнейшей профессии, принимая ответственные решения по этому поводу. Знание не станет силой, пока человек не научится самостоятельно ставить перед собой цели и выбирать себе задачи, - причём так, чтобы было понятно, что и как ему следует делать. В результате ребята пробуют себя в различных областях деятельности, примеряют разнообразные «роли»: фоторепортеров, режиссеров, видеооператоров, звукорежиссеров, артистов, преподавателей, исследователей, аналитиков, психологов и многих других. Учащиеся, прошедшие стажировку в ЛПШ стали постоянными участниками научных лицейских чтений, вошли в управляющий совет АНАИС (Академии науки, искусства и спорта), стали лауреатами и победителями конкурсов различного уровня и направленности. Ребята, успешно освоившие два курса ЛПШ получают дипломы и право разрабатывать и вести свои курсы в следующей волне «Антропоники». Цель предметной школы – повышение мотивации и заинтересованности школьников, приобщение к творческой деятельности, оказание помощи в вопросах подготовки к предстоящим экзаменам, к участию в олимпиадах и конференциях школьников, внедрение новых эффективных форм работы по содействию личностному и профессиональному самоопределению. Основными задачами стали:
- развитие личностно-ориентированного обучения;
- закрепление и расширение учащимися, изученного в школе материала;
- создание благоприятной учебной мотивации;
- раскрытие и развитие творческих способностей школьника
- популяризация темы личностного и профессионального самоопределения
- интеграция школьника в общество, как личности.
Механизмы реализации проекта - деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОУ руководствуется как ранее пробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач. Выбор мероприятий обеспечивает логическую цепь педагогических действий и руководствуется следующими критериями, а именно, наличием у школы:
- концептуального видения своей деятельности в проекте;
- результатов анализа всех составляющих образования;
- необходимые ресурсы и условия (материальные, технические, информационные, кадровые и другие).
- идеи долгосрочного развития образовательного учреждения.
Механизм реализации данного проекта включает в себя следующие этапы и действия:
- Информирование заинтересованных лиц
Информирование учащихся и родителей МБОУ лицея № 15 города Ставрополя о реализации проекта Летней предметной школы «Антропоника» (март - апрель текущего года). - Формирование рабочей группы
Создание рабочей группы организаторов мероприятий, определение направления работы (апрель – май). - Поиск ресурсов и привлечение партнеров
Создание условий для привлечения специалистов с различной профориентацией для работы в ЛПШ. Сотрудничество с членами Ставропольского Союза молодежи, учреждениями культуры города Ставрополя. - Реализация проекта
Создание условий для развития личностно-ориентированного обучения; создание благоприятной учебной мотивации; раскрытие и развитие творческих способностей школьника, интеграция школьника в общество, как личности.
Организация и проведение в течение смены различных мероприятий и акций, направленных на популяризацию личностного и профессионального самоопределения. - Подведение итогов, анализ результатов проекта
Проект Летняя предметная школа «Антропоника» направление «На перекрестке открытых дорог» является симбиозом теории и практики, которая позволяет приобрести учащимся в непринужденной обстановке необходимые компетенции. Особенно это важно в условиях перехода на новые стандарты. Программа летней предметной школы построена таким образом, что ежедневно учащиеся посещают метапредметное занятие, мероприятие направленное на предпрофильную подготовку, экспериментально - исследовательскую лабораторию, что способствует более эффективной социализации личности.
Члены кафедры организуют малые творческие группы для работы над различными педагогическими проектами, исследовательскими темами, постоянно действующими семинарами.
Кафедра поддержки и развития одаренности нашего лицея не только является постоянной участницей всех лицейских мероприятий, но и совместно с методическим советом лицея регулирует инновационную деятельность, отрабатывает инновационные находки, изучает их плюсы и минусы. Примером работы кафедры в этом направлении являются педагогические проекты, например «На перекрестке открытых вопросов». Как научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни? Школа – это перекресток дорог между прошлым и будущим и то, каким будет будущее, зависит от многих факторов… Результатом этого проекта стала статья в сборнике и брошюра с материалами по сенсорной типологии, программами некоторых курсов и методическими разработками, «Бой с тенью или проблемы творчества и одаренности в условиях ФГОС ООО» (В результате разработана технология построения индивидуальной образовательной траектории). «Роль воспитательной системы лицея в формировании российской идентичности личности».
Традиционными в нашем лицее стали ежегодные открытые заседания кафедры, круглые столы с участием кафедры, выступление членов кафедры на педагогических советах лицея. Например, Открытое заседание кафедры
«Теория и практика выявления одаренности», «Мониторинг уровня подготовки учащихся на примере международного тестирования PISA», «Анализ результатов стартовых метапредметных контрольных работ 2013», круглый стол научно-методического совета «Технология построения индивидуального маршрута», Выступление на педсовете «Инновационная культура педагогов в рамках кафедры поддержки и развития одаренности».
Каждый день мы продолжаем что-то делать вместе, наверное, можно сказать так: строим общий дом из отдельных камушков. Общий дом нашей школьной жизни. И каждый день - необыкновенный, потому что приносит новые открытия и яркие драгоценные впечатления. «Будьте самоучками, не ждите, когда Вас научит жизнь», ведь только учитель развивающийся, ищущий может воспитать талантливого ученика. Всем учителям, работающим с одаренными и творческими детьми, мне хотелось бы пожелать быть всегда неспокойными, стремиться к новому, сохранить в себе детскую непосредственность и желание изучить весь мир.