Интегрированный урок (физика + география) на тему "Влажность воздуха"

Разделы: Физика, География


Цель: формирование у учащихся целостного представления о влажности воздуха.

Задачи:

  • Создать условия для развития умений анализировать, классифицировать, объяснить разные явления и их причины.
  • Способствовать развитию умения организовывать и планировать учебное сотрудничество совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Способствовать развитию умения работать с текстами:
  • находить определения « влажность воздуха», «относительная влажность», «абсолютная влажность»;
  • анализировать таблицы, формулы и схематичные рисунки с информацией.
  • Вывести учащихся на общее представление влажности воздуха через географию и физику.

Оборудование урока: интернет ресурсы (прогноз погоды на яндекс.ру.), тексты из учебников географии, физики.

Ход урока

На момент изучения нового материала учащиеся знакомы:

  • из курса физики: с понятиями температура и ее измерение, давление и его измерение, зависимость давления от температуры, испарение, конденсация,
  • из курса географии: Распределение температуры воздуха и давления по поверхности Земли, образование и движение ветров.
Учитель   Ученики
1. Постановка учебной задачи
Учащимся предлагается дать ответ на вопрос: Что такое прогноз погоды?   Информация о погоду, о температуре, давлении, направление ветра.
Давайте обратимся к прогнозу погоды На экране интерактивной доски появляется прогноз погоды яндекс (развернутый) Анализируя данные прогноза, учащиеся выделяют, что с одним из параметров «влажность» они не знакомы.
Что такое влажность? на доске записывается вопрос. Учащиеся строят предположения о понятии «влажность воздуха»
2. Решение учебной задачи
Попытаемся найти ответ на данный вопрос в текстах. Класс делится на группы по 4 человека.Раздаются два текста (приложение 1,2) (текст № 1 из учебника физики, текст №2 из учебника географии), и задание к ним. (Приложение 3) На работу в группах отводится 10-15 мин.
По первому вопросу из задания идет диалог.    
Какие термины и определения вы выписали?   Учащиеся зачитывают, используя терминологический словарик.
  Формулировка определения «абсолютная влажность» не вызвало затруднений.  
  У учащихся возникла проблема с определением относительной влажности, т.к. в текстах дается разная формулировка этого понятия.  
Разобраться в определениях «относительной влажности» помогают учителя По тексту № 1, учитель физики Разобравшись, с определениями выясняется, что в текстах говориться про одно и тоже Учащиеся фиксируют в тетрадях.
По тексту № 2, учитель географии
  Разбираются расчетные задачи (географические и физические) на определение относительной влажности из текстов.
  Отвечая на вопрос 2, учащиеся выходят на понимания содержания водяного пара в воздухе. Записывают определение влажности воздуха
Про какую влажность говорится в прогнозе погоды?   Про относительную, т.к. она выражается в %.
Скажите, какой из текстов был взят из учебника физики, а какой из учебника географии?   Учащиеся безошибочно определяют.
3. Домашнее задание:
 Найти информацию «Влияние влажности воздуха на жизнь и здоровье человека, окружающую среду»

Приложение.