Цель: формирование у учащихся целостного представления о влажности воздуха.
Задачи:
- Создать условия для развития умений анализировать, классифицировать, объяснить разные явления и их причины.
- Способствовать развитию умения организовывать и планировать учебное сотрудничество совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- Способствовать развитию умения работать с текстами:
- находить определения « влажность воздуха», «относительная влажность», «абсолютная влажность»;
- анализировать таблицы, формулы и схематичные рисунки с информацией.
- Вывести учащихся на общее представление влажности воздуха через географию и физику.
Оборудование урока: интернет ресурсы (прогноз погоды на яндекс.ру.), тексты из учебников географии, физики.
Ход урока
На момент изучения нового материала учащиеся знакомы:
- из курса физики: с понятиями температура и ее измерение, давление и его измерение, зависимость давления от температуры, испарение, конденсация,
- из курса географии: Распределение температуры воздуха и давления по поверхности Земли, образование и движение ветров.
Учитель | Ученики | |
1. Постановка учебной задачи | ||
Учащимся предлагается дать ответ на вопрос: Что такое прогноз погоды? | Информация о погоду, о температуре, давлении, направление ветра. | |
Давайте обратимся к прогнозу погоды | На экране интерактивной доски появляется прогноз погоды яндекс (развернутый) | Анализируя данные прогноза, учащиеся выделяют, что с одним из параметров «влажность» они не знакомы. |
Что такое влажность? | на доске записывается вопрос. | Учащиеся строят предположения о понятии «влажность воздуха» |
2. Решение учебной задачи | ||
Попытаемся найти ответ на данный вопрос в текстах. | Класс делится на группы по 4 человека.Раздаются два текста (приложение 1,2) (текст № 1 из учебника физики, текст №2 из учебника географии), и задание к ним. (Приложение 3) | На работу в группах отводится 10-15 мин. |
По первому вопросу из задания идет диалог. | ||
Какие термины и определения вы выписали? | Учащиеся зачитывают, используя терминологический словарик. | |
Формулировка определения «абсолютная влажность» не вызвало затруднений. | ||
У учащихся возникла проблема с определением относительной влажности, т.к. в текстах дается разная формулировка этого понятия. | ||
Разобраться в определениях «относительной влажности» помогают учителя | По тексту № 1, учитель физики | Разобравшись, с определениями выясняется, что в текстах говориться про одно и тоже Учащиеся фиксируют в тетрадях. |
По тексту № 2, учитель географии | ||
Разбираются расчетные задачи (географические и физические) на определение относительной влажности из текстов. | ||
Отвечая на вопрос 2, учащиеся выходят на понимания содержания водяного пара в воздухе. | Записывают определение влажности воздуха | |
Про какую влажность говорится в прогнозе погоды? | Про относительную, т.к. она выражается в %. | |
Скажите, какой из текстов был взят из учебника физики, а какой из учебника географии? | Учащиеся безошибочно определяют. | |
3. Домашнее задание: | ||
Найти информацию «Влияние влажности воздуха на жизнь и здоровье человека, окружающую среду» |